Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Автор исследует вопросы деятельности классного руководителя в системе воспитания. Создание условий для развития личности студентов педагогического колледжа.
мультимедиа-технологии, информационная культура, образовательные задачи, информационные технологии, деятельностный подход, требования к организации работы
В настоящее время происходит переориентация классного руководителя на современные концепции воспитания, продумывание воспитательной системы для создания условий для самореализации обучающихся. В государственной образовательной политике воспитание приобретает приоритетную роль. В этой связи, целью воспитательной системы ГБПОУ «Светлоградского педагогического колледжа» является направление и мобилизация деятельности классного руководителя на развитие личности обучающихся, формирование их способности к самоорганизации и самоопределению, самоадаптации в социуме.
Целью воспитания студентов колледжа является создание оптимальных условий для развития личности будущего специалиста, конкурентоспособного и востребованного рынком труда, обладающего высокой духовно-нравственной культурой, социальной и творческой активностью, качествами гражданина-патриота.
Исследователи в области педагогики утверждают, что для достижения вышеуказанных целей одних только воспитательных мероприятий недостаточно, необходима воспитательная система, способная обеспечить максимально благоприятные условия для развития личности студентов.
Воспитательная система является сложным социально-педагогическим явлением, в центре которого находится студент и студенческий коллектив в целом. Уровень развития этого коллектива, уровень сформированности в нём межличностных отношений определяется уровнем педагогического мастерства классного руководителя. Нельзя также не учитывать роли родителей, семьи, учителей-предметников, психолога, социального педагога, различных студенческих объединений, участвующих в жизнедеятельности студенческого коллектива в воспитательном процессе [1, с. 32].
В ГБПОУ «Светлоградский педагогический колледж» система воспитания реализуется через следующие основные модули: «Профессия», «Мой дом - Россия», «Здоровый образ жизни», «Мир во мне и мир во вне», «Взаимодействие с семьёй».
Выпускники колледжа уже обладают некоторой степенью социальной защищенности, потому что в настоящее время педагогические специальности довольно востребованы на рынке труда, а вот обучающиеся только получают профессиональную консультацию и активизацию к будущей профессии, познают основы профессионального мастерства. В этой связи, классный руководитель, стоящий ближе всех к будущим выпускникам, способен помочь обучающимся сформировать качества, которые удовлетворили бы их потребности в профессиональной сфере. На эти цели работает модуль «Профессия».
Содержание модуля «Профессия» включает такие разделы, как: «В мире профессии (профессиональное воспитание)», «Я и моё учебное заведение (корпоративное воспитание», «студенческое самоуправление». Через модуль «Профессия» решаются следующие воспитательные задачи:
- формирование образовательного пространства, способствующего профессиональному становлению личности студента, формирование личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности и способствующих успешной адаптации на рынке труда;
- сохранение и приумножение традиций колледжа, преемственность в воспитании студенческой молодежи, формирование корпоративной культуры;
- развитие системы студенческого самоуправления, повышение социальной активности обучающихся, их самостоятельности и ответственности в организации жизни студенческого коллектива; формирование активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков.
В рамках модуля «Профессия» в колледже проходят встречи студентов с интересными людьми (к празднованию Дня программиста − для студентов, обучающихся по специальности прикладная информатика; для студентов специальностей дошкольное образование и преподавание в начальных классах − встречи с ветеранами педагогического труда). Предметные недели знаменуются внеурочными мероприятиями по психолого-педагогическим, математическим и филологическим, естественно-эстетическим и специальным дисциплинам. Студенты участвуют в различных шефских и волонтерских акциях («Забота» (оказание шефской помощи ветеранам педагогического труда, поздравление их с календарными праздниками), «Шаг навстречу», «Подари книгу или учебник колледжу»)). В ходе бесед и тематических часов студенты знакомятся с Уставом колледжа, с особенностями своих будущих профессий.
Система ученического самоуправления предполагает руководящую и направляющую роль классного руководителя, способного организовать гуманистические и демократические отношения в различных формах и видах совместной деятельности. Студенты колледжа принимают активное участие в торжественных и административных линейках, выборных групповых студенческих собраниях, участвуют в определении планов и задач на учебный год.
