Развитие предпринимательских компетенций в корпорациях часто ограничивается сложившейся организационной культурой, поддерживающей и укореняющей в практике модели непредпринимательского, исполнительского поведения. В настоящей статье изучается реальный опыт российской компании по освоению предпринимательского поведения в контексте проекта, оказавшегося в затяжном кризисе. Изучение проводилось с помощью концепции предпринимательского бриколажа и с применением сетевой модели культуры. Руководство компании и многие участники проекта, понимая острую необходимость поиска новых возможностей для проекта, стремились к внедрению моделей предпринимательского поведения и поддерживающих их ценностных ориентиров, но без особого успеха. Авторы приходят к выводу, что неспособность изменить негативную траекторию развития проекта за счет внедрения практик и ценностей предпринимательского бриколажа во многом связана с организационной культурой, закрепившей на уровне установок и ценностей поведение непредпринимательского следования плану.
организационная культура, предпринимательский бриколаж, корпоративное предпринимательство, сетевая модель культуры, культурная сеть
1. Леви-Стросс К. Неприрученная мысль // Первобытное мышление. – Москва : DirectMEDIA, 1994. – 384 с.
2. Титов С.А. Исследование взаимосвязи структуры внутрипроектных коммуникаций и результативности инновационных проектов с помощью анализа социальных сетей // Cloud of science. 2014. – Т. 1. – №. 4. – С. 665–695.
3. Титов С.А., Титова Н.В., Брикошина И.С. Исследование проектных культур российских компаний с помощью метода анализа соответствий (correspondence analysis) // Cloud of science. – 2019. – Т. 6. – №. 3. – C. 349–386.
4. Харитонова П.В. Анализ концептуальной сложности понятия и сущности предпринимательской культуры // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. – 2011. – № 10-1. – C. 90–95.
5. Митрофанова Е.А. Формирование и функционирование системы управления мотивацией и стимулированием трудовой деятельности персонала организации. – Москва: ГУУ, 2008. – 104 с.
6. Baker T., Nelson R.E. Creating something from nothing: Resource construction through entrepreneurial bricolage // Administrative science quarterly. – 2005. – Т. 50. – №. 3. – С. 329-366.
7. Duymedjian R., Rüling C. C. Towards a foundation of bricolage in organization and management theory //Organization Studies. – 2010. – Т. 31. – №. 2. – С. 133-151.
8. Fisher G. Effectuation, causation, and bricolage: A behavioral comparison of emerging theories in entrepreneurship research // Entrepreneurship theory and practice. – 2012. – Т. 36. – №. 5. – С. 1019-1051.
9. Halme M., Lindeman S., Linna P. Innovation for inclusive business: Intrapreneurial bricolage in multinational corporations //Journal of Management Studies. – 2012. – Т. 49. – №. 4. – С. 743-784.
10. Hayton J. C., Cacciotti G. Is there an entrepreneurial culture? A review of empirical research //Entrepreneurship & Regional Development. – 2013. – Т. 25. – №. 9-10. – С. 708-731.
11. Rasmussen L. J., Sieck W. R., Smart P. What is a Good Plan? Cultural Variations in Expert Planners' Concepts of Plan Quality //Journal of Cognitive Engineering and Decision Making. – 2009. – Т. 3. – №. 3. – С. 228-252.
12. Walsham G. Doing interpretive research //European journal of information systems. – 2006. – Т. 15. – №. 3. – С. 320-330.