Целью данного исследования является выявление военно-политической специфики Арктической зоны, входящей в состав США и Канады. Авторами использовались такие методы исследования как системный анализ, проблемный, логический и исторический. Авторы обращают внимание на тот факт, что вопросы стратегической стабильности и безопасности появились в разработках США в 1950-х годах и Роберт Макнамара, министр обороны США в 1961−1967 гг., первым предложил данную концепцию. Несмотря на то, что в 1972 г. был подписан первый Договор об ограничении систем ПРО и ОСВ-1, холодная война времен соперничества СССР и США сделала Арктику зоной стратегического противостояния с маршрутами ядерных ударов. Авторы фиксируют, что хотя холодная война давно закончилась, но свое стратегическое значение арктический регион не потерял. Рассматриваются основные направления военно-стратегической деятельности двух стран, динамика развития и ключевые элементы стратегии. В заключении авторы делают вывод о том, что военная стратегия и США и Канады в Арктике не предусматривает военных угроз и первоочередными рисками являются экологические и социальные. Практическая и теоретическая значимость работы заключается в том, что Арктика имеет стратегически важное значение для всех стран приарктической зоны, поэтому военно-политические стратегии данных государств представляют значительный интерес как для научного дискурса, так и для определения внешней и внутренней политики России в этом регионе.
Арктика, регион, безопасность, Полярный круг, южная граница, север, территория, стратегия
Введение
Процессы глобализации усилили интерес ведущих стран мира к Арктике. Использование морских пространств Арктической зоны и ее богатые природные ресурсы дают значительные преимущества приарктическим государствам. Лидеры и политические деятели морских держав все чаще акцентируют внимание на интенсификации судоходства в арктических морях, разработке запасов углеводородов, а также необходимости усиления международного экологического контроля природной арктической зоны. Не стоит забывать и о том, что этот регион, обладая уникальным природным, геополитическим и социально-экономическим потенциалом, является зоной военных стратегических интересов приарктических государств. При этом в освоении Арктики на современном этапе можно проследить две тенденции: с одной стороны, арктические проекты требуют значительных финансовых вливаний, что ведет к расширению международного сотрудничества в этом регионе, а с другой стороны, актуальной остается защита национальных интересов и национальной безопасности современных государств. Причем, данная проблематика, связанная со стратегической безопасностью стран в XXI в., оказывается не менее востребованной, чем во времена Холодной войны.
Обзор научной литературы
В современном научном дискурсе основное внимание уделяется американской Арктике, поскольку военно-политическая стратегия Канады осуществляется в русле военной доктрины США. Хлопов О.А. отмечает тот факт, что США имеет социально-экономические и военные интересы в Арктике и расширяет в регионе сферу своего влияния с позиции глобального лидерства [10, c. 107].
Кучинская М.Е. констатирует, что продолжается расширение влияния США и НАТО на процессы обеспечения безопасности в Арктике, что может привести к росту политических рисков [6, c. 68].
Сергунин А.А. и В.Н. Конышев, анализируя американскую экономическую и военную стратегию на Крайнем Севере в последние годы, делают вывод о том, что при администрации Дональда Трампа можно наблюдать снижение интереса Вашингтона к этому региону [9, c. 104]. Такой же точки зрения придерживается и М.Ю. Гутенев [4, c. 134].
В отличие от предыдущих исследователей, М.А. Никулин считает, что интерес Вашингтона к Арктической зоне усиливается. В настоящее время ситуацию в Арктике можно назвать «подобием холодной войны в региональном масштабе», где основными противниками выступают США и Россия [7, c. 394].
А.В. Рыжова отмечает приоритет социокультурной и экологической тематики в арктической политике Канады. В то же время автор фиксирует тот факт, что в настоящий период страна наращивает свое военное присутствие в Арктике. Рыжова делает вывод о том, что вступление в военный конфликт в будущем не входит в планы властей Канады, а основной целью военного усиления в регионе выступает защита экономических интересов [8, c. 156]. Такой же точки зрения придерживается и В.В. Дзюбан [3, c. 9].
