Воронеж, Воронежская область, Россия
Воронеж, Воронежская область, Россия
, Россия
Обоснована актуальность разработки и использования новых перспективных конструкций седельно-сцепных устройств лесовозных тягачей с полуприцепами, направленная на обеспечение простоты конструкции седельно-сцепных устройств, их высокой надежности, безопасности в работе, снижении металлоемкости и возможности накопления и использования непроизводительно рассеиваемой в окружающую среду энергии. Описаны условия эксплуатации лесовозных тягачей с полуприцепами при вывозке лесоматериалов. Приведены основные переходные процессы, возникающие в седельно-сцепном устройстве и способствующие возникновению в нем больших динамических нагрузок от силы инерции массы полуприцепа. Предложена перспективная конструкция рекуперативного пружинно-гидравлического седельно-сцепного устройства лесовозного тягача с полуприцепом, позволяющая снизить потери энергии, возникающие в седельно-сцепном устройстве, накапливать и полезно использовать в гидроприводе манипулятора в процессе погрузки и разгрузки лесоматериалов. Описано устройство и работа рекуперативного пружинно-гидравлического седельно-сцепного устройства. Выявлено, что использование предлагаемого устройства позволит улучшить плавность хода и снизить расход топлива лесовозного тягача с полуприцепом, а также обеспечить более благоприятные условия для работы водителя.
конструкция, лесовозный тягач, полуприцеп, рекуперация, гидравлическая энергия, пружинно-гидравлическое седельно-сцепное устройство.
ВВЕДЕНИЕ
Лесовозные тягачи с полуприцепами (ЛТП) обладают рядом конструктивных особенностей, существенно отличающих их от одиночных лесовозных автомобилей, используемых при вывозке лесоматериалов. Применяемые в лесовозных тягачах седельно-сцепные устройства (ССУ) оказывают влияние на маневренность и устойчивость движения ЛТП, а также должны обеспечивать оптимальные кинематические и динамические параметры при криволинейном движении ЛТП. Разработка и использование новых перспективных конструкций ССУ в ЛТП, отличающихся высокой надежностью, безопасностью в работе и возможностью накопления и использования непроизводительно рассеиваемой в окружающую среду энергии является актуальной задачей [1, 2].
1. Щукин, М. М. Сцепные устройства автомобилей и тягачей. Конструкция, теория и расчет / М. М. Щукин // Государственное научно-техническое издательство машиностроительной литературы, Москва, 1961. – 211 с.
2. Закин, Я. Х. Конструирование и расчет автомобильных поездов / Я. Х. Закин, М. М. Щукин, С. Я. Марголис, П. П. Ширяев, А. С. Андреев // Издательство «Машиностроение», Ленинград, 1968. – 332 с.
3. ГОСТ 28247-89. Устройства седельно-сцепные седельных тягачей. Типы, основные размеры и технические требования. – Введ. 1991-01-01. – Москва : Стандартинформ, 2006. – 4 с.
4. ГОСТ Р 50586-93. Шкворни сцепные автомобильных полуприцепов. Технические требования и методы испытаний. – Ввод. 1995.01.01. – Москва : Госстандарт России, 1995. – 8 с.
5. V O Nikonov, V I Posmetev and V V Posmetev The results of simulation modeling of the operation of the regenerative fifth wheel hitch of a timber trailer // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering 656 (2019) 012039, – Pp. 1-8. doi : 10.1088/1757-899X/656/1/012039.