О ПРОБЛЕМАХ АВТОМАТИЗАЦИИ ПРОЦЕССОВ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье на основе анализа результатов внедрения информационных технологий в процессы таможенного контроля раскрываются отдельные аспекты дальнейшего развития указанного процесса. Проводится анализ стратегии развития Федеральной таможенной службы Российской Федерации в данном направлении, отмечаются отдельные проблемные вопросы и варианты их разрешения.

Ключевые слова:
таможенный контроль, система управления рисками, таможенные операции, искусственный интеллект
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

На современном этапе развития информационные технологии все активнее внедряются в повседневную жизнь не только отдельно взятого гражданина, но и на государственном и межгосударственном уровне в бизнес-сообщества, а также в деятельность государственных структур, что обусловливает активное внедрение информационных технологий в таможенный контроль.
Введение 1 января 2014 года обязательного электронного таможенного декларирования на территории Российской Федерации (а позднее, с вступлением в силу 1 января 2018 г. Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС), на территории всего Евразийского экономического союза), активное развитие единых автоматизированных информационных систем и баз данных электронных таможенных документов, а также автоматизация процессов совершения таможенных операций регистрации и выпуска товаров и осуществления таможенного контроля играют важную роль в развитии внешнеэкономической деятельности (ВЭД).
В настоящее время в деятельность Федеральной таможенной службы Российской Федерации (ФТС России) все активнее внедряется единый механизм таможенного и налогового администрирования, а также валютного контроля, базирующийся на применении интегрированных информационно-телекоммуникационных технологий федеральных органов исполнительной власти, подведомственных Министерству финансов Российской Федерации.
Необходимость формирования такого целостного механизма администрирования налоговых, таможенных и других фискальных платежей была определена еще в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 3 декабря 2015 года.
Механизм был апробирован в рамках запущенного в 2016 году совместного эксперимента ФТС России и Федеральной таможенной службы Российской Федерации (ФНС России) по маркировке изделий из натурального меха контрольными идентификационными знаками (КИЗ) [1].
Суть эксперимента для таможенных целей заключалась в том, чтобы импортером меховых изделий осуществлялась маркировка товара КИЗ. Основная функция КИЗ — идентификация товара по ряду основных критериев: наименование; требования к качеству товара и соответствие товара установленным требованиям (декларация о соответствии); сведения о стране происхождения товара и о производителе товара; материал изготовления, размер, модель, цвет и пр.) [2].
Данная информация, а также информация от ФНС России (о регистрации юридического лица и осуществлении им деятельности на законных основаниях), ФТС России (о правомерности ввоза товара), эмитента КИЗ (об обращении, о выпуске и выпущенных КИЗ), импортеров, производителей, поступает в администрируемый ФНС России информационный ресурс, позволяет прослеживать движение товара на протяжении от импортера (производителя) до конечного потребителя.
В случае выявления «разрывов» в цепочке продаж по результатам проверочных мероприятий ФНС России информирует ФТС России, которая в свою очередь принимает решение о применении формы таможенного контроля.
