ФАКТОРЫ УГРОЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОРОДСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ И МЕРЫ ПО ИХ УСТРАНЕНИЮ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Анализируются факторы угроз экономической безопасности городской агломерации на примере моноцентрической Нижегородской агломерации. К основным факторам, которые создают угрозы экономической безопасности городской агломерации, отнесены: отсутствие оптимальной системы внебюджетного финансирования мероприятий по обеспечению безопасности городской агломерации; криминализация экономики и общественной жизни; низкая количественная обеспеченность населения жильем; миграция населения из сельской местности; дефицит энергии; увеличение количества транспортных средств; деградация ЖКХ и промышленных предприятий; высокая доля потенциально опасных объектов; несовершенство системы государственного управления; неэффективная градостроительная политика; ухудшение экологии. Даются рекомендации по устранению перечисленных факторов угроз экономической безопасности городской агломерации.

Ключевые слова:
городская агломерация; Нижегородская агломерация; экономическая безопасность; факторы угроз экономической безопасности
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

В последние годы обострилась проблема возрастания угроз экономической безопасности в современных городских агломерациях. Исследование факторов угроз экономической безопасности в городской агломерации проведено на примере Нижегородской агломерации, которая объединила в себя Нижний Новгород, Бор, Дзержинск, Кстово.
Основу моноцентрической Нижегородской агломерации представляет Нижний Новгород, который является типичным крупным городом страны (одним из пятнадцати) с населением 1,2 млн человек. Скоро Нижнему Новгороду — 800 лет. Нижний Новгород располагает мощным научно-промышленным потенциалом, этот фактор социально-экономического развития является самым главным. Здесь расположено 26 вузов и 63 средних специальных учебных заведения, в которых обучается свыше 160 тысяч студентов. Более 60% преподавателей вузов имеют ученую степень докторов и кандидатов наук, что характеризует высокий профессиональный уровень педагогического персонала. В пятерку сильнейших вузов страны входит Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского.
В мире наблюдается стремительный процесс урбанизации: уже почти половина жителей планеты стала населением городов. В развитых странах численность городских жителей составляет абсолютное большинство — 70-80% населения. К 2030 году в городах развивающихся стран будет проживать 80% населения планеты, а к 2050 году семь из десяти станут городскими жителями [1, с. 123].
Особенности городской агломерации кратко можно определить двумя характеристиками [2]:
— увеличение управленческих функций и их разнообразие по субъектам, увеличивающееся число связей и количества приезжих, деловой ритм жизни, повышение образовательного потенциала;
— роль лидера, готовность к смене функций, смена ориентации на разработку новых решений, новых технологий, в том числе вынос предприятий, ориентирующихся на менее квалифицированный труд или грязное производство за пределы города.
Данные характеристики не совсем точно определяют особенности городской агломерации. К указанным характеристикам можно добавить следующие особенности:
— большая численность населения;
— высокая плотность населения;
— большая концентрация важнейших институтов государственной власти;
— избыточное количество финансовых потоков;
— большие миграционные потоки;
— высокая инвестиционная активность и инвестиционная привлекательность;
— более высокий уровень доходов населения по сравнению с другими регионами;
— опережающий рост сферы услуг по отношению к промышленному производству;
— большая концентрация научных и высококвалифицированных кадров, наукоемких производств;
— наличие двух устойчивых жилищ на семью: городская квартира и загородная дача.
Особенности городской агломерации определяют для нее характерные факторы угроз экономической безопасности. Перечень этих факторов достаточно широк. Он включает в себя: политические, экономические, социальные, технологические, институциональные, природно-экологические [3, с. 274].
Рассмотреть все в рамках одной статьи не представляется возможным, поэтому акцент сделан в сторону основных, наиболее ярко проявляющихся в современных условиях особенностях.
К основным факторам, которые создают угрозы экономической безопасности в городской агломерации, можно отнести следующие.
1. Дефицит энергии.
