В статье проведен анализ основных направлений в методике преподавания начертательной геометрии в системе инженерного образования Беларуси. Охарактеризована традиционная структура, на основании чего выявлена необходимость корректировки содержания раздела «Начертательная геометрия» дисциплины «Инженерная графика» в соответствии с тенденциями развития систем автоматизированного проектирования. Рассмотрены организационно-методические аспекты преподавания начертательной геометрии на факультетах машиностроительного профиля с учетом современного направления проектирования — геометрического компьютерного моделирования. Обоснованы вопросы изменения учебных планов, а также предложены мероприятия по совершенствованию методики преподавания раздела «Начертательная геометрия».
начертательная геометрия; инженерная графика; графические дисциплины; методика преподавания; компьютеризация учебного процесса.
В настоящее время в системе высшего образования Республики Беларусь наблюдается тенденция перераспределения учебной нагрузки между специальными и общеобразовательными дисциплинами. Под сокращение в ряде случаев подпадают и графические дисциплины, являющиеся основополагающими в процессе подготовки инженера. Недостаток учебных часов является первопричиной многих проблем, возникающих в ходе графической подготовки студентов. Преподаватели начертательной геометрии и инженерной графики зачастую имеют серьезные методические разработки, которые в силу сокращения часов не всегда могут быть использованы на практике. Это обстоятельство приводит к снижению качества графической подготовки студентов [1].
Еще одной из причин снижения качества графической подготовки можно считать тот факт, что школьный предмет «Черчение» в Республике Беларусь изучается один год в девятом классе (один час в неделю). Такой объем часов не позволяет сформировать прочную базу знаний и умений для последующего изучения графических дисциплин в вузе.
Анализ процесса обучения графическим дисциплинам дает возможность выявить и другие причины снижения качества графической подготовки студентов. Например, раздел «Начертательная геометрия» из всей программы курса «Инженерная графика» является наиболее трудным для понимания студентами вследствие следующих факторов:
- изучение раздела «Начертательная геометрия» приходится на первый семестр первого года обучения в университете — период адаптации студентов;
- отсутствие предметов, аналогичных начертательной геометрии, в школе;
- сложность курса начертательной геометрии в комплексе с дефицитом времени на изложение ее материала;
- необходимость осуществления взаимосвязи разделов программы, требующей понимания и удержания в памяти содержания предыдущих разделов;
- трудности, возникающие при мысленном воспроизведении в пространстве объектов, изображенных на плоскости, вследствие недостаточно развитых пространственных представлений у выпускников школ.
Кроме этого, увеличение количества студентов в учебных группах приводит к тому, что преподаватель не имеет возможности осуществить личностно-ориентированный подход к обучению, создавая предпосылки для несамостоятельного выполнения индивидуальных заданий и, как следствие, ухудшению качества графической подготовки студентов. Наличие указанных проблем требует пересмотра структуры и содержания раздела «Начертательная геометрия» в рамках изучения дисциплины «Инженерная графика».
Содержание начертательной геометрии как науки сводится к двум основным вопросам: разработке, обоснованию и исследованию способов построения чертежей пространственных форм на плоскости; изучению способов решения различных позиционных и метрических задач на плоскости при помощи чертежей [2].
Развитие информационных технологий, появление большого количества компьютерных средств выполнения проектных работ позволяет начинать создание объекта не с чертежа, а с виртуальной модели [3].
Следовательно, можно говорить о том, что изменились принципы создания чертежей объектов и чертеж как таковой является лишь следствием, а не первоначальным этапом создания объекта. В то же время учебные планы и программы дисциплины «Инженерная графика» в целом и раздела «Начертатель ная геометрия» в частности ориентированы именно на создание чертежа. Таким образом, возникает противоречие между традиционными подходами в преподавании начертательной геометрии и современными тенденциями проектирования и конструирования.
1. Малаховская В.В. Роль и место графических дисциплин в подготовке инженеров строительных специальностей // Инженерные проблемы строительства и эксплуатации сооружений: сб. науч. трудов. Вып. 3. — Новополоцк: УО «ПГУ», 2011. — С. 184—187.
2. Виноградов В.Н. Начертательная геометрия: учебник. — Минск: Амалфея, 2001.
3. Малашенков C.И., Скоков П.И. К вопросу о необходимости модернизации курса «Начертательная геометрия» // Вышэйшая школа. — 2010. — № 3. — С. 69, 70.
4. Рукавишников В.А. Инженерное геометрическое моделирование как методологическая основа графической подготовки в техническом вузе: дис. … д-ра пед. наук. — Казань, 2004.
5. Вольхин К.А., Головнин А.А. Уточнение задач графического образования в условиях автоматизации проектных работ // Проблемы качества графической подготовки студентов в техническом вузе в условиях ФГОС ВПО: материалы II Междунар. интернет-конф. февраль—март 2011 г. [Электронный ресурс] URL: http://dgng.pstu.ru/conf2011/papers/15/ (дата обращения 22.10.2012).
6. Базенков Т.Н., Винник Н.С. Роль и место графических пакетов в курсе «Начертательная геометрия и инженерная графика» // Образовательные технологии в преподавании графических дисциплин: материалы IV Республиканской научно-практической конференции. — Брест: УО «Брестский государственный технический университет», 2011. — С. 3—5.
7. Каманин Л.Н. О преподавании начертательной геометрии и инженерной графики в век информационных технологий. 2005 г. [Электронный ресурс] URL: http://www.astronaut.ru/bookcase/article/article95.htm (дата обращения 2.09.2012).
8. Зеленый П.В., Франскевич И.В. Роль начертательной геометрии в графической подготовке инженера // Образовательные технологии в преподавании графических дисциплин: материалы II Респ. науч.-практ. конференции. — Брест: БРГТУ, 2007. — С. 26, 27.
9. Рукавишников В.А. Геометро-графическая подготовка инженера: время реформ // Высшее образование в России. — 2008. — № 5. — С. 132—136.
10. Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Методическое пособие по черчению: К учебнику А.Д. Ботвинникова и др. «Черчение. 7—8 классы». — М.: АСТ: Астрель, 2011.
11. Инженерная графика: типовая учебная программа для высших учебных заведений: утв. Министерством образования Республики Беларусь 26.02.2011. Регистрационный № ТД-1.710/тип. Минск, 2011.