В рамках полномочий ФТС России осуществляет контроль помещения товаров под таможенную процедуру при ввозе в Российскую Федерацию, а также контроль оборота на территории Российской Федерации товаров, незаконно ввезенных на территорию Российской Федерации [3].
В соответствии с открытыми данными ФТС России результаты этого проекта были весьма существенные. Так, по итогам 2017 года в сравнении с аналогичным периодом 2016 года:
— количество задекларированных меховых изделий увеличилось в 1,5 раза (с 277 до 417 тыс. штук), как следствие произошло увеличение собираемости таможенных платежей более чем в 1,8 раза (с 38,7 до 69,6 млн долл. США);
— эксперимент позволил «вывести из тени» новых участников ВЭД, порядка 23% участников были зарегистрированы в системе впервые. В общей сложности участниками системы маркировки меховых изделий стали более 9400 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей [4].
В силу своего положительного результата данный проект получил свое дальнейшее развитие за счет расширения списка товаров, подлежащих обязательной маркировке, что в свою очередь позволяет осуществлять «сквозной контроль» таких товаров.
Вместе с тем, автоматизация таможенного контроля не ограничивается лишь введением маркировки. Положения о том, что посредством информационной системы таможенных органов без участия должностных лиц таможенных органов могут совершаться отдельные таможенные операции, были закреплены в ТК ЕАЭС в 2018 году.
Стратегией развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года (далее — Стратегия) определены основные целевые ориентиры развития, среди которых первым выступает формирование качественно новой, с активным внедрением «искусственного интеллекта» таможенной службы [5].
Поскольку реализация возложенных на ФТС России задач по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации, безопасности и упрощению внешней торговли требует применения целостного комплексного подхода, Правительством Российской Федерации принимаются различные меры.
В частности, в течение последних нескольких лет проводятся мероприятия, которые направлены на совершенствование таможенного администрирования. Осуществлено масштабное реформирование системы таможенных органов, в результате которого декларирование товаров было сконцентрировано в специализированных центрах электронного декларирования, входящих в состав электронных таможен.
Автоматизация совершения таможенных операций выходит не только на качественно иной уровень, но и занимает с каждым годом все большую долю в совершении таможенных операций.
Решениями Коллегии Евразийской экономической комиссии закреплено обязательное представление предварительной информации в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза всеми видами транспорта, что позволяет должностным лицам таможенных органов произвести оценку рисков нарушения таможенных правил еще до прибытия товаров, тем самым снижая сроки совершения таможенных операций.
Регистрация деклараций на товары и выпуск товаров, в отношении которых не выявлены риски нарушения законодательства, осуществляется преимущественно в автоматическом режиме.
Так, например, в регионе деятельности Приволжского таможенного управления отмечаются следующие результаты применения технологии автоматической регистрации деклараций на товары и технологии автоматического выпуска товарных партий.