Распоряжением Правительства РФ от 27 декабря 2010 года № 2446-р и Указом Президента РФ от 4 июня 2008 года № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики» установлена задача по снижению к 2020 году энергоемкости ВВП не менее чем на 40% по отношению к уровню 2007 года и обеспечению рационального и экологически ответственного использования энергии и энергетических ресурсов.
Нехватка электроэнергии негативно сказывается на промышленном развитии агломерации. Последствия отказа от строительства Кстовской АЭС сказываются на дефиците электроэнергии в регионе и по сей день.
Огромные потери электроэнергии в энергосетях. Например, потери электрической энергии (основная часть которых приходится на коммунальные сети), включенные в тарифы для населения, составляют 15-20%.
Причины недоработок энергосервисных компаний связаны со следующими факторами:
— нежелание муниципалитетов отдавать на откуп частным компаниям функции по эксплуатации энергетических сетей городов;
— отсутствие альтернативных поставщиков энергоресурсов и монополизация данного рынка;
— отсутствие мотивации, понимания, знаний и навыков представителей ДУКов и ТСЖ во внедрении тесного взаимодействия между собой на рынке;
— недостаточная проработка прикладного организационного инструментария взаимодействия физических лиц, ТСЖ, энергетических компаний, а также оптовых поставщиков энергоресурсов.
Проблема нехватки электроэнергии сказывается на освещении мегаполиса. Городское освещение должно обеспечивать безопасное перемещение людей и транспорта, удобную визуальную ориентацию, зрительный комфорт, общее ощущение личной безопасности (которое достигается за счет обеспечения узнаваемости лиц людей с безопасного расстояния). Проблема нехватки электроэнергии обостряется из-за нерационального ее использования в мегаполисе. Например, в Нижегородском кремле создана очень неэффективная система освещения [4, с. 54]:
— используются светильники разного типа, отличающиеся по внешнему виду, назначению и по источникам света;
— световое распределение светильников формируется простейшими оптическими системами (в форме шара, цилиндра, усеченного конуса);
— светильники обладают низкой эффективностью, высоким слепящим действием и создают световое «загрязнение» окружающей среде;
— для акцентирующего освещения использованы прожекторы без каких-либо экранирующих устройств, что приводит к сильному слепящему действию.
В целях разрешения угроз энергетической безопасности как подсистемы экономической безопасности городской агломерации необходимо:
— согласовывать (по яркости, по цветности) систему архитектурного освещения с другими видами освещения: функциональным и рекламным;
— сводить к минимуму световое «загрязнение» окружающей среды: засветку высшего уровня горизонта; слепящую и дискомфортную яркость светильников;
— применять наиболее эффективные источники света и световые приборы, стремиться к снижению затрат на энергопотребление;
— использовать надежное и долговечное осветительное оборудование и тем самым снижать затраты на обслуживание светильных установок.
Необходима модернизация энергетической инфраструктуры, которая должна включать следующее:
— направление инвестиций в техническое перевооружение энергетических активов;
— комплексное развитие энергетических сетей (в т. ч. точечное наращивание энергетических сетей);
— снижение энергоемкости промышленной продукции;
— совершенствование механизма ценообразования;
— рациональное использование тарифных планов;
— введение энергоаудита для повышения энергоэффективности предприятий;
— привлечение и аккумуляция инвестиций в модернизацию энергетических сетей;
— контроль за инвестициями;
— разработка мероприятий по повышению эффективности использования энергоресурсов.
2. Миграция населения из сельской местности.
В начале 60-х годов прошлого века научно-технический прогресс явился причиной урбанизации, связанной с перемещением сельского населения в город. В целом городское население выросло в 1959—1988 годах на 46,8 млн человек, из них 41,4% пришлось на естественный прирост и 58,6% — на механический.
Городская агломерация начинает реально конкурировать с пригородами. В радиусе 500 км от Нижнего Новгорода проживает около 43 млн человек, уровень потребительских расходов в этой зоне на 40% выше, чем в среднем по России. В радиусе 100 км живет более 80 млн человек, каждый из которых тратит на 12% больше среднего россиянина [4, с. 56].
