г. Санкт-Петербург и Ленинградская область, Россия
Россия
УДК 15 Психология
ГРНТИ 15.31 Психология развития. Возрастная психология. Сравнительная психология
В статье рассматриваются механизмы проявления симпрактической и синсемантической систем в процессе речевого высказывания. Рассматривается проблема различий закономерностей и механизмов переходов от симпрактической стратегии интерпретации лексических значений к синсемантической у взрослых. Каким образом осуществляются подобного рода переходы, до сих пор недостаточно известно. Предпринимается попытка выявить базовые институции, благодаря которым начинается процесс движения живой речи и формируется опыт высказывания (дискурс) человека, определяющий уровень абстрактного или синсемантического мышления. Знание подобного рода необходимы не только при создании различных методик обучения иностранному и родному языкам. Посредством языковых репрезентаций становится доступным внутренний мир человека, структура и содержание его сознания и самосознания. Обращается внимание на относительно новый для российского психолингвистического сообщества американский и европейский опыт языкового обучения мигрантов, на перспективы развития билингвизма среди преподавателей в неязыковой высшей образовательной организации. Ставится вопрос о необходимости проведения исследований в области совместимости / несовместимости внеязыковых и языковых типов культур, индивидуального опыта и ментальных традиций представителей различных стран, обучающихся в ведомственной образовательной организации.
синсемантическая речь, нелинейное развитие, симпрактическая и синсемантическая стратегии мышления, симпрактическая интерпретация лексических значений, синтагматический аспект высказывания
1. Андреева Г. М. Социальная психология сегодня: поиски и размышления. – Москва: НОУ ВПО Московский психолого-социальный ин-т, 2009. – 159 с.
2. Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения. – Т. 2. – Москва: Педагогика, 1979. – 400 с.
3. Винокур Т. Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. – Москва: Наука, 1993. – 172 с.
4. Выготский Л. С. Собр. соч.: в 6 т. – Т. 1. – Москва: Педагогика, 1982. – 487 с.
5. Зимняя И. А. Психологические основы обучения иностранным языкам в школе. – Москва: Просвещение, 1991. – 222 с.
6. Лурия А. Р. Язык и сознание / под ред. Е. Д. Хомской. – Москва: Изд-во Моск. ун-та, 1979. – 320 с.
7. Остин Дж. Значение слова / Джон Остин. Избранное. – Москва: Идея-пресс, 1999. – С. 308–326.
8. Пашук Н. С. Психология речи. – Минск: Изд-во МИУ, 2010. – 137 с.
9. Райл Дж. Понятие сознания. – Москва: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000. – 408 с.
10. Романов В. Н. Историческое развитие культуры. Психолого-типологический аспект. – Москва: Савин, 2003. – 447 с.
11. Телия В. Н. О специфике отображения мира психики и знания в языке / Сущность, развитие и функции языка. – Москва: Наука, 1987. – С. 65–75.
12. Фёдоров М. А. Эволюция концептуальной метафоры «время – ценная вещь» в британской лингвокультуре : монография / науч. ред. П. П. Дашинимаева. – Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2018. – 242 с.