Рис. 1. Динамика изменения доли автоматически зарегистрированных
в Приволжском регионе ДТ на вывозимые
с таможенной территории ЕАЭС товары

Рис. 2. Динамика изменения доли автоматически зарегистрированных
в Приволжском регионе ДТ на ввозимые
на таможенную территорию ЕАЭС товары


Рис. 3. Динамика изменения доли автоматически выпускаемых в Приволжском регионе ДТ на вывозимые с таможенной территории ЕАЭС товарные партии


Рис. 4. Динамика изменения доли автоматически выпущенных в Приволжском регионе ДТ на ввозимые на таможенную территорию ЕАЭС товарные партии
Как видно из представленных на рисунках сведений, количество деклараций на товары (как на экспорт, так и на импорт) постоянно увеличивается.
Кроме того, в соответствии со Стратегией установлены и контрольные показатели, при которых доля таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу и не идентифицированных как рисковые поставки, совершаемых автоматически с использованием информационных технологий, должна составлять в 2020 году не менее 25%, к 2024 году — не менее 50%, к 2030 году — 100%.
В таких условиях для целей поддержания таможенного контроля на надлежащем уровне был обеспечен качественно новый уровень таможенного контроля после выпуска товаров.
Осуществлено внедрение в деятельность таможенных органов субъектно-ориентированной модели системы управления рисками, которая позволяет при помощи специализированных комплексов программных средств (в т. ч. на основе математической модели оценки существующих критериев) в автоматическом режиме определять категорию уровня риска участников ВЭД, что в свою очередь позволяет таможенным органам дифференцированное применение форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля.
Риск-ориентированный подход к выбору объектов таможенного контроля после выпуска товаров позволил увеличить его эффективность при одновременном снижении количества проверочных мероприятий, что в свою очередь позволило снизить административную нагрузку на добросовестных участников ВЭД и уполномоченных экономических операторов на этапе таможенного декларирования (прежде всего с совершением грузовых операций при таможенном контроле, «простое» транспортных средств и прочих непроизводственных издержек) за счет смещения акцента таможенного контроля на этап после выпуска товаров.
В целях повышения эффективности взаимодействия при совершении таможенных операций в работу таможенных органов внедрено автоматизированное программное средство «Личный кабинет участника внешнеэкономической деятельности», за счет которого обеспечено информационное взаимодействие таможенных органов и участников ВЭД практически в режиме реального времени, на всех этапах совершения таможенных операций как до, так и после выпуска товаров.
Дополнительные задачи и направления совершенствования автоматизации таможенного контроля заложены в целевых ориентирах Стратегии, среди которых первым является полномасштабная цифровизация и автоматизация деятельности таможенных органов.
Цифровая трансформация технологий совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля как до, так и после выпуска товаров подразумевается с использованием методов искусственного интеллекта и обработки больших объемов данных, при этом планируется создание самообучающейся интеллектуальной системы управления рисками, которая смогла бы учитывать различные внешние факторы внешней среды.
Дальнейшее внедрение технологий, которые позволили бы обеспечивать автоматическое совершение таможенных операций с минимальным либо полностью без участия должностных лиц таможенных органов в местах перемещения товаров через таможенную границу Союза.
Продолжение работы по созданию, развитию и модернизации национального механизма «единого окна» за счет использования при совершении таможенных операций документов, созданных и применяемых в электронном виде.
Вместе с тем, при всех положительных аспектах внедрения автоматизированного контроля эксперты отмечают следующие основные проблемы, прежде всего связанные со сложностью привлечения на службу в таможенные органы высококвалифицированных кадров в связи с недостаточным уровнем экономической мотивации и высокой конкуренции со стороны коммерческих организаций на рынке труда.
Недостаток таких кадров не только тормозит непосредственную деятельность по разработке специализированных программных комплексов и единой автоматизированной системы в целом, но и их применение и эксплуатацию при совершении таможенных операций.
Кроме того, в отдельных случаях сохраняется утечка служебной информации об индикаторах риска, позволяющая недобросовестным участникам ВЭД избегать таможенного контроля [6].
Указанные проблемы возможно решать за счет реализации целевого ориентира Стратегии № 18, подразумевающего:
— комплексный подход к совершенствованию системы подбора и расстановки кадров с сохранением высококвалифицированного кадрового состава и привлечением молодых специалистов на службу в таможенные органы.
— совершенствование системы профессионального развития должностных лиц таможенных органов, повышение их профессионализма и компетенции;
— противодействие коррупции, исключение причин и условий совершения правонарушений и преступлений коррупционной направленности.

Список литературы

1. О реализации пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции «Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха» и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 24 марта 2016 г. № 235 (вместе с Правилами реализации пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции «Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха»): постановление Правительства РФ от 11 августа 2016 г. № 787 (ред. от 14.03.2019) // Собрание законодательства РФ. 2016. № 34, ст. 5245.

2. Трегубов А.Н. Создание системы прослеживаемости как меры противодействия незаконному ввозу товаров // Таможенное дело. 2019. № 3. С. 16—18.

3. Горбунова М.Л., Назарычев Д.В., Зеленов Д.С. О мероприятиях и подходах по противодействию незаконному ввозу и обороту товаров на территории Российской Федерации // На страже экономики. 2020. № 1 (12).

4. Официальный сайт Федеральной таможенной службы. URL: http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=26166:2 (дата обращения: 18.09.2020).

5. Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года: распоряжение Правительства РФ от 23 мая 2020 года № 1388-р. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202005260026 (дата обращения: 18.09.2020).

6. Индекс таможенной стоимости: как везти товар ниже риска? URL: https://правовэд.рф/articles/indeks-tamozhennoj-stoimosti-kak-vvezti-tovar-nizhe-riska/ (дата обращения: 18.09.2020).


Войти или Создать
* Забыли пароль?