Миграция населения из сельской местности приводит к росту безработицы, увеличению нагрузки на объекты социальной инфраструктуры, ухудшению криминогенной обстановки в городской агломерации.
В этой области необходимы меры продуманной социально-экономической политики. Такими мерами, проводимыми в сельской местности, могут быть:
— развитие социальной инфраструктуры;
— развитие малого и среднего предпринимательства;
— создание дополнительных рабочих мест;
— снижение уровня безработицы;
— развитие транспортной инфраструктуры.
3. Ухудшение экологии.
Неблагоприятная экологическая обстановка в агломерации связана со стремлением повысить качество и комфорт жизни населения. Только в 20% российских городов воздух отвечает установленным нормам качества. Для снижения действия этого фактора и для повышения экологической безопасности как подсистемы экономической безопасности предлагаются следующие меры:
— строительство экологической инфраструктуры (транспорт, энергетика, производство тепла, управление отходами);
— разработка и внедрение экологических технологий;
— раздельный сбор и вывоз твердых бытовых отходов;
— строительство мусороперерабатывающих заводов;
— сокращение загрязнений воздуха, водоемов и почвы;
— развитие экологического туризма.
3.1. Ухудшение экологии от транспорта.
В последнее время вопросам экологической безопасности транспорта в условиях городской среды уделяется все большее внимание. Это определяется, с одной стороны, совершенствованием методов оценки влияния различных факторов на здоровье населения городов, с другой — все нарастающим количеством транспортных средств.
Рассеивание загрязняющих веществ в городской среде осложняется уплотнительной внутриквартальной застройкой, которая часто выполняется высотными зданиями. Такой подход делает, кроме того, менее привлекательным архитектурный облик городов, лишает горожан пространства для отдыха во дворах, осложняет процесс парковки автомобилей. С позиции урбоэкологии необходимо стремиться обеспечить экологически сбалансированное сочетание урбанизированных и открытых пространств.
Зачастую именно транспорт делает условия проживания в крупных городах менее комфортными. Автомобильный транспорт и его инфраструктура сохраняет лидерство по вредному влиянию на жизнь и здоровье людей, окружающую среду и природный мир в результате своей деятельности. Наиболее типичными веществами, представляющими реальную опасность для населения, являются фенол, хлорбензол, бензапирен, бензол, толуол, этилбензол, ацетон, стирол, ксилол, метанол, твердые и аэрозольные частицы, поэтому необходимо развивать систему мониторинга загрязняющих веществ в городской среде.
Таким образом, несмотря на совершенствование конструкций автомобилей и ужесточение стандартов качества топлива, автомобильный парк продолжает ухудшать экологическую обстановку в городской среде.
Развитие городского электрического транспорта представляет меньшую экологическую опасность, снижая в разы загрязнение атмосферы. Поэтому развитие городского электротранспорта должно идти по следующим направлениям развития:
— внедрение скоростного трамвая;
— использование монорельсового транспорта;
— дальнейшее развитие метрополитена;
— развитие троллейбусного транспорта.
4. Сложная транспортная ситуация (пробки и аварии на дорогах).
Агломерация сталкивается с проблемой больших транспортных потоков, которые в часы пик подчас полностью блокируют магистрали. Транспортный коллапс во время снегопада — сегодняшняя реальность. В таких условиях растут убытки логистики, возрастает нагрузка на дорожную инфраструктуру.
Главный враг современных городов — частный автомобиль. Их количество в Нижегородской агломерации растет с каждым годом. На 1 января 2017 года их насчитывалось 352 тыс., что составило 276 автомобилей на тысячу жителей.
Автомобили создают пробки, загрязняют экологию, поэтому в живом пространстве города предпочтение нужно отдавать пешеходным и прогулочным зонам, а также дорогам для общественного транспорта. Современные города необходимо развивать не в ширину, что затрудняет коммуникацию, а вдоль трасс и, в крайнем случае, в высоту.
