, Россия
Россия
В данной статье рассматриваются особенности экологического воздействия колесных движителей на почву и пути его снижения. Определено, что одним из путей снижения вредного воздействия на грунт является увеличение пятна контакта шины и снижения удельного давления в контакте. В статье рассматриваются основные существующие методики определения параметров пятна контакта шин сверхнизкого давления. Проводится анализ рассмотренных методик с выделением преимуществ и недостатков. Проведены лабораторные испытания шины 1020х420-18 модели Бел-79, применяемой в качестве движителя на лесных машинах малого класса. Исследования проводились с использованием универсального функционального стенда для испытания шин модели СИБ-1М. На основании метода статического нагружения колеса с нанесением отпечатка окрашенной зоной протектора шины на твердой недеформируемой площадке была проведена серия экспериментов по определению влияния радиальной нагрузки и внутреннего давления воздуха в шине на параметры пятна контакта шины. Результатами проведенных исследований являются зависимости изменения величины контурной и фактической площадей пятна контакта шины с твердым опорным основанием. Аппроксимируя степенные функции были получены зависимости для определения площади контакта шины от радиального прогиба.
шина сверхнизкого давления, деформация шины, пятно контакта, проходимость машины
ВВЕДЕНИЕ
Повышение технического уровня, а также обеспечение экологической безопасности является важной задачей, стоящей перед производителями колесных машин лесохозяйственного назначения [1]. Важным параметром, характеризующим уровень экологического воздействия колесного движителя на почву, является максимальное контактное давление. Известно, что снижение удельного давления движителя на грунт позволяет повысить показатели опорно-сцепной проходимости колесной машины при движении по грунтам со слабой несущей способностью. С этой целью на различных машинах для сельского и лесного хозяйства широкое применение получили шины низкого и сверхнизкого давления [2].
Для определения максимального давления колесного движителя на почву широко используется методика, рассмотренная в работе [3]. Однако для ее использования необходимо проведение экспериментальных зависимостей площади пятна контакта от радиального прогиба шины с статическом режиме.
1. Прядкин В. И. Мобильные средства химизации грузоподъемностью 1…2 т на шинах сверхнизкого давления [Текст] / В. И. Прядкин. – Воронеж, 2017. – 182 с.
2. Русанов В.А. Проблема переуплотнения почв движителями и эффективные пути ее решения. М.: ВИМ, 1998. -368 с.
3. Прядкин В. И. Шины сверхнизкого давления для сельскохозяйственных мобильных энергосредств [Текст] / В. И. Прядкин, С. В. Гончаренко. – Воронеж, 2016. – 240 с.
4. Агейкин, Я.С. Проходимость автомобилей /Я.С. Агейкин -М.: Машиностроение, 1981. -184 с
5. Тягово-сцепные качества высокоэластичных шин сверхнизкого давления [Текст]/С. Д. Зайцев, С. В. Гончаренко, Л. С. Стреблеченко, В. И. Прядкин, А. Б. Костин//Тракторы и сельскохозяйственные машины. -2008. -№ 9. -С. 29-31
6. Адлер Ю.П. Планирование эксперимента при поиске оптимальных условий/Ю.П. Адлер, Е.В. Маркова, Ю.В. Грановский. -М.: Наука, 1976. -279 с.
7. Прядкин, В.И., Годжаев З.А. Моделирование взаимодействия высокоэластичной шины с неровностью дороги /В.И. Прядкин, З.А. Годжаев//Тракторы и сельхозмашины. -2014. -№ 1. -С.16-18
8. Агафонов В.И., Седов М.В. Изменение площадей контакта пневмошин в зависимости от режима их качения. Сб. науч. Тр. ВИМ. Т.118.-1988. -С.164-169.
9. Годжаев З.А. Влияние давления в высокоэластичной шине на тяговые свойства колеса/З.А. Годжаев, А.Ю. Измайлов, В.И. Прядкин//Автомобильная промышленность.-2015. -№2. -С. 9-12.
10. Годжаев З.А. Проблема воздействия на почву ходовых систем мобильных энергосредств и эффективные пути решения [Текст] / инновационное развитие АПК России на базе интеллектуальных машинных технологий. 2014. С. 327-329.
11. Горин Г.С. Анализ результатов сравнительных испытаний тягово-сцепных свойств колес с шинами низкого и сверхнизкого давления/Г.С. Горин, А.А. Янчук, А.В. Ващула//Тракторы и сельхозмашины. -2013. -№ 6. -С. 14-18.
12. Goncharenko, S.V. Elastic characteristics of ultralow-pressure tyres under different loading regimes. Part 1 : vertical and lateral loads [Text]/ S.V. Goncharenko, V.I Pryadkin // International Polymer Science and Technology. 2011. Т. 38. № 12. С. 24-26.
13. Зайкин О.А. Исследование условий нарушения рабочей траектории для управления рабочим процессом автомобильных агрегатов [Текст] / О.А. Зайкин, В.В. Шеховцов, З.А. Годжаев // Современные проблемы науки и образования. 2015. N1-2. С. 93.