Статья посвящена двум аспектам правового плюрализма: юридической истории и юридической антропологии, которые во Франции тесно взаимосвязаны. Правовой плюрализм во главу угла ставит проблему соотношения, с одной стороны, обычаев и народного права, т. е. живого и свободного права, а с другой — государственного права центрированной власти, более абстрактного и жесткого. В первой части статьи, исторической, исследуется положение об обычае трех централизованных государств: Китая, России и Франции. Относительно Китая требует уточнения место обычаев в китайской правовой мысли и системе управления Китайской империей, которая сильно отличается от западных. Рассматриваются обычаи национальных меньшинств Южного Китая, начиная с 1949 г. и заканчивая нашими днями. Касательно России и Франции приведены некоторые данные об одних и тех же проблемах как в истории, так и в наши дни, учитывая особенности российского федерализма. Во второй части статьи, более теоретической, сделана попытка объяснить, что представляют собой разнообразные теории правового плюрализма, которые сегодня являются основным течением в юридической антропологии. Превалирует мнение, что государственное право не является единым правом ни в одном обществе. Однако признание этого факта государством и юристами весьма изменчиво как в прошлом, так и в наши дни. Кроме того, степень множественности права различается в зависимости от периода, и это зависит от особенностей правовой культуры каждого общества. Системы общего права более лояльны к правовому плюрализму. Особое внимание уделено теориям Ван Ден Стенховена, анализировавшего правовой плюрализм в контексте колониализма, а также Масадзи Тиба, юридического антрополога азиатских стран, написавшего много научных трудов о правовом плюрализме в этих странах.
правовая антропология, правовой плюрализм, обычаи, государственное право, правовая культура, система общего права, Ван Ден Стенховен, Масадзи Тиба.
No data
1. No data