сотрудник
Балашиха, г. Москва и Московская область, Россия
с 01.01.2015 по настоящее время
ВАК 08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности, в том числе: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда; экономика народонаселения и демография; экономика природопользования; экономика предпринимательства; маркетинг; менеджмент; ценообразование; экономическая безопасность; стандартизация и управление качеством продукции; землеустройство; рекреация и туризм)
ВАК 08.00.10 Финансы, денежное обращение и кредит
ВАК 08.00.12 Бухгалтерский учет, статистика
ВАК 08.00.13 Математические и инструментальные методы экономики
ВАК 08.00.14 Мировая экономика
УДК 33 Экономика. Экономические науки
В настоящее время вопрос аналитической обработки информации при планировании продаж продукции в различных производственных средах находится на стадии исследования, и это определяет необходимость тщательного изучения управления ассортиментом и анализа ценовой политики. В статье рассмотрена проблема эффективного планирования и управления на различных этапах деятельности организации. Определены особенности проблемы планирования управленческого анализа как инструмента формирования ассортиментной и ценовой политики. Доказано, что наиболее эффективным инструментом формирования ассортиментной и ценовой политики является аналитическая обработка актуальной информации, реализующаяся при подготовке управленческих решений
Ассортиментная политика, ценовая политика, управленческий анализ, информация, учет, экономическая организация, бизнес-процессы
Управленческая информация используется для управления производственным процессом и распределения материальных благ, а также для решения различных организационных и технических вопросов, важной частью которых является экономическая информация.
Информация - это сведения об окружающем нас мире и происходящих в нем процессах. Информация включает в себя сведения о людях, вещах, фактах, событиях, явлениях и процессах; т.е. все, что расширяет наши представления о предмете изучения.
Информация как сведение характеризуется многообразием по своему содержанию и по сфере применения подразделяется на научную, техническую, правовую, экономическую, управленческую.
Связь между двумя основными подсистемами системы менеджмента осуществляется с помощью информации об организации. Как отмечал В. Б. Ивашкевич, «менеджмент начинается с приема и принятия информации, в том числе решений, основанных на информации, и заканчивается контролем исполнения этого решения на основе актуальной информации» [4].
Поэтому Р.Х. Гаррисон и Е.В. Норин аргументированно отводят роль «топлива» информационному менеджменту, без которого работа невозможна. По словам Р. Л. Дафта, «дополнительная информация об альтернативных решениях поможет уменьшить неопределенность. Кроме того, отсутствие информации о некоторых очень важных факторах является причиной того, что некоторые принимаемые управленческие решения не достигают запланированных результатов».
Экономическую информацию можно классифицировать по разным критериям. Функция управления служит основным ориентиром для классификации.
Такие функции, как учет, анализ, планирование, организация и координация, контроль, часто определяются как функции управления в соответствующей литературе. Реализация первых трех функций управления невозможна без учета, анализа и плановой информации соответственно. Нормативная информация также необходима для координации и мониторинга деятельности организации.
Исходная информация подразделяется на внутреннюю и внешнюю. В качестве места формирования внутренней информации выступают такие системы учета, как бухгалтерский, статистический и оперативный. По содержанию такая информация характеризуется сведениями о работе компании, которые выступают в качестве наиболее значимых для принятия решений. Внешняя состоит из информации о различных явлениях, процессах и сущностях, которые различаются в организации, например, цены на продукты, ценники ценных бумаг, а также информацию о предпочтениях и предпочтениях потребителей.
Информация может предоставляться на регулярной или нерегулярной основе. Как правило, неструктурированная информация предоставляется в бухгалтерском учете, а информация финансовой отчетности предоставляется на регулярной основе.
Говоря о классификации экономической информации, считаем необходимым обратить внимание на ее предназначение. В зависимости от этого атрибута можно предоставлять информацию об организации внешним и внутренним пользователям. К внешним пользователям относятся инвесторы, акционеры, кредиторы и сотрудники организации. Чтобы принимать решения, нужно обладать информацией, которая дает представление о производительности и результатах организации, чтобы должным образом оценить производительность, конкурентоспособность и финансовую стабильность вашей организации.