Для России с ее обширными территориями предлагается идея Трансполиса — города, выстроенного в одну линию. Городская агломерация распределяется вдоль трассы, создавая череду небольших центров и пригородов. Ширина линейной структуры — 10-15 км. Предполагается, что она будет состоять из последовательно расположенных зон, таких как: транспортно-энергетическая; промышленная; парковая; спальная; аграрная; «зеленая» (нетронутой природы). Трансполис будет способствовать решению многих сложных транспортных проблем.
5. Деградация ЖКХ и промышленных предприятий.
Известно, что крупные промышленные предприятия с высоким износом основных фондов являются потенциальной угрозой возникновения техногенных аварий. Поэтому эта проблема связана непосредственно с решением других важнейших социально-экономических проблем:
— улучшением жилищных условий населения за счет увеличения жилищного строительства;
— обновлением инфраструктуры ЖКХ;
— сносом ветхого жилья.
Для устранения факторов угроз в сфере ЖКХ необходимо осуществить следующие мероприятия:
— перейти на 100% платежи населением жилищно-коммунальных услуг;
— ликвидировать задолженности предприятий ЖКХ, обусловленные бюджетными неплатежами;
— развивать бизнес по управлению жилищным фондом, формировать эффективный жилищный менеджмент;
— готовить в вузах высококвалифицированные кадры для ЖКХ;
— создать правовую среду для развития бизнеса в сфере ЖКХ;
— создать эффективную систему регулирования тарифов на коммунальные услуги;
— развивать институт энергосервисных компаний.
6. Несовершенство системы государственного управления.
Решение задач безопасности городской агломерации является прямой обязанностью органов государственной власти и важнейшим направлением их деятельности, обеспечивающим эффективное и безопасное использование важнейшего национального ресурса — земли территории агломерации. Вопросы безопасности в городской агломерации требуют согласования интересов государства, человека, капитала и общества [5].
Местная власть становится главным лицом, ответственным за социально-экономическое развитие городской агломерации, включая благоустройство, социальную защиту и безопасность граждан.
Для совершенствования системы государственного управления необходимо:
— дальнейшее развитие услуг «электронного правительства»;
— повышение качества подготовки кадров для органов государственного управления;
— совершенствование системы нормативно-правового регулирования отношений государства и бизнеса;
— придание государственным структурам управления общественной направленности процессуальной деятельности, включая вопросы благоустройства, социальной защиты и безопасности граждан.
7. Неэффективная градостроительная политика.
Отсутствие территорий для дальнейшего развития и появление большого числа частных владельцев недвижимости, инвесторов с целевыми установками на получение максимальной прибыли может привести к серьезным проблемам в градостроительной политике.
Международная практика подтверждает, что правильно принятые градостроительные решения позволяют сократить потребность в территориях на 10-12%, в инженерно-транспортных коммуникациях — на 50%, капитальных вложениях — на 8-15%.
Для улучшения качества среды жизнедеятельности человека, обеспечения безопасности проживания и предупреждения чрезвычайных ситуаций необходимо:
— создание эффективной законодательной, нормативно-правовой и методической базы градостроительства;
— совершенствование системы государственного и муниципального управления градостроительной деятельностью;
— создание системы государственного контроля по исполнению градостроительного законодательства;
— мониторинг развития территорий;
— создание научно обоснованной системы проектирования в мегаполисе;
— поддержка системы подготовки кадров в сфере градостроительства.
8. Низкая количественная обеспеченность населения жильем.
Так, среднедушевая обеспеченность жильем в США составляет 54 кв. м на 1 человека, в европейских развитых странах — 35-40 кв. м, в России — около 20 кв. м, а в Нижегородской области — 22,3 кв. м на 1 человека. Вместе с тем, 30% населения России проживает в ветхих и аварийных домах, 20% жилья нуждается в капитальном ремонте. Инженерная инфраструктура также морально и физически устарела. Обеспеченность жильем в Нижнем Новгороде составляет 16-25 кв. м на человека, в то время как в Швеции, Канаде — 40, США — 68,9 кв. м на человека [6, с. 66].
