УДК 31 Статистика. Демография. Социология
Актуальным в социологической науке становится изучение социальной специфики, структуры, механизмов самореализации молодых преподавателей. Самореализация зависит от выбора человеком стратегии своей профессиональной деятельности. Цель работы – изучение стратегий профессиональной самореализации молодых преподавателей. Исследование проводилось на основе разработанного автором гибридного исследовательского комплекса, включающего комбинации техник количественного и качественного анализа: методы включенного наблюдения, глубинного интервью, опроса экспертов, контент-анализа нормативных документов. В результате были определены три вида адаптивных стратегий профессиональной самореализации молодых преподавателей: стратегия обреченности на успех, стратегия протестной самореализации и стратегия вынужденной самореализации. Представлены их характеристики. Анализируются особенности профессиональной самореализации молодых преподавателей, определяется связь социального успеха и стратегии профессиональной самореализации. Отмечается, что стратегии адаптивного типа вынуждают молодого преподавателя соответствовать ожиданиям социального окружения, что противоречит смыслам процесса самореализации. Гуманистическая стратегия неадаптивного типа основана на свободе выбора форм и режима работы преподавателя, сохраняет физическое и психическое здоровье личности, сберегает человеческие ресурсы педагогического коллектива.
адаптивные стратегии, здоровьесберегающие стратегии, профессиональная деятельность, гуманистическая стратегия профессиональной самореализации, гибридный исследовательский комплекс
1. Резник Т. Е., Резник Ю. М. Жизненные стратегии личности // Социологические исследования. 1995. № 12. С. 100–105.
2. Заславская Т. И. Современное российское общество. М.: Акад. нар. хоз-ва при Правительстве РФ; Дело, 2004. 398 с.
3. Логунова Л. Ю. Социокультурные основания социальной и политической мобилизации // Политическое сознание и поведение: эволюция и мобилизация / отв. ред. Л. Л. Шпак. Кемерово: ИНТ, 2016. С. 5–51.
4. Логунова Л. Ю., Маженина Е. А., Ушаков Д. В. Проблемы профессиональной самореализации молодых преподавателей // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2019. № 4. С. 52–59.
5. Роджерс К. Р. Становление личности: Взгляд на психотерапию. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. 414 с.
6. Logunova L. Yu., Mazhenina E. A., Nyatina N. V. Methods of collecting and analyzing of civil initiatives to improve the life-support system // Advances in social science, education and humanities research: Proc. Intern. Conf. Communicative Strategies of Information Society. (Санкт-Петербург, 26–27 октября 2018 г.) СПб., 2019. Т. 289. С. 45–49. DOI: 10.2991/csis-18.2019.9
7. Дильтей В. Описательная психология. СПб.: Алетейя; Кренов, 1996. 153 с.
8. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология: Введение в феноменолог. Философию / пер. с нем. Д. В. Скляднева. СПб.: Владимир Даль; Фонд ун-т, 2004. 398 с.
9. Франкл В. Э. Человек в поисках смысла / под общ. ред. Л. Я. Гозмана, Д. А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990. 366 с.
10. Шелер М. Положение человека в космосе // Проблема человека в западной философии / сост. П. С. Гуревич; под общ. ред. Ю. Н. Попова. М.: Прогресс, 1988. С. 31–95.
11. Шюц А. Смысловая структура повседневного мира / пер. с англ. А. Я. Алхасова, Н. Я. Мазлумяновой. М.: Ин-т Фонда «Обществ. мнение», 2003. 334 с.
12. Кон И. С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984. 335 с.
13. Абульханова К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299 с.
14. Мэй Р. Истоки экзистенциального направления в психологии и его значение // Экзистенциальная психология. Экзистенция: новое измерение в психиатрии и психологии / под общ. ред. Ю. Злобина; пер. М. Занадворова, Ю. Овчинниковой. М.: Апрель-пресс; ЭКСМО-пресс, 2001. 105–140 с.
15. Бьюдженталь Дж. Наука быть живым: Диалоги между терапевтом и пациентами в гуманист. терапии / пер. с англ. А. Б. Фенько. М.: Класс, 1998. 323 с.
16. Психология личности в трудах отечественных психологов / сост. Л. В. Куликов. СПб.: Питер, 2000. 476 с.
17. Солодникова И. В. Социализация личности: сущность и особенности на разных этапах жизни // Социологические исследования. 2007. № 2. С. 32–39.
18. Здравомыслов А. Г., Ядов В. А. Человек и его работа в СССР и после. М.: Аспект Пресс, 2003. 484 с.
19. Магун В. С., Монусова Г. А. Иерархии трудовых ценностей в европейских странах // XIV Апрельская Международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: сб. тр. Междунар. науч. конф. (Москва, 2–5 апреля 2014 г.) М., 2014. Кн. 3. С. 516–526.
20. Константиновский Д. Л. Окончание школы, намерения и реальность: что хотели – что получили // Новые смыслы в образовательных стратегиях молодежи: 50 лет исследования / Д. Л. Константиновский, М. А. Абрамова, Е. Д. Вознесенская, Г. С. Гончарова, В. Г. Костюк, Е. С. Попова, Г. А. Чередниченко. М.: ЦСП и М, 2015. С. 184–209.
21. Ильин В. И. Профессия как индивидуальная жизненная колея: концептуализация категории // Журнал исследований социальной политики. 2015. Т. 13. № 4. С. 515–528.
22. Ильин В. И. Анатомия социального успеха в географическом пространстве // Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований. 2014. № 6. С. 29–33.
23. Welzel C., Inglehart R. Agency, values, and well-being: a human development model // Social Indicators Research. 2010. Vol. 97. P. 43–63. DOI: 10.1007/s11205-009-9557-z
24. Кукарцева М. А. Аксель Хоннет – социальный теоретик и социолог // Социологические исследования. 2014. № 4. С. 38–45.
25. Engdahl E. A theory of the emotional self: from the standpoint of a neo-Meadian. Örebro: Örebro University, University Library, 2005. 149 p.
26. Терелянская И. В. Концепт понятия «социальная успешность» в социально-психологическом и историческом контекстах // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 11: Естественные науки. 2015. № 4. С. 90–97. DOI: 10.15688/jvolsu11.2015.4.10
27. Логунова Л. Ю., Уткина А. Н., Коваленок Я. Г., Ушаков Д. В. Технологии благополучия деятельности преподавателя: проблемы измерения и понимания // Artium magister. 2019. Т. 19. № 1. С. 21–30.
28. Донских О. А., Логунова Л. Ю. Учитель и ученик: счастье человеческого общения // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 4. С. 60–71. DOI: 10.31992/0869-3617-2019-28-4-60-71