Помимо экономической информации, управленческая информация может также содержать информацию неэкономического характера. В этом случае нужно учитывать следующие особенности. Как правильно отмечает Л. Б. Самарина, «значительная часть технической информации при обработке получает экономическую «окраску». Это связано с тем, что все технологические процессы на уровне промышленных предприятий контролируются хозяйственным учетом, информация по ним формируется» [3].
На протяжении всего процесса становления и развития рыночных отношений в нашей стране произошли коренные изменения во всех сферах отношений между государством и отдельными предприятиями. Существенным образом изменился характер информации, которой экономические субъекты обмениваются друг с другом в процессе взаимодействия. Наибольшим образом это связано с процессом приведения в исполнение реформы собственности, институциональной реформы и интеграции. При этом следует отметить, что одна из основных характеристик, которая присущая коммерческой организационной деятельности – это расширение экономической независимости и возможности выбора организационно-правовой формы для каждой организации. Также фирма может осуществлять собственную политику по части формирования ассортимента продукции и цен. Не менее важным является обеспечение и удовлетворения интересов всех участников бизнеса, а также возможность применения данных инструментов для дальнейшего развития организации. Следует отметить, что современная рыночная экономика достаточно нестабильна. Данная проблема серьезно обострилась в связи с прошедшим глобальным экономическим кризисом, который значительно усложнил процесс привлечения финансовых источников и как следствие был ограничен ресурсный потенциал различных организаций. В этой связи ключом к успеху и долгосрочного функционированию национальных профессиональных учреждений является их способность справляться с объективными негативными факторами, выбирая модели стратегии и тактики, а также предоставляя достаточное количество средств и ресурсов, совмещая с эффективностью их использования. Это задача невозможна без составления грамотной продуктовой линейки и ценовой политики, которая бы учитывала все детали условия работы и организации труда для каждой конкретной экономической ситуации на рынке. Разработка методов управленческого анализа в масштабах организации и ценовой политики для неё в основном заключается в определении процедур анализа и диапазона используемых данных. Успешность проведения анализа зависит от качества входных данных, которые определяют как отрицательные, так и положительные тенденции фирмы, в данной исследуемой области объективно сравнивая их с другими управленческими решениями.
В условиях современной рыночной экономики следует разработать совершенно новый метод классификации, который мог бы быть основан на принципе теории ограничений и заключался бы в максимальном увеличении воздействия использования всех звеньев в текущее время. Эти этапы выступают ограничивающими факторами и никак не могут увеличивать производство, а значит и продажи сверх обозначенного организации уровня. Следует также сказать, что многие британские научные экономические публикации начали использовать данную идею в конце предыдущего века введя термин «пропускная способность», который в качестве существенной характеристики определял максимальный эффект от использования в заранее установленный период, то есть единицу времени. Таким образом, показатель емкости отражал основное значение для данной фирмы. Так, например если говорить о дорожных покрытиях основной целью является пропускная способность транспортных средств, а значит, транспортное средство является целевым объектом. Ориентируясь на это утверждение, можно сказать о том, что пропускная способность дороги определяется максимальным количеством тех транспортных единиц, которые могут быть перемещены по данной дороге в единицу времени.
Положительный анализ управления продуктом, как на этапе продаж, так и на других этапах невозможен без качественной базы данных. Качество аналитической обработки и полученных выводов и рекомендаций, а, следовательно, конечный эффект от объема и ценовой политики во многом зависит от полноты информации, используемой для учета всех функций организации.
Например, круг задач, которые необходимо решить в бизнес-анализе, намного шире, чем в финансовом анализе, поэтому состав источников информации в контексте управленческого анализа очень разнообразен.
При планировании маркетинговой политики организации учитываются потребительские предпочтения, совокупность внутривидовых потребительских свойств продукта, погодно-климатические условия географических субъектов, политические режимы государств, мировоззренческие настроения населения и т. д.
На первом этапе планируется сбытовая политика организации, а также формирование ее объема и ценовой политики. Процесс планирования продаж должен включать:
1) Определение типа продукта (услуги), который организация намеревается продавать на рынке.
2) Оценку положения и конкурентоспособности организации на рынке. На этом этапе необходимо определить сегмент, который представляет собой вид продукта, связанный с лидером рынка.
