сотрудник
, Россия
сотрудник
, Россия
сотрудник
Россия
УДК 33 Экономика. Экономические науки
В статье рассматривается одна из наиболее эффективных форм налогового контроля, реализуемая на основе высокотехнологичных решений. Делается вывод о том, что налоговый мониторинг упрощает и облегчает взаимодействие между налоговыми органами и налогоплательщиками, повышает прозрачность финансово-хозяйственной деятельности, что приводит к укреплению налоговой дисциплины и обеспечению экономической безопасности Российской Федерации.
налоговый мониторинг, налоговый контроль, налоговые правонарушения и преступления, экономическая безопасность
Налоговый мониторинг как форма налогового контроля был введен в действие Федеральным законом от 4 ноября 2014 года № 348-ФЗ и начал применяться с 1 января 2016 года. Суть налогового мониторинга заключается в том, что организация-налогоплательщик, соблюдающая условия, указанные в Налоговом кодексе РФ, добровольно представляет налоговому органу доступ к документам (информации), служащим основаниями для исчисления (удержания), уплаты (перечисления) налогов и сборов в электронной форме, и (или) доступ к информационным системам организации, в которых содержатся указанные документы (информация). При этом каждая операция, проведенная организацией, контролируется в режиме реального времени при наличии полного доступа к данным регистров бухгалтерского и налогового учета (доходам и расходам, объектам налогообложения), к сведениям об аналитических регистрах налогового учета, а также к информации о системе внутреннего контроля данной организации за правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов и сборов (при наличии такой системы) [1].
К основным принципам реализации налогового мониторинга на первых этапах развития данной формы контроля на территории Российской Федерации были отнесены:
— участие в налоговом мониторинге является правом налогоплательщика;
— участие в налоговом мониторинге доступно для организаций, соответствующих установленным квалификационным требованиям: совокупная сумма уплаченных налогов за год, предшествующий году участия в налоговом мониторинге, составляет не менее 300 млн рублей, совокупная сумма доходов и совокупная стоимость активов — не менее 3 млрд рублей;
— между налогоплательщиком и налоговым органом осуществляется расширенный информационный обмен: помимо форм налоговой отчетности налогоплательщик на регулярной основе и в заданные сроки представляет налоговому органу регистры бухгалтерского и налогового учета, расшифровки строк деклараций, первичные учетные документы, а также иную информацию;
— возможность получения налогоплательщиком мотивированного мнения налогового органа (по своей инициативе или по инициативе налогового органа) по вопросам правильности, полноты и своевременности исчисления налогов;
— освобождение налогоплательщика от выездных и камеральных налоговых проверок за период участия в мониторинге (за исключением ряда случаев, предусмотренных статьями 88, 89 НК РФ).
Данная форма налогового контроля доказала свою эффективность, повысив уровень налоговых поступлений. Количество участников налогового мониторинга выросло с семи компаний в 2016 году до 44 — в 2019 году. Это крупнейшие компании, которые обеспечивают 12,25% налоговых поступлений в федеральный бюджет. На 93% снизилась сумма начисленных пеней по сравнению с предыдущими периодами, на 77% уменьшилось среднее количество документов, представленных по требованию ФНС России, на 54% сократилось количество требований ФНС России о представлений пояснений и документов, на 33% сократились затраты бизнеса на сопровождение налоговых проверок в 2017 году. Всего в 2017 году компании, работающие в рамках налогового мониторинга, заплатили 607 млрд рублей налогов, что на 28,1% выше аналогичного показателя в 2016 году.
Для включенных в систему налогоплательщиков несомненным преимуществом использования онлайн-контроля является отсутствие камеральных и выездных проверок, сокращение числа истребуемых и представляемых документов, возможность получения мотивированного мнения налогового органа по совершенным и планируемым сделкам, а также отсутствие штрафов и пеней при выполнении рекомендаций данного мнения, повышение вероятности досудебного урегулирования споров [2; 3].
Указанные преимущества рассматриваемой формы налогового контроля для государства и налогоплательщиков послужили основанием для принятия распоряжения Правительства РФ от 21 февраля 2020 года № 381-Р «Об утверждении Концепции развития и функционирования в Российской Федерации системы налогового мониторинга». Указанная Концепция предусматривает расширение перечня налогоплательщиков, которые могут обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении налогового мониторинга, а также поэтапное снижение суммовых ограничений для вхождения в данную систему контроля [4]. Данное новшество отражает направления развития налоговой реформы в РФ [5]. Реализация этих положений возможна путем внесения соответствующих изменений в Налоговый кодекс РФ.
Министерство финансов Российской Федерации подготовило законопроект, корректирующий совокупную стоимость налогов, уплаченную организацией за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга. Если в настоящее время в нее включаются суммы НДС, акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), то законодатель намерен включить в нее и суммы уплаченного НДФЛ и страховых взносов. Помимо этого, будет скорректирована и сама совокупная стоимость налогов до 100 млн рублей, суммарный объем полученных доходов и сумма активов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление, до 1 млрд рублей. Данные меры позволят вовлечь в систему налогового мониторинга налогоплательщиков, обеспечивающих около 30% доходов бюджета. При этом существенно снижается трудоемкость выполнения контрольных процедур налоговыми органами, а также повышается уровень налоговой дисциплины контролируемых организаций.
На основании анализа представленной формы налогового контроля можно сделать вывод о том, что за недолгий период применения она доказала свою эффективность. Данный факт послужил основанием для расширения круга налогоплательщиков, вовлеченных в систему налогового мониторинга. В отличие от остальных форм налогового контроля рассматриваемая форма имеет преимущества для всех вовлеченных в нее субъектов с позиции экономии финансовых, трудовых и материальных ресурсов. Налоговый мониторинг позволяет с меньшими затратами достичь основной цели налогового контроля — предупреждение налоговых правонарушений и преступлений, что несомненно приводит к укреплению экономической безопасности Российской Федерации.
1. Максимов Ю.А., Максимова Е.Н. Налоговый мониторинг как фактор эффективности налогового контроля // Ученые записки СПб филиала РТА. 2015. № 1 (53). С. 50—60.
2. Тринеева Л.Т., Богомолов А.В., Шатохина Н.М. Налоговый мониторинг как инструмент успешного функционирования организации // Экономика и предпринимательство. 2019. № 8 (109). С. 815—819.
3. Налоговый мониторинг: стратегия развития, внедрение SAF-T, получение мотивированного мнения // Налоговая политика и практика. 2019. № 7 (199). С. 12—15.
4. Березина Е.В., Баландина А.С., Беломытцева О.С. Налоговый мониторинг как способ цифровизации налогового администрирования в Российской Федерации // Налоги и налогообложение. 2020. № 2. С. 18—39.
5. Эриашвили Н.Д., Григорьев А.И. Налоговая реформа в России. Приведет ли она к совершенствованию налогового администрирования? // Актуальные проблемы административного права и процесса. 2019. № 2. С. 22—27.