Россия
УДК 94 Всеобщая история
Цель: выявление своеобразия поэтики пьесы Н. Эрдмана «Мандат» в контексте развития сатирических жанров 20-х годов ХХ века. Методы: описательный, сравнительно-сопоставительный и историко-генетический. Результаты: на основе текстуального анализа пьесы Н. Эрдмана «Мандат» в контексте сатирической драматургии определены характерные особенности его творческой манеры. Специфический взгляд на социальные противоречия побуждал сатириков разных жанров, в том числе и Н. Эрдмана, обратиться к приемам фельетонной поэтики. В 1920-е годы фельетонная поэтика (сатирическое заострение и окарикатуривание, гипербола и гротеск, фарсовое пародирование и доведение происходящего до абсурда) оказала большое влияние на драматургию («Зойкина квартира» М. Булгакова, «Клоп» и «Баня» В. Маяковского, «Мандат» и «Самоубийца» Н. Эрдмана), поскольку талантливые драматурги не только разоблачали социальную мимикрию бывших хозяев жизни, но и подвергали осмеянию весьма живучее мещанство и нарождающийся советский бюрократизм. Научная новизна: в статье впервые детально исследовано влияние фельетонной поэтики на творческую манеру Эрдмана-сатирика. Практическая значимость: результаты исследования и выводы статьи могут быть использованы в научной и педагогической деятельности при рассмотрении вопросов, связанных с индивидуальной стилевой манерой Н. Эрдмана и особенностями становления сатирических жанров начала ХХ века.
Эрдман, «Мандат», драматургия, приемы фельетонной поэтики
1. Бахтин М. М. Литературно-критические статьи. - М.: Худож. лит-ра, - 1986. - 543 с
2. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. - М.: Советская Россия, - 1979. - 362 с
3. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. - М.: Худож. лит-ра, - 1990. - 543 с
4. Булгаков М. А. Зойкина квартира//Булгаков М. А. Избр. соч.: В 3 тт. - М.-СПб.: Литература-Кристалл, - 1997. - Т. 3. - С. 193-270
5. Гвоздев А. А. Театральная критика. - Л.: Искусство, - 1987. - 280 c
6. Горький М. Заметки о мещанстве//Горький М. Собр соч.: В 30 тт. - М.: ГИХЛ, - 1953. - Т. 23.- С. 341-367
7. Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 тт. - Л., - 1982. - Т. 24. - 514 с
8. Журбина Е. Современный фельетон (опыт теории)//Печать и революция. - 1926. - Кн. 7. - С. 18-35
9. Кремлев И. В литературном строю. Воспоминания. - М.: Московский рабочий, - 1968. - с. 188-199
10. Курляндская С. В. Фельетон - жанр сатирический. - М., - 1967. - 32 с
11. Маркс К. К критике гегелевской философии права//Маркс К., Энгельс Ф. Соч.: В 50 тт., 2-е изд. - М.: Политиздат, - 1955. - Т. 1. - 599 с
12. Маркс К. 18-е брюмера Луи Бонапарта. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Article/marx_18.php
13. Маяковский В. Баня//Маяковский В. Полн. собр. соч.: В 13 тт. - М.: Худож. лит-ра, - 1958. - Т. 11. - С. 278-347
14. Маяковский В. Клоп.//Маяковский В. Полн. собр. соч.: В 13 т. - М.: Худож. лит-ра, 1958. - Т. 11. - С. 216-274
15. Сахновский - Панкеев В. А. Драма. (Конфликт. Композиция. Сценическая жизнь). - Л., 1969. - 232 с
16. Свободин А. О Николае Робертовиче Эрдмане//Театральная жизнь. - 1990. № 1. - С. 26-29
17. Фельдман С. Отражение нашей судьбы//Театр, 1990. - № 3. - C. 117-121
18. Эрдман Н. Р. Мандат//Эрдман Н. Самоубийца: Пьесы. - СПб.: Авалонъ, Азбука-Аттикус, 2011. - С. 43-140