Государственная программа «Патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» относит патриотическое воспитание к составной части общего воспитательного процесса [2, с. 8]. В этой связи, образовательное учреждение реализует следующие задачи:
- формирование гражданской позиции, патриотического сознания, правовой и политической культуры;
- воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России, формирование национальной и религиозной терпимости, толерантности, развитие культуры межэтнических отношений;
- профилактика экстремизма и терроризма в студенческой среде;
- профилактика правонарушений и преступлений в молодежной среде, воспитание законопослушных граждан; оказание своевременной социально-психологической поддержки обучающимся, входящим в «группу риска»;
- оказание всесторонней помощи и поддержки обучающимся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществление постинтернатного сопровождения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выпускников государственных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- воспитание трудолюбия и бережливости, поддержание санитарного состояния учебного корпуса, дворовой территории в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями.
Перечисленные задачи решаются в рамках модуля «Мой дом - Россия». Данный модуль включает разделы: «Патриотическое воспитание», «Я – гражданин России. Гражданско-правовое воспитание», «Профилактика терроризма и экстремизма. Антитеррористическое воспитание», «Безопасность», «Профилактика - правонарушение и преступление», «Работа с обучающимися числа детей сирот, инвалидов», «Трудовое воспитание студентов».
Важное место в воспитании занимают месячники гражданственности и патриотизма, уроки патриотизма и мужества по темам: «В жизни всегда есть место подвигу», «В жизни у каждого свой бой» (о воинах – интернационалистах), «С праздником, ветеран!», «На войне детей не бывает», «Сохраним в сердцах своих память светлую о них», «Подвиг, вошедший в историю», военно-спортивные мероприятия и праздники. Студенты и преподаватели совместно с Советом ветеранов ежегодно участвуют в митингах, посвященных Дню Победы, возлагают цветы к мемориалу воинов, павших в ВОВ и Вечному огню.
Особую роль в гражданско-правовом воспитании играет участие совершеннолетних студентов в выборах краевого и общероссийского масштаба, знакомство с Конституцией Российской Федерации и с государственными символами России.
Большой вклад в антитеррористическое воспитание вносят мониторинги студенческих коллективов, входящих в состав молодежных группировок, разъяснительные беседы по противодействию межнациональной напряженности и безопасности в глобальной сети. Важную роль в профилактике интернет-зависимости играют профилактические часы общения: «Компьютерная зависимость и способы борьбы с ней», «Виртуальная агрессия», «Страдания от кибермании», «Интернет-безопасность» и др.
Большое внимание уделяется профилактике правонарушений, индивидуальной работе со студентами, склонными к девиантному поведению, выявление студентов, оказавшихся в трудном материальном положении, сирот и инвалидов из числа студентов групп и работе с ними.
Модуль «Здоровый образ жизни» является неотъемлемой частью системы воспитания студентов колледжа. Модуль предполагает решение следующих задач:
- сохранение укрепления нравственного, физического и психического здоровья, воспитание культуры здорового и безопасного образа жизни;
- профилактика употребления психоактивных веществ, наркотических средств, алкоголя, табака; формирование положительного отношения к здоровому образу жизни;
- формирование установок на физическое совершенствование, воспитание у студентов стремления регулярно заниматься физической культурой и спортом, создание оптимальных условий для организации физкультурно-оздоровительной работы;
- воспитание экологической культуры.
Состояние здоровья студентов определяется их образом жизни. В студенческом коллективе важно создать среду психологического комфорта, трудовой работоспособности и самоотдачи, общественной и учебной активности. Здоровый образ жизни во многом зависит, какие ценности производятся студентом, как они влияют на развитие его личности, удовлетворяются ли его общественные потребности, каковы его ценностные ориентации, нравственный и социальный опыт. Так, в рамках модуля «Здоровый образ жизни» реализуются следующие компоненты системы воспитания: «План мероприятий по здоровьесбережению», «План мероприятий по суицидальному поведению», «Профилактика употребления ПАВ. Профилактика СПИДа и суицидального поведения»», «Спортивно-массовая работа», «В мире природы» (экологическое воспитание)». Систематическое проведение мероприятий по здоровьесбережению включает уроки культуры здоровья; беседы по профилактике простудных заболеваний, кишечных инфекций, пищевых отравлений, а так же, по профилактике алкоголизма и табакокурения; встречи с психологом по выявлению детей, склонных к суицидальному поведению; тематические часы общения по профилактике наркомании «Пропаганда наркотиков в социальных сетях»; индивидуальную работу со студентами, склонными к асоциальному поведению. Регулярно студенты колледжа вовлекаются в спортивные секции (волейбол, баскетбол, ОФП, ритмика), принимают участие в спартакиадах по различным видам спорта, участвуют в экологических десантах и акциях.