М.А. Казаков и М.С. Лысцев обращают внимание на координацию действий США и Канады в области национальных интересов и безопасности в Арктике. В то же время, как и предыдущий исследователь, авторы делают вывод о том, что ни США, ни Канада не заинтересованы в развязывании военных действий в Арктической зоне [5, c. 45].
Таким образом, в настоящее время в научной литературе выделяется два основных подхода при рассмотрении политики США и Канады в Арктике. Оба подхода отмечают стратегическую важность Арктики как региона для обеих стран. Но если первый подход акцентирует внимание на растущей конфронтации, то второй отмечает усиление военного присутствия стран с целью защиты их экономических интересов, а не с позиции возможного регионального военного конфликта в будущем.
Методы
В данном исследовании применялся комплексный методологический подход. Метод синтеза и исторический метод применялись с целью выявления территориальных особенностей Арктической зоны США и Канады. Системный анализ позволил рассмотреть собранные в процессе исследования факты в единую систему, выявив определенные взаимосвязи и закономерности. Метод сравнительного анализа помог проанализировать общее и особенное в военно-политической арктической стратегии США и Канады. Проблемный метод помог выделить проблемы в реализации военно-политических интересов двух стран в арктическом регионе. Интерпретация собранной информации осуществлялась с помощью логического метода.
Результаты анализа
США
Военно-политическая стратегия США в Арктике сформулирована директивой Президента США в области национальной безопасности 2009 г., меморандумом об обеспечении национальных интересов США в Арктике и Антарктике 2020 г., национальной стратегией 2013 г., стратегией министерства обороны 2019 г., арктическими дорожными картами для ВМС США с планом морских операций на пять лет.
В целом, документы США характеризуются высокой степенью последовательности, начиная с первого документа о стратегическом планировании в сфере национальной безопасности в Арктике в декабре 1971 г. Ключевое различие в американских стратегиях относится, в первую очередь, к смене базового фокуса в их направленности – с военно-стратегического в годы Холодной войны − на поддержку экономических интересов после ее завершения. Например, арктические дорожные карты для ВМС США 2009 г. и 2014 г. содержат в себе не только цели по обеспечению вооруженных сил системами оружия, обнаружения, модернизацию систем морского базирования от крылатых и баллистических ракет, но и созданию тактических соединений по изучению последствий изменения климата, организации военно-научных исследований и изучение действий арктических конкурентов.
Ключевое значение Арктики для вооруженных сил США заключается, прежде всего, в развертывании командования воздушно-космической обороны Северной Америки НОРАД, которое обеспечивает защиту США и Канады с северного направления. На северо-восточном направлении (Баренцево море) пролегают самые короткие ракетные траектории с важными для США целями поражения.
Потенциальное направление атак на США проходит через северные географические проходы с востока и запада, формируя, таким образом, стратегические коридоры для перевозок морем. Транзитные маршруты пролегают через Берингов пролив, Гренландию и Исландию. Северное море между Великобританией и Норвегией является ключевым для проведения военно-морских операций.
Соединенные Штаты четко позиционируют себя арктической страной. Вместе с тем, военная стратегия США имеет, преимущественно, сдерживающий вектор. В Стратегии Министерства обороны США 2019 г. определен приоритет усилий по созданию оптимального баланса сил на Индо-тихоокеанском и европейском направлениях, созданию стратегических преимуществ относительно Китая и России [1, c. 29]. Арктическая стратегия в данном случае имеет ярко выраженный сдерживающий характер, с единым подходом к вопросам региональной безопасности, при котором страны-партнеры не могут изменить в одностороннем порядке существующий порядок.
Перспективы угроз и потенциальных конфликтов Соединенными Штатами оцениваются на достаточно низком уровне, однако не считаются неизбежными [2, c. 23]. В первую очередь, стратегия США направлена на: всестороннее изучение Арктики, расширение деятельности и операций в регионе, а также усиление правового режима.
