, Россия
Принятие в 2018 году Конвенции о правовом статусе Каспийского моря создает условия для обеспечения экологической безопасности Волжского бассейна и Каспия в соответствии с международными и национальными документами, такими как Цели ООН в области устойчивого развития на 2030 год, Парижское соглашение об изменении климата и федеральный проект «Оздоровление Волги». Вновь возникшие правовые аспекты позволят использовать конкурентные преимущества географического положения в экономике и социальной сфере для эффективной реализации проекта «Международный транспортный коридор «Север — Юг»». Оценка конкурентных преимуществ была разработана на основе концепции риска и оценки уникальных природных ресурсов для ландшафтно-бассейновых систем. Потенциал формирования геопарков ЮНЕСКО оценивался на основе документов ЮНЕСКО, Каспийской экологической программы и федеральных междисциплинарных проектов. Ключевым результатом исследования является определение кумулятивного эффекта проекта «Международный транспортный коридор «Север — Юг»» и экологических проектов, направленных на сохранение природных ресурсов и ландшафтов Поволжья.
В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации национальными интересами на долгосрочную перспективу являются повышение конкурентоспособности национальной экономики и закрепление за Российской федерацией статуса одной из лидирующих мировых держав, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях полицентричного мира. Условием для достижения стратегических целей является обеспечение экономической и экологической безопасности на всех этапах предстоящего развития. В данной работе речь идет об устойчивом экономическом развитии на длительные периоды времени в условиях меняющегося мира с однополярного на многополярный. При этом оценивается влияние социальных и экономических факторов конкурентоспособности на экологическую безопасность крупного региона — бассейна Волги.
Согласно работе С.А. Афонцева, в настоящее время обсуждение экономической безопасности развернулось в сторону противостояния целенаправленным действиям экономических и политических субъектов, преследующим цели дестабилизации экономических процессов на национальном и международном уровне. Для успешного противостояния внешним дестабилизирующим факторам принципиально важным становится выявление конкурентных преимуществ, устойчивых по отношению к различным проявлениям дестабилизирующей политики потенциальных конкурентов по всему периметру границ России. В данной работе рассматриваются аспекты конкурентоспособности применительно к стране или региону как наличие преимуществ, обеспечивающих способность страны добиться устойчиво высоких темпов экономического роста в средне- и долгосрочной перспективе. Наивысший уровень экономической безопасности России обеспечат международные проекты полицентричной системы, в которых у России будет центральная роль. В современном мире фундаментом экономической безопасности является экологическая безопасность, понимаемая как состояние защищенности окружающей среды, природных ресурсов и человека.
Вытекающие из новых реалий перспективы развития Волжского бассейна связаны с развитием науки, инновационной деятельностью, оборонно-промышленным комплексом, судостроением, транспортным машиностроением, а также с развитием рекреационных, туристических услуг, новых прикладных направлений научных исследований.
Однако интерес представляют не столько уже запланированные затратные проекты по обеспечению экологической безопасности Волги и Каспия. Есть целый ряд уникальных социально-экономических, геологических и экологических особенностей, обладающих конкурентным потенциалом, использование которого станет основой для обеспечения экологической безопасности Волжского бассейна и Каспия.
В Волжском бассейне расположены палеонтологические объекты мирового значения. В первую очередь это крупнейшее на планете кладбище ящеров пермского периода возле Котельнича в Кировской области, геопарк «Ундория» в Ульяновской области и геопарк «Янган-Тау» в Башкортостане — первый геопарк ЮНЕСКО в России. Народы Поволжья накопили уникальный опыт природопользования, который в условиях глубокого экологического кризиса, охватившего планету, относится к важнейшему нематериальному наследию человечества. Культура сохранения и придания особого священного статуса родникам, рекам, озерам у русского и других славянских народов, устойчивое природопользование угро-финских народов, наиболее ярко проявившееся в отношении марийцев к священным рощам, диким животным, водоплавающим птицам, фауне рек и озер, культ коневодства у тюркских народов Поволжья, почитание дуба как священного дерева у чувашей. Благодаря этому наследию Волга до сих пор располагает богатейшими запасами особо ценных осетровых, лососевых и иных редких пород рыб, утраченные в других крупных реках Европы и Азии. В Каспии водятся эндемичные млекопитающие, например, каспийские тюлени. Дельта Волги, входящая в число крупнейших водно-болотных угодий мира, является, подобно Байкалу, природным наследием общемировой ценности. ЮНЕСКО поддерживает развитие в Волжском бассейне нового направления экономической деятельности, связанного с формированием системы геопарков ЮНЕСКО. Это направление предполагает бережное отношение к природным ресурсам на основе формирования новой инфраструктуры поддержки научной и образовательной деятельности, народных промыслов, «зеленой» экономики, транспортной инфраструктуры и туризма. Российская академия наук совместно с правительством Нижегородской области планируют создать в Нижнем Новгороде крупнейший в мире пресноводный аквариум, где будут проводиться мультидисциплинарные научные исследования природных богатств Волжского бассейна и организована обширная программа научно-образовательного туризма. Формирование новой инфраструктуры уже началось. В качестве примеров реализации возникших конкурентных преимуществ упомянем спуск на воду первого за последние 60 лет в России круизного пассажирского лайнера «Мустай Карим» проекта PV300, построенного в 2019 году в Нижнем Новгороде. Ввод теплохода в эксплуатацию планируется в навигацию 2020 года. Длина судна составляет 141 м, ширина — 16,82 м, осадка — 3,2 м, скорость — 22,5 км/час. Лайнер способен перевозить 310 пассажиров, экипаж и обслуживающий персонал состоит из 144 человек. По этому же проекту в Астрахани построен морской лайнер «Петр Великий», который обеспечит круговые круизные поездки по Каспию с заходом во все пять прикаспийских государств и путешествия по Каспийскому, Черному и Азовскому морям.
Таким образом, можно сделать вывод об огромном природно-ресурсном, научном, социальном и экономическом потенциале Волжского бассейна и Каспия как в обеспечении экологической безопасности, так и в формировании безопасного многополярного мироустройства.