Для устранения этого фактора угрозы необходимо:
— создание системы обеспечения населения арендным жильем;
— дальнейшее развитие ипотечного кредитования;
— расширение объемов строительства жилья экономкласса.
— стимулирование строительства малоэтажного жилья.
9. Высокая доля потенциально опасных объектов.
В городской агломерации много пожароопасных зданий и сооружений.
Например, в Нижнем Новгороде из 30 097 жилых зданий деревянные составляют 1/3 или 12 722 здания. В 2017 году в Нижнем Новгороде произошло 640 пожаров. К потенциально опасным объектам относятся учреждения массового скопления людей. В качестве таких объектов можно назвать: торговые центры, аэропорты, вокзалы, ярмарки, физкультурно-оздоровительные комплексы. Пожар в торгово-развлекательном центре 25 марта 2018 года в г. Кемерово, в котором погибли 64 человека, показал, что объектам массового скопления людей необходимо уделять пристальное внимание.
Для устранения данного фактора угрозы необходимо:
— вынести наиболее опасные объекты за пределы жилых кварталов;
— реализовать программу по расселению ветхого деревянного жилья;
— усилить контроль за противопожарной безопасностью потенциально опасных объектов.
10. Отсутствие оптимальной системы внебюджетного финансирования мероприятий по обеспечению безопасности городской агломерации.
Для создания устойчивой системы внебюджетного финансирования предлагается идея «города-предпринимателя». Она усиливает экономическую конкурентоспособность за счет следующих мер:
— экономического разнообразия производственного сектора, развития малого бизнеса, особенно в отраслях, характеризующихся высокой добавленной стоимостью, а также разнообразием товаров, идущих на экспорт;
— наличия квалифицированного человеческого капитала;
— правильно организованной институциональной сети;
— оптимального использования муниципальных ресурсов (земля, движимое, недвижимое имущество, другие ресурсы);
— совершенствования законодательной базы.
11. Криминализация экономики и общественной жизни.
За 2017 год в Нижнем Новгороде было совершено свыше 42 тыс. преступлений. Среди криминальных угроз городской агломерации можно выделить: квартирные кражи, уличную преступность, распространение наркотиков, угон автомобилей, вандализм, мошенничество, рейдерство, похищение людей, коррупция и др.
Сохраняется высокий уровень экономической преступности, формирование в предпринимательской среде атмосферы авантюризма и мошенничества, развитие различных проявлений недобросовестной конкуренции и т. п.
В целях снижения уровня криминализации экономики и общественной жизни целесообразно:
— продолжить оздоровление криминальной ситуации в общественных местах и на улицах;
— проводить разъяснительные беседы среди населения о формах и методах защиты и сохранности имущества от преступных посягательств;
— усилить контроль за исполнением федеральных законов, касающихся государственного регулирования оборота и ограничения потребления спиртосодержащей продукции;
— вести борьбу с распространением наркотиков, вандализмом, мошенничеством;
— акцентировать внимание на борьбу с коррупцией.
12. Коррупция.
Коррупция в России остается достаточно высокой. За 2017 год выявлено взяток на 6,7 млрд рублей. Коррупция была и остается угрозой национальной безопасности страны и экономической безопасности Нижегородской агломерации в частности. Основной причиной, порождающей коррупцию, является произвол и безнаказанность в федеральных и городских органах власти и в органах местного самоуправления, регулирующих экономические процессы. В 2017 году в Нижнем Новгороде было заведено 59 дел по коррупционным статьям, в 2018 году — уже 69.
Борьба с коррупцией — многоплановый процесс, для ее осуществления необходим целый комплекс мер в различных сферах жизни общества. Усиление роли законов в действиях чиновников неизбежно способствует ограничению коррупции. Для этого могут понадобиться, в частности, следующие меры:
— разграничение функций и повышение компетенции чиновников;
— уменьшение сферы действия личного усмотрения служащего;
— ужесточение регламента взаимодействия чиновников и граждан;
— ужесточение контроля над государственными служащими.