Несмотря на такую положительную в перспективе оценку региона, США, тем не менее оценивают обстановку в Арктике как сложную. Данное обстоятельство вызвано многими факторами.
Во-первых, климатические изменения уменьшают площадь морского льда, снежного покрова и ускоряют таяние ледяных щитов. В летнее время это открывает новые судоходные пути и освобождает доступ к различным ресурсам, что может формировать потенциальные очаги напряженности.
Во-вторых, рост военной активности со стороны других стран − участников Арктического совета, строительство новых военных баз и объектов аэродромной инфраструктуры. США обращают особое внимание на увеличение активности в регионе со стороны Китая, отмечая его ограниченную оперативную деятельность и отсутствие постоянного военного представительства, но прогнозируя увеличение масштабов присутствия через усиление экономической деятельности.
Таким образом, США считают, что Арктика остается потенциально уязвимой территорией из-за напряженности, конкуренции или конфликта. Тем не менее стратегией поведения США в регионе является, скорее, проявление умеренности с целью недопущения угроз развертывания массированной конкуренции. Вместе с тем, нельзя не отметить корректировку стратегии в 2020 г. путем ускоренного создания (до 2029 г.) ледокольного флота с целью расширения присутствия США в Арктике [12]. Очевидно, что США планируют активизировать не только хозяйственную деятельность, но и военную, не дожидаясь наступления радикальных климатических изменений.
Канада
Несмотря на то, что 70% канадской территории находится в северной зоне и зоне вечной мерзлоты, проблемы Арктики в прошлые десятилетия не фигурировали в числе приоритетных. Реакция канадских властей на Север была в основном ситуативной и вызывалась факторами, не связанными со стратегическим развитием региона [8]. Например, миграционная проблема периода «золотой лихорадки» начала ХХ в., научно-экспедиционная деятельность в Арктике и др.
Следующим стратегически важным этапом стало сотрудничество с США по обеспечению межконтинентальной безопасности. Ее основным элементом стала система радиолокационного обнаружения (линия «Дью»), впоследствии трансформированная в Северную систему оповещения и Командование аэрокосмической обороной Северной Америки (Норад), с единой с США системой управления.
Как мы видим, Север Канадой рассматривался скорее, как элемент безопасности, а не хозяйственного освоения. И только в 1970-е годы, после крупнейшего нефтяного кризиса 1973 г., постепенно начинается ресурсное освоение северных территорий.
Наиболее активная деятельность Канады в Арктике началась с середины 1990-х годов, когда арктические интересы страны получили самостоятельный характер (в отличие от более ранних периодов − с реакцией через внешние обстоятельства). Важно, в связи с этим, отметить, что в обновленной стратегии Канады либерального правительства Ж. Кретьена («Северное измерение внешней политики Канады») произошел переход от вопросов континентальной безопасности − к проблематике безопасности коренного населения, гуманитарного фактора в целом, а также экологии и международного сотрудничества.
В целом, современная политика Канады на Севере балансирует между оборонной, научно-экономической и социальной сферами, делая основной акцент на экологические и социальные риски. В этой связи важно отметить, что обновленная в 2019 г. программа развития арктических территорий имеет ярко выраженную социо-гуманитарную направленность, где подчеркивает, что современная Канада использует преимущественно комплексный подход к развитию региона с учетом интересов его коренных жителей [11].
С 2002 г. Канада усилила военную активность на Севере и возобновила военные учения, которые проходят на регулярной основе. Официальные представители Министерства обороны Канады отмечают необходимость подобного рода реакции на потенциально враждебные действия других государств. Однако, рассматривать активность Канады в данном направлении как некую подготовку к потенциальному военному конфликту представляется преждевременным. Ключевым элементом оборонной стратегии в Канаде продолжает сохраняться сотрудничество с США в рамках НОРАД, включая контроль за прибрежными, внутренними и арктическими водами США и Канады. Это также подчеркивает, что, несмотря на огромные масштабы своей территории (2-е место в мире по размеру территории после Российской Федерации), Канада не является в современной мировой политике ключевым центром силы, но является важным элементом во внешнеполитической стратегии США.
