МОДУЛЬНОЕ СТРУКТУРИРОВАНИЕ РАБОЧИХ ПРОГРАММ ПО ГРАФИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Рассмотрен первый опыт работы по новым образовательным стандартам в вузе и те задачи, которые требуется решить с точки зрения обеспечения качества образовательных программ по графическим дисциплинам. Рассматриваются основные задачи и проблемы модульного проектирования рабочих программ в высшей школе. Представляется целесообразным разработка единой модели модульной структуры рабочих программ, совершенствование их содержания и ориентация этого содержания на запросы рынка труда.

Ключевые слова:
образовательная программа, предметная подготовка, модульная структура.
Текст

Введение двухступенчатой системы подготовки в высшей школе является частью общей концепции реформирования системы высшего образования. Реорганизация структуры подготовки предполагает развитие интеграционных механизмов для эффективного взаимодействия высшей школы с работодателями и профессиональными сообществами, так чтобы обеспечить конкурентноспособность образовательных учреждений и реализуемых ими образовательных программ. Рассмотрим первый опыт работы по новым образовательным стандартам в вузе и те задачи, которые требуется решить с точки зрения обеспечения качества образовательных программ по графическим дисциплинам.

В сфере современного инженерного образования цикл графических дисциплин является базовым при подготовке специалистов для производственно-технологической и проектно-конструкторской деятельности. В новой двухступенчатой системе подготовки «бакалавр — магистр» особую сложность представляет не столько перестройка системы образования, сколько проблема дальнейшего трудоустройства бакалавров и магистров [1, 2]. Для удовлетворенности работодателей качеством подготовки выпускников важным сегодня является разработка прогностической модели специалиста, в виде перечня компетенций [3], который становится основой требований промышленности и работодателей к содержанию и направленности основных образовательных программ (ООП), реализующих подготовку будущего специалиста. Современный уровень требований к инженерам наряду с базовой графической подготовкой выделяет как потенциально приоритетные те компетенции, которые связаны с использованием компьютерных технологий в проектировании и конструировании, соблюдением нормативных документов и стандартов оформления графической документации.

Переход на новые федеральные государственные образовательные стандарты ВПО предполагает разработку не только основных требований к выпускнику в зависимости от уровня подготовки, но и конкретизацию целей, задач изучения и объема дисциплин для каждого уровня подготовки. При этом проектирование компетентностно-ориентированной основной образовательной программы должно разрешать противоречие между интегральным результатом образования и предметно-дисциплинарной формой организации образовательного процесса, при которой обучение представляет собой совокупность предметных подготовок [4].

В настоящее время наиболее актуальным является переход от общих положений нормативных документов к разработке конкретных программ специальных, в том числе графических, дисциплин. В этой связи в Пермском национальном исследовательском политехническом университете реализуется модульное структурирование рабочих программ дисциплин, которое сопровождается системой зачетных единиц согласно Европейской системе (ECTS). Все изучаемые дисциплины разбиваются на модули, состоящие из теоретических знаний, практических умений и навыков, проектных заданий [5]. В каждом модуле формируются составляющие профессиональных компетенций, соответствующие отдельным темам и разделам курса, а также последовательно осуществляется профессиональная подготовка по предмету в целом. На каждом этапе выполняется проверка качества усвоения предмета и может проводиться своевременная корректировка процесса обучения.

Список литературы

1. Компетентностный подход к организации образовательного процесса и некоторые вопросы адаптивного управления учебной деятельностью / О.Ю. Заславская, О.В. Иванова, О.Я. Кравец, И.Д. Рудинский, И.Д. Столбова; науч. ред. чл.-корр. РАО, д-р техн. наук, проф. С.Ю. Григорьев. — Воронеж: «Научная книга», 2011.

2. Селезнева Н.А. Качество высшего образования как объект системного исследования. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2008.

3. Столбова И.Д., Лалетин В.А., Дударь Е.С. Формирование профессионально-ориентированных компетенций при инновационных технологиях предметного обучения в высшей школе // Информационные технологии в науке, социологии, экономике и бизнесе: матер. XXXIV международ. конф. и дискус. науч. клуба: Украина, Ялта-Гурзуф, 20—30 мая 2007 г. / РАН и др. — Запорожье, 2007.

4. Столбова И.Д., Дударь Е.С. Компетентностный формат обучения как инновационное качество образовательного процесса // Университетское управление: практика и анализ. — 2012. — № 1.

5. Столбова И.Д. Управление качеством предметного обучения на основе компетентностного подхода // Университетское управление: практика и анализ. — 2011. — № 3.

Войти или Создать
* Забыли пароль?