НАЧЕРТАТЕЛЬНАЯ ГЕОМЕТРИЯ ДО 1917 ГОДА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье показывается, что обучение начертательной геометрии до 1917 года проходило в реальных училищах, которые в советское время могли быть приравнены к общеобразовательной политехнической школе. Приводится в пример альбом чертежей по начертательной геометрии для учеников 7 класса. В альбоме представлен в полном объеме курс начертательной геометрии, обязательный к исполнению для студентов 1 курса вузов всех технических специальностей.

Ключевые слова:
начертательная геометрия, реальное училище, средняя общеобразовательная школа, народное образование.
Текст

Великий Гаспар Монж в своей книге [1] в качестве предисловия дал программу, в которой изложил вопросы реформы образования в тогдашней Франции. Его книга начинается со слов:

«Чтобы освободить французский народ от иностранной промышленной зависимости (курсив мой), в которой он до сих пор находился, надо прежде всего направить народное образование к познанию объектов, требующих точности, что было в полном пренебрежении до нашего времени».

Это обращение, очевидно, относятся и к нынешнему состоянию народов России.

Монж утверждал [1], что начертательная геометрия — «это язык, необходимый инженеру, создающему какой-либо предмет, а также всем тем, кто должен руководить его осуществлением, и, наконец, мастерам, которые должны сами изготовлять различные части».

«… Она пригодна не только для того, чтобы развивать интеллектуальные способности…, но она необходима для всех рабочих, цель которых придавать телам определенные формы…»

Монж предлагает распространять изучение начертательной геометрии в школах [1]:

«Было бы хорошо, если бы в школах, предназначенных для распространения методов начертательной геометрии, ученики начинали с изучения их практических приложений с разрезки камней и дерева. Этот род исследований требует точного выполнения эпюр и тем самым приучает ум и руку ученика к точной работе; задачи, здесь возникающие, более разнообразны и развивают сообразительность».

И далее:

«…начертательная геометрия должна стать когда-нибудь одним из главных вопросов народного образования, ибо даваемые ею методы нужны мастерам своего дела не меньше, чем чтение, письмо или арифметика…».

Таким образом, основоположник начертательной геометрии видел в преобразовании школьного обучения прежде всего введение в него курса начертательной геометрии, который будет развивать интеллектуальные способности и готовить к производственной деятельности.

Что же мы наблюдаем в народном образовании дореволюционной (до 1917 г.) России?

В 1864 г. в России возникают реальные училища. Согласно [2] реальные училища — это средне-учебные заведения (6—7 классов), программы которых отличаются от гимназических тем, что в них вовсе не проходят древних языков, но зато отводится более обширное сравнительно с гимназиями место курсам математики, естественных наук и новых языков. В России реальные училища учреждены в 1864 г., а в 1872-м преобразованы в 6-классные (7 класс дополнительный). В 1898 г. в России было 112 реальных училищ с 31 500 учащимися.

Получается, что реальные училища — это, по сути своей, школы с политехническим обучением, другими словами, российские школы до начала перестройки, до начала реформ школьного образования. А 7-й класс (читай — 11-й) готовил учеников для поступления в технический институт.

Список литературы

1. Монж Г. Начертательная геометрия. — Л.: Изд. АН СССР, 1947.

2. Павленковъ Ф. Энциклопедическiй словарь. — С.-Петербургъ, 1907.

3. Петровъ И.И. Проекцiонное черченiе: Чертежи / Одобрено ученымъ Комитетомъ М.Н.П. въ качестве руководства въ дополнительномъ классе реальныхъ училищъ. — Кiев-С.-Петербургъ, 1907.

Войти или Создать
* Забыли пароль?