Статья освещает опыт организации занятий различными формами двигательной активности с лицами пожилого возраста в рамках проекта «Московское долголетие». Анализ показателей самооценки психоэмоционального состояния занимающихся 60–75 лет с использованием методики САН констатирует позитивную динамику параметров «самочувствие», «активность» и «настроение». Педагогические наблюдения и беседы позволяют заключить, что наиболее привлекательными формами занятий физическими упражнениями для старшего поколения являются скандинавская ходьба и гимнастика. Также подчеркнём, что совместные занятия физическими упражнениями позволяют не только оптимизировать двигательный режим лиц преклонного возраста, но и обеспечить активный досуг и эмоционально насыщенное общение со своими сверстниками.
лица пожилого возраста, программа, проект «Московское долголетие», опросник САН, общая физическая подготовка, скандинавская ходьба, гимнастика
Введение. В концепции федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016–2020 годы» отмечается, что для улучшения здоровья населения и увеличения продолжительности жизни необходимо вовлекать большее количество граждан в спортивно-массовую и физкультурно-оздоровительную деятельность [5]. Одним из активнодействующих в данном направлении, в настоящее время, предстаёт проект «Московское долголетие», позволяющий расширить возможности для участия лиц зрелого и старшего возраста в культурных, образовательных, физкультурных, оздоровительных и иных досуговых мероприятиях. Представленная программа помогает старшему поколению москвичей вести активный образ жизни и бесплатно использовать возможности городской инфраструктуры для реализации своих потребностей и интересов. В процессе занятий решается следующий комплекс задач, направленный на улучшение здоровья, получение новых знаний и навыков, расширение круга общения и организацию содержательного досуга горожан старше 55 лет. Одним из курсов городского проекта «Московское долголетие» является вовлечение людей пожилого возраста в различные физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые программы и мероприятия [3, 4].
Цель исследования заключалась в оценке влияния занятий по программам физкультурно-оздоровительной направленности в рамках проекта «Московское долголетие» на психоэмоциональное состояние занимающихся 60–75 лет.
Методы и организация исследования. В работе мы использовали следующий комплекс методов: анализ специальной научно-методической литературы; педагогическое наблюдение; опросные методы (методика САН), математико-статистические методы обработки полученных данных.
Исследование проводилось на базе клубного формирования при центральной библиотеке г. Видное, с участием лиц пожилого возраста (60–75 лет). Для оценки психоэмоционального состояния занимающихся по программам физкультурно-оздоровительной направленности в рамках проекта «Московское долголетие» использовалась методика САН (самочувствие, активность, настроение) [1, 2]. Программы физкультурно-оздоровительной направленности включали занятия по «Общей физической подготовке» (ОФП), «Скандинавской ходьбе» и «Гимнастике». Выбор программ строился на основе изучения интересов и потребностей контингента, востребованности различных форм двигательной активности наиболее приемлемых для данной возрастной группы и с учётом их состояния здоровья и уровень физической подготовленности. Анкетирование проводилось до занятия и сразу после его окончания. В каждой группе было опрошено по 12 чел. в возрасте от 60 до 75 лет (26 женщин и 10 мужчин). Сбор информации проводился в период с 09.09.2019 по 30.09.2019 г. Обработка полученных результатов осуществлялась с 01.10.2019 по 04.10.2019 г.
Ниже приводятся фрагменты планов-конспектов занятий по экспериментальным программам и результаты оценки психоэмоционального состояния лиц пожилого возраста, занимающихся по данным программам (табл. 2, 4, 6 и рис. 1–3).
Таблица 2
Сводная таблица значений измеряемых параметров, по оценке занимающихся по программе «ОФП» (Критерий Вилкоксона)
Показатели САН |
До измерения, t до |
После измерения, t после |
Разность (t до –t после) |
Абсолютное значение разности |
Ранговый номер разности |
Самочувствие |
40 |
42 |
2 |
2 |
1 |
Активность |
46 |
50 |
4 |
4 |
2 |
Настроение |
38 |
51 |
13 |
13 |
3 |
|
Сумма |
|
|
|
6 |
Эмпирическое значение Т попадает в зону значимости: Тэмп < Ткр (при р≤0,01). Таким образом, гипотеза H0 принимается. Показатели после эксперимента превышают значения показателей до опытно-экспериментальной работы.
