Проект закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации № 885214-7, подготовленный на основании инициатив, озвученных В.В. Путиным в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, вызвал нешуточную дискуссию в российском обществе. Проект предусматривает существенное изменение текста Конституции РФ, в частности: предложено изменить 22 статьи. Заметим, до внесения Проекта № 885214-7 в текст Конституции РФ (без учета положений ст. 65) поправки вносились четырежды, но были изменены всего 14 статей (в ст. 83 изменения вносились дважды) и наименование главы 7, а также исключена статья 127 Конституции РФ.
При этом мониторинг конституционных реформ в странах Содружества Независимых Государств (далее — СНГ) позволял до начала конституционной реформы 2020 назвать Конституцию РФ одним из самых стабильных конституционных актов среди стран — участниц СНГ (см. таблицу 4).
Из приведенных в таблице сведений следует, что:
— предусмотренный соответствующей конституцией способ внесения изменений в текст конституции, очевидно, накладывает отпечаток на периодичность и объем вносимых конституционных изменений, но отнюдь не влияет на абсолютную стабильность конституции. Так, парламентский способ внесения изменений позволяет более гибко реагировать на изменяющиеся общественно-политические отношения, как, например, в Казахстане (5 законов о поправке в более чем 70 статей), в Молдове (8 поправок в более чем 40 статей). Заметим, что в Молдове дважды для исправления технических ошибок, опечаток использовался не предусмотренный самой конституцией механизм внесения поправок в Конституцию секретариатом Парламента;
— референдум, являясь более сложной и дорогостоящей процедурой, диктует более экономный подход, но, как правило, влечет за собой более масштабные изменения, как, например, в Азербайджане (референдумы проводились трижды, были внесены изменения в 78 статей) или Узбекистане (11 поправок, принятых как Парламентом, так и на референдумах).
Таблица 4
Конституционные реформы стран СНГ: сводная информация
Страна    Дата принятия Конституции    Процедура конституционных поправок    Внесенные изменения
        способ    норма    год    кол-во затронутых статей
Республика Азербайджан    12 ноября
1995 года    референдум    ст. 152    2002    20
                2009    29
                2016    29
Республика Армения    5 июля
1995 года    референдум    ст. 111    2005    
                2015    новая редакция
Республика Беларусь    15 марта
1994 года    Парламент/референдум    ст. 138-140    1996    новая редакция
                2004    1
Республика Казахстан    30 августа
1995 года    Парламент/референдум    ст. 91    1998    7
                2007    40
                2011    1
                2017    25
                2019    1
Республика Кыргызстан    27 июня
2010 года    Парламент/референдум    ст. 114    2016    25, преамбула
Республика Молдова    29 июля
1994 года    Парламент    ст. 141-143    1996    2
                2000    18
                2001    5
                2002 (трижды)    8
                2003    3
                2006    1
Таджикистан    6 ноября
1994 года    референдум    ст. 98    1999    
                2003    
                2016    37 статей, переходные положения
Узбекистан    8 декабря
1992 года    Парламент/референдум    ст. 127-128    2002    
                2007    
                2008    
                2011 (дважды)    
                2014    
                2017    
                2018    
                2019 (трижды)    

При этом подчеркнем, что «масштабы» изменения конституций рассматриваются, скорее, в количественном, а не в качественном измерении. С содержательной точки зрения наиболее часто встречаются четыре группы конституционных поправок:
— изменение (установление) формы правления в стране (например, «в статье 1: дополнить частью второй следующего содержания: “Форма правления Республикой Таджикистан является президентской”»);
— по вопросу правового статуса главы государства, включая особый статус первого Президента страны (например, «в статье 65… части четвертой слова “одного срока” заменить словами “двух сроков”»);
— замена количества членов коллегиального органа (например, «Мажилис состоит из ста семи депутатов, избираемых в порядке, установленном конституционным законом») или сроков полномочий должностных лиц (например, «(1) В Высший совет магистратуры входят судьи и штатные преподаватели, избранные на четырехлетний срок»);
— поправки технико-юридического характера (например, «в статье 29: часть V считать частью VII»).
Важно отметить, что конституционные поправки в странах СНГ были связаны не только с поправками в текст конституции или с принятием Конституции в новой редакции (Армения, Беларусь), но и с изменением наименования самой Конституции (в Таджикистане смысл замены наименования Конституции на персидском языке в переводе на русский язык означал смену термина «Закон» на «Основной Закон»), внесением поправок в преамбулу (Кыргызстан) и даже в переходные положения (Таджикистан).
Таким образом, конституционные реформы в странах СНГ — объективное явление, реакция на изменяющиеся политические обстоятельства в условиях отказа от «советского прошлого», парада суверенитетов, утверждения (нередко — «насаждения» под давлением извне) демократических ценносте, и других специфических общих для стран СНГ факторов, обусловивших их «переходность».