3) Структуру продаж и цену продукта.
Этот шаг имеет первостепенное значение, потому что стабильность конечного результата организации и положение на рынке будут зависеть от того, насколько эффективно планируются масштаб и ценовая политика организации.
Второй шаг - реклама и продвижение. Цель рекламы - вызвать интерес конечного пользователя к приобретению товаров, продаваемых организацией. Помимо рекламы, могут быть разработаны и другие меры, стимулирующие покупку товаров: формирование системы скидок, организация различных акций, участие в социальных проектах организации и т.д.
На третьем этапе продукт передается потребителю либо по контракту с партнером, либо напрямую от организации.
Четвертый этап - послепродажное обслуживание, включая гарантийное.
На пятом этапе объем и ценовая политика корректируются в соответствии с меняющимися рыночными условиями. То есть фактически происходит возврат к первому шагу.
Формирование оптимального ассортимента и ценовой политики с учетом ограничивающих факторов внутренних и внешних характеристик - важная задача, которую нужно решать на первом этапе реализации продукции. Кроме того, вопросы информационного обеспечения управленческого анализа раскрываются на этапе планирования масштабов организации и ее ценовой деятельности.
Успех любого типа экономического анализа, включая анализ масштабов организации и управление ценовой политикой, в первую очередь зависит от соответствующей организации.
Под методологией понимается в целом «набор методов для фактического осуществления чего-либо». Методология экономического анализа - это «совокупность специальных приемов, используемых для обработки экономической информации о деятельности предприятий и объединений».
Методы и приемы анализа очень разнообразны и могут быть классифицированы по их характеристикам. Мы склонны соглашаться с мнением Л. Б. Самариной, что «одним из самых аргументированных является обмен методами и приемами по степени сформированности. По критерию формальной возможности все аналитические методы можно разделить на неформальные и формальные» [3]. Этого подхода придерживаются также О. Н. Волкова, Л. Т. Гиляровская, А. Д. Шеремет и др.
- формальные (числовые) методы часто основаны на использовании математических методов. Они находят широкое применение как в практике ретроспективного анализа (факторный анализ), так и перспективного (линейное и нелинейное программирование).
- неформальные (эвристические) методы не используют никаких математических инструментов и могут обрабатывать как входные, так и выходные данные. В основном это методы, основанные на экспертном опыте, знаниях и интуиции. Самый распространенный метод - экспертная оценка.
Реализация нашей методологии в основном предполагает использование численных методов обработки информации. В этом случае состав метода зависит от задачи на разных этапах его реализации.
Л. Б. Самариной определены следующие общие действия на этапах методологии управленческого анализа [3]:
- определите цель, предмет и цель анализа;
- предварительно проверить подборку информации, достоверности и качества;
- использовать конкретные методы анализа, определить показатели и системы расчета;
- совершить поиск и выбрать альтернативные варианты;
- обобщить результаты с целью формирования управленческих решений и экономической интерпретации.
Так, формирование общей методологии управленческого анализа, а также управленческий анализ объема и ценовой политики организации следует начинать с цели анализа и определения объектов и субъектов.
Предлагаемый нами метод основан на принципе теории ограничений, который предполагает, что использование ограничивающих факторов может максимизировать эффект. Имея это в виду, цель анализа управления стратегией классификации и ценообразования определяется нами следующим образом: подготовить аналитическую информацию, чтобы организация могла сформировать такую стратегию классификации и ценообразования, какая способствовала бы использованию в полной мере ограниченных ресурсов и возможностей рынка сбыта.
Объектом анализа объема организации и управления стратегией ценообразования выступает ассортиментная политика и стратегия ценообразования.
Субъектами этого анализа являются сотрудники бухгалтерского, маркетингового, финансового и финансового отделов.
За формирование ассортиментной политики и стратегии ценообразования в основном несут ответственность отделы маркетинга и планирования. Чтобы провести успешный управленческий анализ объема и ценовой политики, необходимо описать конкурентоспособность продукта или услуги по сравнению с аналогичными товарами и услугами и по сравнению с продуктами конкурентов.