Таблица 3
Фрагмент плана-конспекта основной части занятия
по программе «Гимнастика»
Часть занятия |
Содержание занятия |
Дозировка |
Основная (25 мин.) |
Суставная гимнастика для позвоночника 1) И.п. – лежа на спине. Выпрямленную левую ногу положить на правую. Руки в стороны. Спиральный поворот влево. Голову повернуть вправо. Поворот в другую сторону. То же с другой ноги. 2) И.п. – лежа на спине. Ноги прямые. Стопы на себя. Руки в стороны. Пятку левой стопы положить на пальцы правой стопы. Спиральный поворот влево. Голову – вправо. Поворот в другую сторону. То же с другой ноги. 3) И.п. – лежа на спине. Руки в стороны. Стопу согнутой правой ноги поставить на коленную чашечку выпрямленной левой. Спиральный поворот влево. Голову – вправо. Стараться коснуться коленом пола. Поворот в другую сторону. То же с другой ноги. 4) И.п. – лежа на спине. Руки в стороны. Широко расставить ноги, согнув их в коленях. Ступни поставить на пол. Спиральный поворот влево. Голову – вправо. Ноги по всей длине соприкасаются с полом. 5) И.п. – лежа на спине. Руки в стороны. Согнуть ноги, сведя колени и ступни. Спиральный поворот влево. Голову – вправо. Ноги постараться прижать к полу. Поворот в другую сторону.
Суставная гимнастика для нижних конечностей 6) И.п. – сед ноги вместе, носки на себя. Сгибать и разгибать стопы. Сначала попеременно, затем одновременно. 7) И.п. – то же. Вращательные движения стопами – также по 10 раз, сначала внутрь, потом наружу. 8) И.п. – то же. Большие пальцы рук упираются в середину верхней части подошвы (между подушечками пальцев ног), остальные пальцы обхватывают стопу с внешней стороны. На выдохе скрутка стопы подошвой вверх с одновременным наклоном корпуса. Аналогично выполняется скрутка стопы подошвой вниз. 9) И.п. – стойка ноги скрестно с опорой на наружные края стоп, руки на поясе. 1 – подняться на носки; 2 – вернуться в И.п. Усложнить перекатом на пятки. 10) И.п. – стойка руки на поясе. Ходьба на носках. |
5–8 раз
5–8 раз
5–8 раз
5–8 раз
5–8 раз
по 15 раз
по 10 раз
20–30 с
20–30 с
20–30 с |
Эмпирическое значение Т попадает в зону значимости: Тэмп < Ткр (при р≤0,01). Гипотеза H0 принимается. Показатели после эксперимента превышают значения показателей до опытно-экспериментальной работы.
Выводы. Программы для лиц пожилого возраста: «Общая физическая подготовка», «Гимнастика», «Скандинавская ходьба» привели к улучшению показателей «Самочувствие», «Активность» и «Настроение». По критерию «Самочувствие» наибольший эффект имела программа «Скандинавская ходьба» – прирост составил 14 условных баллов. Наименьший прирост из исследуемых программ показала программа «Общая физическая подготовка» – прирост составил 2 условных балла. Достаточно высокий результат оценки параметра «Самочувствие» показала программа «Гимнастика» – прирост составил 11 условных баллов. Соответствующие результаты по критерию «Активность» по этим программам следующие: «Скандинавская ходьба» – 6 условных баллов, «Общая физическая подготовка» – 4 условных балла, «Гимнастика» – 20 условных баллов, что является максимальным приростом среди представленных программ. По критерию «Настроение» наиболее эффективными оказались программы «Скандинавская ходьба» и «Гимнастика», прирост составил 18 и 17 условных баллов соответственно. Программа «Общая физическая подготовка» показала прирост 13 условных баллов. Таким образом, можно констатировать, что контингент лиц пожилого возраста проявляют высокую заинтересованность и потребность в регулярных занятиях различными формами и видами двигательной активности, с удовольствием посещают занятия по различным видам спорта. В личной беседе с представителями данной социальной группы выявлено, что немаловажную роль играют возможность общаться со своими сверстниками, получить квалифицированную методическую помощь инструктора по видам спорта, наблюдать за своим здоровьем, приобщиться к здоровому физически активному образу жизни.
При этом также подчеркнём, что развитие того или иного вида спорта или формы двигательной активности зависит от многих факторов: наличия соответствующей физкультурно-спортивной инфраструктуры и спортивного инвентаря, квалифицированных специалистов, возможности получить компетентную помощь и рекомендации медицинских работников. Постоянный мониторинг этих и иных вопросов позволит более эффективно выстроить физкультурно-оздоровительную работу с лицами пожилого и старшего возраста, сохранить их высокую дееспособность, продлить активное долголетие и тем самым реализовать отдельные пункты концепции на практике, осуществлять поиск наиболее востребованных форм двигательной активности и видом спорта среди различных социально-демографических групп населения, включая лиц пожилого и старшего возраста.
1. Истратова, О.Н. Психодиагностика. Коллекция лучших тестов / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 375 с.
2. Карелин, А.А. Большая энциклопедия психологических тестов / А.А. Карелин. – Москва: Изд-во Эксмо, 2006. – 416 с.
3. Люсова, О.В. Особенности формирования психологического здоровья женщин «третьего возраста» / О.В. Люсова // Физическое воспитание и спортивная тренировка. – Волгоград: ВГАФК. – 2014. – № 4 (10).
4. Московское долголетие [Электронный ресурс]. URL: https://www.mos.ru. (дата обращения: 04.10.19).
5. https://www.minsport.gov.ru/activities/federal-programs/2/26361/