13. Отсутствие современной дорожной инфраструктуры.
Дороги — важная часть инфраструктуры городской агломерации, которая обеспечивает как качество жизни его жителей, так и производственную составляющую данной территории. Сегодняшняя ситуация — во многом патовая и простых путей решения нет. Европа столкнулась с теми же проблемами намного ранее и к настоящему моменту уже существуют наработанные пути выхода из агломерационного тупика.
В Нижегородской агломерации отсутствует необходимое количество дорог и дорожных развязок. Отсутствие современной дорожной инфраструктуры в конечном счете скажется на дальнейшем экономическом развитии агломерации. В недалеком будущем дорожная проблема станет тормозом для развития агломерации. В нынешних условиях прокладывать новые дороги просто негде — застройка слишком плотная, и без радикального сноса зданий (как, например, в Париже в XIX веке) дорожную проблему не решить.
Продолжается застройка по агломерационному принципу. Например, в Нижнем Новгороде активная застройка на улице Деловой и в микрорайоне Верхние Печеры породила огромные пробки на улице Родионова, в утренние часы в сторону центра, а в вечерние часы — в противоположном направлении. При этом застройка активно продолжается, пробки будут только увеличиваться, ведь альтернативы этой дороге не существует.
Рекомендуется следующий набор мероприятий:
— развивать систему удобного и комфортного общественного транспорта, снижая нагрузку на дороги за счет уменьшения использования личного;
— строить достаточное количество подземных парковок, чтобы не занимать обочины и проезжую часть имеющихся дорог;
— планировать строительство новых магистралей, даже если придется пойти на снос зданий;
— учитывать сложившиеся транспортные потоки при выделении участков под строительство, чтобы свести агломерационный эффект к минимуму;
— в новых микрорайонах создавать потенциальные рабочие места, школы, детские сады, тогда у людей отпадет необходимость ездить через половину города на работу, создавая ненужную нагрузку на дорожную инфраструктуру.
В результате исследования были выявлены наиболее существенные факторы, влияющие на экономическую безопасность городской агломерации. Определение основных факторов, которые создают угрозы экономической безопасности городской агломерации, позволяет предпринять комплекс мер социально-экономического и специального характера, повышающих общую устойчивость к угрозам комплексной безопасности систем жизнеобеспечения агломерации и ее инфраструктуры, критически важных и потенциально опасных объектов, учреждений здравоохранения, образования и культуры, жилого сектора. В результате жизнь жителей городской агломерации становится безопаснее как в социальном плане, так и в экономическом.

Список литературы

1. Вдовина С.Б. Прогноз инноваций в глобальной экономике // Актуальные вопросы экономики, менеджмента и инноваций: материалы Международной научно-практической конференции. Н. Новгород, 2014. С. 121—124.

2. Сенцов А.А. Управление рисками при обеспечении экономической безопасности городских агломераций: автореферат дис. … канд. экон. наук. М.: РАНХГС, 2012. 29 с.

3. Колесниченко Е.А., Синицына Е.В. Факторы экономической безопасности: региональный уровень анализа // Лесотехнический журнал. 2015. № 3. С. 273—282.

4. Нечаев В.В. Состояние и проблемы развития инфраструктуры Нижнего Новгорода // Реализация национальной программы — «доступное и комфортное жилье»: материалы региональной научно-практической конференции. Н. Новгород, 2008. С. 53—56.

5. Чеботарев С.С., Лавриненко Д.Ф. Экономико-правовые особенности построения системы безопасности мегаполиса // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2010. № 1 (12). С. 239—242.

6. Щуров Б.В. Этапы проблемы реформы ЖКХ // Инвестиции и инновации в развитии отраслей — пути выхода из кризиса: материалы региональной научно-практической конференции. Н. Новгород, 2010. С. 66—70.


Войти или Создать
* Забыли пароль?