Также должна быть возможность изменить начальную цену и ценовую стратегию потенциального спроса на продукт по данной цене. Необходимо определить позицию организации по отношению к определенным типам продуктов, продаваемых на рынке, имеет ли организация возможность влиять на цены (то есть является ли она лидером по ценам) или может ли организация действовать только как принимающая доминирующий фактор ценообразования.
Без участия представителей отдела маркетинга невозможно решить такие проблемы с точки зрения качества.
В то же время, чтобы успешно разработать оптимальные объемы и ценовую политику организации, которые могут максимально использовать ограниченные ресурсы, необходимо оценить ресурсный потенциал организации и проанализировать критерии стоимости различных типов ресурсов. Без помощи служб планирования провести такую оценку сложно.
Источники информации играют важную роль в анализе масштабов организации и ценовой политики. При использовании ресурсов бухгалтерской информации и обработки имеющихся методов анализа данных удовлетворительные результаты могут быть получены только при участии бухгалтеров-аналитиков.
Необходимо акцентировать внимание на том, что для разработки соответствующего ассортимента и стратегии ценообразования необходимо оценить ее влияние на конкурентоспособность и финансовую стабильность организации, поэтому в управленческий анализ также должны быть включены сотрудники финансового отдела.
Так, исходя из вышесказанного, мы считаем, что масштаб организации и ценовая политика требуют усилий по концентрации различных услуг с целью получения положительных результатов управленческого анализа: маркетинга, планирования, финансов и особенно бухгалтерского учета. Кроме того, значительная доля учетной информации в структуре источников информации и необходимость в приемах и методах анализа обработки данных играют ключевую роль для бухгалтеров-аналитиков в управлении масштабами организации и ценовой политикой.
Взаимосвязь между анализом управления и системами управления организацией включает рассмотрение последовательности управленческого поведения при наличии ограничивающих факторов при разработке программ анализа.
На первом этапе необходимо проанализировать наличие организационных ограничений и определить их состав и характер. Это связано с анализом ресурсного потенциала организации и рыночных условий ее деятельности, что является очень сложной задачей.
Таким образом, одним из основных условий эффективного планирования и управления на различных этапах деятельности организации является аналитическая обработка актуальной информации при подготовке управленческих решений. Эта проблема особенно остро стоит на этапе планирования продуктовых линеек (задач, услуг), когда необходимо органично объединить возможности организации, что определяется состоянием производственного потенциала и требования рынка. В настоящее время вопрос аналитической обработки информации при планировании продаж продукции в различных производственных средах находится на стадии изучения, и это определяет необходимость тщательного изучения управления ассортиментом и анализа ценовой политики, целесообразность и последовательное совершенствование аналитической методологической поддержки на этапе управления продажами продукции, а также разработку мероприятий по организации продвижения товаров (работ, услуг) на рынке.
1. Бурцев, В. В. Производственный анализ: вопросы оптимизации продуктовых программ / В. В. Бурцев // Экономический анализ: теория и практика. - 2004. - № 3. - С.2 - 6.
2. Вайсблат, Б. И. Оптимизация производственной программы предприятия с учетом финансового и транспортного обеспечения / Б. И. Вайсблат, А. В. Плюснин // Экономический анализ: теория и практика. - 2007. - № 20. - С.22 – 24.
3. Вахрушина, М.А. Управленческий анализ: вопросы теории, практика проведения / М.А.Вахрушина, Л.Б. Самарина // Монография. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2010 – 144 с.
4. Ивашкевич, В.Б. Бухгалтерский управленческий учет / В.Б. Ивашкевич // Учеб. для вузов. – М.: Юристъ, 2003. - 618 с.
5. Любушин, Н.П. Экономический анализ: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» и 080105 «Финансы и кредит» / Н.П. Любушин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 423 с.
6. Любушкин, А. А. Управленческий учет и анализ продаж в организациях оптовой торговли / А. А. Любушкин // Экономический анализ: теория и практика. - 2009. - № 36. - С.37 - 47.
7. Маркарьян, Э.А. Управленческий анализ в отраслях: учебное пособие / Э.А. Маркарьян, С.Э. Маркарьян, Г.П. Герасименко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2009. – 304 с.