ФГОБУ ВО “Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации”
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
В центре внимания статьи — содержательные особенности экономических задач ЕГЭ по математике и методические особенности подготовки школьников к их решению. Обоснована необходимость и методическая целесообразность этих задач в структуре профильного экзамена по математике. Особое внимание уделяется процессу формализации – первому и обязательному этапу решения математических задач экономического содержания, а также решению задач различными способами с возможностью выбора школьником рационального способа решения. Выделены типовые ошибки учащихся при работе с экономическими задачами ЕГЭ по математике, возникающие на разных этапах учебно-познавательной деятельности. Представлены рекомендации для учителей математики, соблюдение которых способствует преодолению указанных ошибок и затруднений учащихся. Разобранные и методически охарактеризованные методы решения одной из экономических задач ЕГЭ по математике могут быть распространены на задачи различных типов и разнообразного социально-экономического содержания. Важное место в системе представленных методов занимают векторно-координатный метод и метод использования свойств функций — традиционно не находящие достаточного применения в рамках школьного курса математики, однако в полной мере доступные для понимания школьниками старших классов. Выделенные методические особенности подготовки к решению экономических задач могут быть полезны для совершенствования системы подготовки школьников к сдаче ЕГЭ по математике, а также для обновления содержания профориентационной работы со школьниками старших классов.
математическая подготовка, математическая экономика, единый государственный экзамен, содержание обучения, типовая ошибка, формализация, моделирование
1. Быканова О. А. Развитие личностных и социально-ориентированных качеств у старшеклассников на основе летней профильной практики в экономическом ВУЗе / В сборнике: Функционально-дифференциальные уравнения и их основные аспекты Сборник материалов II Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией А.Д. Назарова, Г.С. Атагишиевой. – 2017. – С. 48-51.
2. Быканова О. А., Филиппова Н. В. Летняя образовательная программа для мотивированных абитуриентов: шаг в будущее // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2017. – Т. 6. – № 3 (20). – С. 48-50.
3. Власов Д. А. Элементы математических методов в экономике в контексте профессиональной ориентации школьников // Профессиональная ориентация. – 2018. – № 1. – С. 5.
4. Дьякова Е. А., Гурина Т. А. Современные подходы к обучению физике и математике в школе. – Армавир, Армавирский государственный педагогический университет (Армавир). – 2019. – 214 c.
5. Калинина Е. С. Математическое моделирование организации образовательного процесса // Психолого-педагогические проблемы безопасности человека и общества. – 2010. – № 3 (8). – С. 5-13.
6. Кононенко Н. В., Токарева Ю. С. Реализация внутрипредметных связей в рамках содержательно-методических линий школьного курса математики // Самарский научный вестник. – 2019. – Т. 8. – № 3 (28). – С. 290-295.
7. Король А. Д., Бровка Н.В. Об актуальности исследований по теории обучения математике и информатике // Педагогическая информатика. – 2018. – № 1. – С. 119-129.
8. Лихачев Г. Г., Сухорукова И. В. Компьютерное моделирование и математическое обеспечение экономико-социальных задач // Экономический анализ: теория и практика. – 2003. – № 5 (8). – С. 60-62.
9. Мастяева И. Н., Горемыкина Г. И. Методы оптимальных решений. – М.: Общество с ограниченной ответственностью Издательство "КУРС", 2016. – 384 с.
10. Монахов В. М., Краснер Н. Я. Методы оптимизации. Применение мат. методов в экономике: пособие для учителя – М.: Просвещение, 1978. – 175 с.
11. Муханов С. А., Муханова А. А. Использование сервиса WolframAlpha в экономико- статистических расчетах // Системные технологии. – 2019. – № 1 (30). – С. 152-157.
12. Полежаев В. Д., Полежаева Л. Н. Способы и приемы активизации познавательной деятельности при обучении математике // Актуальные проблемы преподавания математики в техническом ВУЗе. – 2018. – № 6. – С. 218-224.
13. Полежаев В. Д., Полежаева М. В. Портфолио студента как инструмент создания индивидуальной траектории обучения // Современные наукоемкие технологии. – 2008. – № 3. – С. 45.
14. Синчуков А. В. Роль элементов финансового моделирования в профессиональной ориентации школьников // Профессиональная ориентация. – 2018. – № 1. – С. 13.
15. Смирнов Е. И. Фундирование опыта в профессиональной подготовке и инновационной деятельности педагога. – Ярославль, Издательство "Канцлер" 2012. – 655 c.
16. Тестов В. А. Основные задачи развития математического образования // Образование и наука. – 2014. – № 4 (113). – С. 3-17.
17. Тихомиров Н. П. Научная школа "Повышение качества разработки и использования математического инструментария в решении проблем анализа прогнозирования и управления социально-экономическими процессами" // Вестник Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова. – 2007. – № 1. – С. 47-53.
18. Токарева Ю. С., Корякин М. А. Практико-ориентированные задачи как способ формирования навыков теоретико-игрового моделирования / В сборнике: Современные технологии, экономика и образование Сборник материалов Всероссийской научно-методической конференции. – 2019. – С. 138-139.
19. Фомин Г. П., Карасев П. А. Математика в экономике: 813 задач с комментариями и ответами. Учебное пособие – М.: Общество с ограниченной ответственностью "Издательство "КноРус", 2019. – 368 c.
20. Шестаков С. А. ЕГЭ 2020. Математика. Задачи с экономическим содержанием. Задача 17. Профильный уровень. ФГОС. – М.: Московский центр непрерывного математического образования (МЦНМО), 2020. – 208 с.