ОЦЕНКА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ПО ПРОГРАММАМ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В РАМКАХ ПРОЕКТА «МОСКОВСКОЕ ДОЛГОЛЕТИЕ»
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья освещает опыт организации занятий различными формами двигательной активности с лицами пожилого возраста в рамках проекта «Московское долголетие». Анализ показателей самооценки психоэмоционального состояния занимающихся 60–75 лет с использованием методики САН констатирует позитивную динамику параметров «самочувствие», «активность» и «настроение». Педагогические наблюдения и беседы позволяют заключить, что наиболее привлекательными формами занятий физическими упражнениями для старшего поколения являются скандинавская ходьба и гимнастика. Также подчеркнём, что совместные занятия физическими упражнениями позволяют не только оптимизировать двигательный режим лиц преклонного возраста, но и обеспечить активный досуг и эмоционально насыщенное общение со своими сверстниками.

Ключевые слова:
лица пожилого возраста, программа, проект «Московское долголетие», опросник САН, общая физическая подготовка, скандинавская ходьба, гимнастика
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Введение. В концепции федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016–2020 годы» отмечается, что для улучшения здоровья населения и увеличения продолжительности жизни необходимо вовлекать большее количество граждан в спортивно-массовую и физкультурно-оздоровительную деятельность [5]. Одним из активнодействующих в данном направлении, в настоящее время, предстаёт проект «Московское долголетие», позволяющий расширить возможности для участия лиц зрелого и старшего возраста в культурных, образовательных, физкультурных, оздоровительных и иных досуговых мероприятиях. Представленная программа помогает старшему поколению москвичей вести активный образ жизни и бесплатно использовать возможности городской инфраструктуры для реализации своих потребностей и интересов. В процессе занятий решается следующий комплекс задач, направленный на улучшение здоровья, получение новых знаний и навыков, расширение круга общения и организацию содержательного досуга горожан старше 55 лет. Одним из курсов городского проекта «Московское долголетие» является вовлечение людей пожилого возраста в различные физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые программы и мероприятия [3, 4].

Цель исследования заключалась в оценке влияния занятий по программам физкультурно-оздоровительной направленности в рамках проекта «Московское долголетие» на психоэмоциональное состояние занимающихся 60–75 лет.

Методы и организация исследования. В работе мы использовали следующий комплекс методов: анализ специальной научно-методической литературы; педагогическое наблюдение; опросные методы (методика САН), математико-статистические методы обработки полученных данных.

Исследование проводилось на базе клубного формирования при центральной библиотеке г. Видное, с участием лиц пожилого возраста (60–75 лет). Для оценки психоэмоционального состояния занимающихся по программам физкультурно-оздоровительной направленности в рамках проекта «Московское долголетие» использовалась методика САН (самочувствие, активность, настроение) [1, 2]. Программы физкультурно-оздоровительной направленности включали занятия по «Общей физической подготовке» (ОФП), «Скандинавской ходьбе» и «Гимнастике». Выбор программ строился на основе изучения интересов и потребностей контингента, востребованности различных форм двигательной активности наиболее приемлемых для данной возрастной группы и с учётом их состояния здоровья и уровень физической подготовленности. Анкетирование проводилось до занятия и сразу после его окончания. В каждой группе было опрошено по 12 чел. в возрасте от 60 до 75 лет (26 женщин и 10 мужчин). Сбор информации проводился в период с 09.09.2019 по 30.09.2019 г. Обработка полученных результатов осуществлялась с 01.10.2019 по 04.10.2019 г.

Ниже приводятся фрагменты планов-конспектов занятий по экспериментальным программам и результаты оценки психоэмоционального состояния лиц пожилого возраста, занимающихся по данным программам (табл. 2, 4, 6 и рис. 1–3).

Таблица 2

Сводная таблица значений измеряемых параметров, по оценке занимающихся по программе «ОФП» (Критерий Вилкоксона)

Показатели САН

До измерения, t до

После измерения,

t после

Разность

(t до –t после)

Абсолютное значение разности

Ранговый номер разности

Самочувствие

40

42

2

2

1

Активность

46

50

4

4

2

Настроение

38

51

13

13

3

 

Сумма

 

 

 

6

 

Эмпирическое значение Т попадает в зону значимости: Тэмп < Ткр (при р≤0,01). Таким образом, гипотеза H0 принимается. Показатели после эксперимента превышают значения показателей до опытно-экспериментальной работы.

 

Таблица 3

 Фрагмент плана-конспекта основной части занятия

по программе «Гимнастика»

Часть занятия

Содержание занятия

Дозировка

Основная

(25 мин.)

Суставная гимнастика для позвоночника

1) И.п. – лежа на спине. Выпрямленную левую ногу положить на правую. Руки в стороны. Спиральный поворот влево. Голову повернуть вправо. Поворот в другую сторону.

То же с другой ноги.

2) И.п. – лежа на спине. Ноги прямые. Стопы на себя. Руки в стороны. Пятку левой стопы положить на пальцы правой стопы. Спиральный поворот влево. Голову – вправо. Поворот в другую сторону.

То же с другой ноги.

