г. Санкт-Петербург и Ленинградская область, Россия
Россия
УДК 15 Психология
ГРНТИ 15.81 Прикладная психология
Статья представляет анализ опыта дистанционного обучения в условиях самоизоляции, полученного весной 2020 года в образовательных организациях высшего образования. Опрос обучающихся в первые дни перехода на онлайн-обучение и через три месяца работы в данном режиме позволил выявить наиболее распространённые затруднения, проявленные в субъективных оценках курсантов и преподавателей образовательной организации высшего образования. Выявлены четыре группы затруднений, которые, по мнению обучающихся, снижают не только продуктивность работы в процессе вынужденного дистанционного обучения, но и удовлетворенность такой формой обучения: трудности, связанные со снижением мотивации, креативности, ценности профессионального обучения; трудности в понимании и выполнении заданий; пользовательские трудности при работе с компьютером; трудности технического характера, связанные с неудовлетворительной работой компьютера или интернета. Приведены количественные характеристики каждой группы затруднений, обсуждаются их вероятные причины и пути поддержки обучающихся. Приведены некоторые данные опроса обучающихся и преподавателей через три месяца обучения в режиме самоизоляции. Приводится ряд данных о психологических причинах субъективных трудностей обучающихся.
дистанционное обучение в высшей школе, обучение в условиях самоизоляции, субъективные оценки затруднений в онлайн обучении
1. Андреев А. А., Солдаткин В. И. Дистанционное обучение и дистанционные образовательные технологии // Cloud of Science. – 2013. – № 1. – С. 14–20.
2. Балакин М. А. Психолого-педагогические проблемы дистанционного образования // Педагогическое обозрение. – 2005. – № 1. – С. 99–107.
3. Козлова Д. А. Дистанционное обучение как инновационный подход в реализации непрерывного образования // Вестник ТГПИ. – 2013. – Спецвыпуск № 1. – С. 36–40.
4. Куликова Е. В. Анализ факторов, сопутствующих дистанционному обучению в вузе // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. – 2017. – № 4 (24). – С. 143–150.
5. Куликова Е. В., Сорока Е. Г. Дистанционное обучение как технологическое решение электронно-образовательной среды вуза // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. – 2017. – № 1 (21). – С. 108–113.
6. Курицына Г. А. Сущностно-содержательные характеристики дистанционного обучения в вузе // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. – 2016. – № 2. – С. 26–39.
7. Миронова Е. В. Сравнительный анализ организации учебного процесса очного и дистанционного обучения // Ученые записки Орловского государственного университета. – 2015. – № 5 (68). – С. 261–263.
8. Овсянников В. И. Дистанционное образование в России: миф или реальная перспектива // Педагогика. – 1996. – № 3. – С. 4–6.
9. Петровский А. А. Обучение персонала с применением дистанционных технологий // Профессиональная ориентация. – 2017. – № 1. – С. 308–313.
10. Пидкасистый П. И., Тыщенко О. Б. Компьютерные технологии в системе дистанционного обучения // Педагогика. – 2000. – № 5. – С. 7–12.
11. Солдаткин В. И. Электронная педагогика: основания и проблемы // Байкальский психологический и педагогический журнал. –2003. – № 1. – С. 61–70.
12. Стегний В. Н., Черновалов Г. А. Преподаватель высшей школы и дистанционное образование // Высшее образование в России. – 2011. – № 7. – С. 94–97.
13. Троян Г. М. Применение универсальных подходов для улучшения качества дистанционного образования // Открытое образование. – 2004. – № 2. – С. 37–47.
14. Ушинский К. Д. Труд в его психическом и воспитательном значении / Избранные пед. соч.в 2-х тт. – Т. 1. – Москва: Педагогика, 1974. – С. 124–144.