КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К СОДЕРЖАНИЮ КУРСА НАЧЕРТАТЕЛЬНОЙ ГЕОМЕТРИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В связи с внедрением ГОС ВПО третьего поколения, разработанных в целях формирования образовательных программ, адекватных мировым тенденциям и потребностям труда, обсуждается содержание курса начертательной геометрии для бакалавров с позиций компетентностного подхода. Рассматриваются задачи, направленные для преодоления инерционности и слабой реакции системы высшего образования на внешние факторы. Выдвигается задача повышения роли работодателей в подготовке компетенций профессиональных кадров. Рассматривается идея включения в курс начертательной геометрии вопросов, обеспечивающих компьютерную графику. Утверждается, что повышение «качества» курсов начертательной геометрии будет способствовать достижению ряда компетенций.

Ключевые слова:
начертательная геометрия, высшее образование в России, компетентностный подход.
Текст

В Федеральной целевой программе развития образования на 2006—2010 годы (постановление Правительства РФ от 23 декабря 2005 г. № 803) и в Плане мероприятий по реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования РФ на 2005—2010 годы поставлена задача введения ГОС ВПО третьего поколения, разработанных в целях формирования образовательных программ, адекватных мировым тенденциям и потребностям труда. В основу этих ГОС ВПО положен компетентностный подход как средство усиления социального диалога высшей школы с работодателями. Для преодоления инерционности и слабой реакции системы высшего образования на внешние факторы выдвигается задача повышения роли работодателей в подготовке профессиональных кадров, точнее, их компетенций.

Основная задача заключается в получении обоснованной информации о всем многообразии представлений о компетенциях, с одной стороны, от выпускников вузов и работодателей, с другой стороны — от профессорско-преподавательского состава. Анализ полученной информации с позиций их общности и (или) различий должен определить с точки зрения разработчиков состав компетенций для тех или иных направлений подготовки (специальностей). В итоге «компетентностная модель должна вызвать к жизни сложнейшую социально-культурную, организационную, технологическую, квалиметрическую, кадровую трансформацию высшей школы. Компетентностный подход предполагает глубокие системные преобразования, затрагивающие преподавание, содержание, оценивание, образовательные технологии, связи высшего образования с другими уровнями профессионального образования…» [1]. 

Так как список выявленных и заслуживающих рассмотрения компетенций велик, то его предлагается составить путем анкетирования работодателей, выпускников и профессорско-преподавательского состава. При этом выпускники и работодатели опрашиваются только по поводу универсиальных компетенций, а преподаватели — как общих, так и предметно-специализированных (профессиональных) компетенций.

Изучение рынка труда, анализ заявленных работодателями общих компетенций предлагается проводить с учетом перспективного развития производства. Так как высшее образование призвано работать на будущее, то профессиональные компетенции следует формулировать, особенно для магистров, ориентируясь на результаты научно-исследовательских работ. Следует помнить, что знаниевые компетенции спецдисциплин инженеров «стареют» наполовину через 2-3 года после окончания вуза. Поэтому, с одной стороны, является обоснованным сокращение первого уровня высшего образования (бакалавриата) до четырех лет. С другой стороны, сокращение срока обучения бакалавров несомненно приведет к сокращению часов, отводимых на изучение фундаментальных и общетехнических дисциплин. Как следствие, это приведет к потерям в усвоении студентами теоретических основ, т.е. «фундамента» спецдисциплин. Трудно рассчитывать, что эти потери будет компенсированы составителями магистерских учебных планов, то есть  представителями выпускающих кафедр.

Список литературы

1. Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов: Методическое пособие, 2006.

2. Монж Г. Начертательная геометрия. — М.: Изд-во АН СССР, 1947.

Войти или Создать
* Забыли пароль?