3) И.п. – лежа на спине. Руки в стороны. Стопу согнутой правой ноги поставить на коленную чашечку выпрямленной левой. Спиральный поворот влево. Голову – вправо. Стараться коснуться коленом пола. Поворот в другую сторону.

То же с другой ноги.

4) И.п. – лежа на спине. Руки в стороны. Широко расставить ноги, согнув их в коленях. Ступни поставить на пол. Спиральный поворот влево. Голову – вправо. Ноги по всей длине соприкасаются с полом.

5) И.п. – лежа на спине. Руки в стороны. Согнуть ноги, сведя колени и ступни. Спиральный поворот влево. Голову – вправо. Ноги постараться прижать к полу. Поворот в другую сторону.

 

Суставная гимнастика для нижних конечностей

6) И.п. – сед ноги вместе, носки на себя. Сгибать и разгибать стопы. Сначала попеременно, затем одновременно.

7) И.п. – то же. Вращательные движения стопами – также по 10 раз, сначала внутрь, потом наружу.

8) И.п. – то же. Большие пальцы рук упираются в середину верхней части подошвы (между подушечками пальцев ног), остальные пальцы обхватывают стопу с внешней стороны. На выдохе скрутка стопы подошвой вверх с одновременным наклоном корпуса. Аналогично выполняется скрутка стопы подошвой вниз.

9) И.п. – стойка ноги скрестно с опорой на наружные края стоп, руки на поясе. 1 – подняться на носки; 2 – вернуться в И.п.

Усложнить перекатом на пятки.

10) И.п. – стойка руки на поясе. Ходьба на носках.

 

 

5–8 раз

 

 

5–8 раз

 

 

 

 

5–8 раз

 

 

 

5–8 раз

 

 

5–8 раз

 

 

 

 

по 15 раз

 

 

по 10 раз

 

20–30 с

 

 

 

 

20–30 с

 

20–30 с

 

Эмпирическое значение Т попадает в зону значимости: Тэмп < Ткр (при р≤0,01). Гипотеза H0 принимается. Показатели после эксперимента превышают значения показателей до опытно-экспериментальной работы.

Выводы. Программы для лиц пожилого возраста: «Общая физическая подготовка», «Гимнастика», «Скандинавская ходьба» привели к улучшению показателей «Самочувствие», «Активность» и «Настроение». По критерию «Самочувствие» наибольший эффект имела программа «Скандинавская ходьба» – прирост составил 14 условных баллов. Наименьший прирост из исследуемых программ показала программа «Общая физическая подготовка» – прирост составил 2 условных балла. Достаточно высокий результат оценки параметра «Самочувствие» показала программа «Гимнастика» – прирост составил 11 условных баллов. Соответствующие результаты по критерию «Активность» по этим программам следующие: «Скандинавская ходьба» – 6 условных баллов, «Общая физическая подготовка» – 4 условных балла, «Гимнастика» – 20 условных баллов, что является максимальным приростом среди представленных программ. По критерию «Настроение» наиболее эффективными оказались программы «Скандинавская ходьба» и «Гимнастика», прирост составил 18 и 17 условных баллов соответственно. Программа «Общая физическая подготовка» показала прирост 13 условных баллов. Таким образом, можно констатировать, что контингент лиц пожилого возраста проявляют высокую заинтересованность и потребность в регулярных занятиях различными формами и видами двигательной активности, с удовольствием посещают занятия по различным видам спорта. В личной беседе с представителями данной социальной группы выявлено, что немаловажную роль играют возможность общаться со своими сверстниками, получить квалифицированную методическую помощь инструктора по видам спорта, наблюдать за своим здоровьем, приобщиться к здоровому физически активному образу жизни.

При этом также подчеркнём, что развитие того или иного вида спорта или формы двигательной активности зависит от многих факторов: наличия соответствующей физкультурно-спортивной инфраструктуры и спортивного инвентаря, квалифицированных специалистов, возможности получить компетентную помощь и рекомендации медицинских работников. Постоянный мониторинг этих и иных вопросов позволит более эффективно выстроить физкультурно-оздоровительную работу с лицами пожилого и старшего возраста, сохранить их высокую дееспособность, продлить активное долголетие и тем самым реализовать отдельные пункты концепции на практике, осуществлять поиск наиболее востребованных форм двигательной активности и видом спорта среди различных социально-демографических групп населения, включая лиц пожилого и старшего возраста.

 

Список литературы

1. Истратова, О.Н. Психодиагностика. Коллекция лучших тестов / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 375 с.

2. Карелин, А.А. Большая энциклопедия психологических тестов / А.А. Карелин. – Москва: Изд-во Эксмо, 2006. – 416 с.

3. Люсова, О.В. Особенности формирования психологического здоровья женщин «третьего возраста» / О.В. Люсова // Физическое воспитание и спортивная тренировка. – Волгоград: ВГАФК. – 2014. – № 4 (10).

4. Московское долголетие [Электронный ресурс]. URL: https://www.mos.ru. (дата обращения: 04.10.19).

5. https://www.minsport.gov.ru/activities/federal-programs/2/26361/

Войти или Создать
* Забыли пароль?