На сегодняшний день основным фактором успешности профессиональной деятельности выпускника педагогического колледжа является его нравственный и эстетический потенциал, духовное богатство и целостность личности. Такой подход позволяет будущему педагогу передавать следующим поколениям как интеллектуальные, так и духовно-нравственные ценности. При развитии нравственных качеств личности система воспитания колледжа реализует модуль «Мир во мне и мир вовне». В задачи данного модуля входит:
- воспитание нравственных качеств личности, ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры; развитие ориентации на общечеловеческие ценности;
- создание благоприятных условий проявления и мотивации творческой активности обучающихся в различных сферах социально значимой деятельности;
- формирование благоприятного нравственно-психологического микроклимата в студенческом коллективе; формирование культуры общения и построения межличностных отношений, коллективной деятельности, нравственной позиции студента;
- воспитание ценности семьи, формирование сознательного отношения к семейной жизни.
В содержание модуля «Мир во мне и мир вовне» входят разделы: «В мире творчества и искусства» (развитие творческих способностей), «Ты среди людей. Духовно-нравственное воспитание», «Моя семья. Семейное и половое воспитание».
Студенты посещают кружки следующей направленности: «История колледжа», «Художественное слово», «Вокальный», мастерскую декоративно-прикладного творчества «Пресс-центр», «Интернет-пространство», «Ботанический», клуб «Волонтер», клуб вожатых «Лидер» и другие творческие мастерские. Важное место в духовно-нравственном воспитании студентов отводится этическим беседам и тематическим часам общения на темы: «Человек отражается в своих поступках», «Критерии воспитанности человека», «Культура личности – духовная ценность», «Культура нашей речи», «Культура общения в социальных сетях», «Правила поведения в колледже», «Культура внешнего вида», «Бывает ли любовь с первого взгляда?», «Семейные ценности и цели», «Тепло семейного очага» и др. Также в рамках данного модуля проводится индивидуальная работа с родителями студентов, имеющих проблемы в обучении и поведении и психологические проблемы.
Следующим аспектом деятельности классного руководителя является работа с родителями, основной задачей которой является привлечение их к воспитанию и образованию студентов. Многие семьи нуждаются в квалифицированной и систематической помощи со стороны учебного заведения, поэтому важно активно включать родителей как в учебно-воспитательный процесс, так и во внеурочную деятельность. Необходимо устанавливать сотруднические и партнерские отношения с членами семей каждого студента, создавать атмосферу общности и взаимоподдержки, работающую на воспитание и развитие обучаемых.
Для повышения эффективности работы с родителями служит модуль «Взаимодействие с семьёй». В задачи данного модуля входит:
- повышение педагогической культуры родителей, совершенствования семейного воспитания;
- развитие системы сотрудничества с семьей в вопросах воспитания, формирование общих подходов к воспитанию.
Для решения этих задач используются разнообразные приемы, методы и формы работы: мониторинг социального положения семей студентов; работа по обследованию и выявлению многодетных, неполных, малообеспеченных семей; индивидуальная работа с родителями студентов, имеющих проблемы в обучении и поведении; родительские собрания; разъяснительная работа с родителями студентов по профилактике терроризма и экстремизма; привлечение родителей к дежурству во время проведения культурно-массовых мероприятий.
Таким образом, эффективность воспитательного процесса зависит от совокупности действий всех структур воспитательного пространства образовательного учреждения как внутри, так и за его пределами. Система воспитания ГБПОУ «Светлоградского педагогического колледжа» основывается на фундаментальных ценностях профессиональной и общей культуры развития личности, интеграции воспитательной, научной и учебной деятельности, а результатом реализации концепции воспитательной системы колледжа является конкурентоспособный и компетентный специалист, способный, в дальнейшем, к творческой и профессиональной самореализации.
1. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. - 3-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий. − 2012. − 608 с.
2. Государственная программа «Патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» http://static.government.ru/media/files/8