Статья подготовлена по результатам научного исследования, проводимого ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса» (при непосредственном участии авторов) в рамках НИР «Разработка проекта отраслевой рамки квалификаций в сфере бытового обслуживания населения». Необходимость разработки отраслевой рамки квалификации вызвана необходимостью реализации стратегии обучения в течение всей жизни в свете происходящих технико-технологических, экономических и иных изменений в сфере сервиса в целом и в бытовом обслуживании населения в частности. Детальной разработке проекта предшествовал исследовательский этап, основными задачами которого стали: 1) изучение содержания федеральных государственных образовательных стандартов начального, высшего и среднего профессионального образования применительно к сфере сервиса и бытового обслуживания населения по таким параметрам, как виды и характеристика профессиональной деятельности выпускников, профессиональные компетенции; 2) определение путей достижения квалификации соответствующего уровня по видам трудовой деятельности в бы- товом обслуживании населения в разрезе основных отраслевых групп услуг в соответствии с уровнями образовательной системы (ВПО, СПО, НПО). Результаты, полученные авторами на исследовательском этапе, легли в основу данной статьи. Эмпирическую базу исследования составили образовательные стандарты профессионального образования, которые можно прямо или косвенно использовать для анализа требований к профессиональной деятельности работников сферы сервиса, особенно бытового обслуживания населения. Особое внимание уделено соответствию содержания видов трудовой деятельности в сфере сервиса и бытового обслуживания населения требованиям, изложенным в проектах усовершенствованных федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. Результатом проведенного исследования стала предложенная авторами модель продолженного профессионального образования в сфере сервиса и бытового обслуживания населения.
образовательные стандарты, профессиональные стандарты, отраслевая рамка квалификаций, бытовое обслуживание населения
В нашей стране на сегодняшний день одной из ключевых проблем в сфере профессионального образования является несоответствие фактически получаемых результатов профессиональной подготовки требованиям и ожиданиям бизнес-сообществ различных отраслей и сфер деятельности [1; 2]. По мнению большинства специалистов, «краеугольный камень» данной проблемы кроется в разногласиях содержания образовательных и профессиональных стандартов. В большинстве случаев образовательные стандарты базируются на профессиональных стандартах. Однако и профессиональные стандарты зачастую «далеки от идеала» и не соответствуют общей концепции экономического развития отраслей. В ряде случаев они вообще отсутствуют или нуждаются в очень серьезной переработке. К числу таких отраслей можно отнести и отдельные отрасли сферы сервиса, включая бытовое обслуживание населения.
Важным шагом на пути разработки профессиональных стандартов в сфере сервиса и бытового обслуживания населения является работа по созданию отраслевой рамки квалификаций бытового обслуживания населения и наращиванию суммарного квалификационного капитала отрасли. Во многих странах системы национальных и отраслевых квалификаций:
— содержательно связывают требования работодателей к трудовым компетенциям работников и результатам обучения;
— описывают с единых позиций квалификационные требования при разработке профессиональных и образовательных стандартов;
1. Платонова Н.А., Бушуева И.В., Кривошеева Т.М., Харитонова Т.В. Мониторинг контроля и оценки качества образования. Монография. М.: ФГБОУ ВПО «РГУТиС», 2013.
2. Федулин А.А., Платонова НА., Кривошеева Т.М., Харитонова Т.В. Практика внедрения общественного мониторинга контроля и оценки качества образования. Монография. М.: ФГБОУ ВПО «РГУТиС». 2013.
3. PapandreouA. An Application of the Projects Approach to EFL//English Teaching Forum. 1994. Vol. 32. №3. P. 41-42.