Заключение
Анализ военной стратегии США показывает, что арктическое направление не имеет приоритетного значения в военном балансе сил США и нацелено, в первую очередь, на сдерживание конкурирующих стран. Вместе с тем, недавние решения США по созданию мощного ледокольного флота в достаточно сжатые сроки, безусловно, нацелены на расширение участия США не только в научной и экономической деятельности, но и являются важным фактором усиления военного присутствия в зоне Арктики.
Исследование деятельности Канады в Арктике выявляет постоянный рост интереса к северной проблематике в последние двадцать пять лет: от возрастающего интереса к сырьевым ресурсам − до проблем коренного населения и широкой социо-гуманитарной направленности своей политики в этом регионе. Военная же стратегия Канады исторически тесно связана совместной деятельностью с США в вопросах безопасности северного направления и имеет общее командование. Стратегия Канады в Арктике напрямую не предусматривает военных угроз, а первоочередными рисками рассматривает экологические и социальные вопросы. Тем не менее интенсивность военных учений Канады последнего времени находится на относительно высоком уровне − с акцентом на отработку взаимодействия между военными и гражданскими организациями при возникновении различных чрезвычайных ситуаций.
Благодарности
Авторы выражают признательность ведущему научному сотруднику Центра постсоветских исследований МГИМО МИД России, канд. ист. наук В.И. Мизину за ценные советы и консультации.
1. Арбатов А.Г. Диалектика Судного дня: гонка вооружений и их ограничения // Полис. Политические исследования. – 2019. – № 3. – С. 27-48.
2. Арктика: пространство сотрудничества и общей безопасности. Сост. и науч. ред. – А.В. Загорский. – Москва: ИМЭМО РАН, 2010. − 41 с.
3. Дзюбан В.В. Арктическая политика Канады в XXI веке // Архонт. – 2020.– № 1 (16). – С. 9−12.
4. Гутенев М.Ю. Арктика во внешней политике США //Ойкумена. Регионоведческие исследования. – 2019. – № 2 (49). – С. 133−143.
5. Казаков М.А., Лысцев М.С. Арктический регион в политике Североамериканских государств: история и современность //Вестник Кемеровского государственного университета. – 2017. – № 2 (70). – С. 44-49.
6. Кучинская М.Е. Арктика в фокусе внимания США и НАТО и интересы безопасности России // Проблемы национальной стратегии. – 2020. – № 1 (58). – С. 68−89.
7. Никулин М.А. Великодержавная конкуренция в Арктике: геополитическое соперничество в новом политическом пространстве // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. – 2019. – Т. 19. № 3. – С. 392-403.
8. Рыжова А.В. Арктическая политика либерального правительства Канады // Проблемы национальной стратегии. – 2020. – № 2 (59). – С. 155−173.
9. Сергунин А.А., Конышев В.Н. Российско-американские отношения в Арктике: сотрудничество или соперничество? // Мировая экономика и международные отношения. – 2018. – Т. 62. – № 9. – С. 103−111.
10. Хлопов О.А. Борьба за Арктику как угроза международной безопасности: позиция США и интересы России //Материалы конференций ГНИИ "Нацразвитие". Январь 2018. – 2018. – С. 106−114.
11. Government of Canada; Indigenous and Northern Affairs Canada. (2020, April 7). About The North. Government of Canada; Indigenous and Northern Affairs Canada. [Электронный ресурс]. URL: https://www.northernstrategy.gc.ca/eng/1368816431440/1368816444319. (дата обращения 24.08.2020)
12. The United States Government. Memorandum on Safeguarding U.S. National Interests in the Arctic and Antarctic Regions. The White House. [Электронный ресурс]. URL: https://www.whitehouse.gov/presidential-actions/memorandum-safeguarding-u-s-national-interests-arctic-antarctic-regions/. (дата обращения 24.08.2020)