В статье рассматриваются способы повышения почвозащитной эффективности, мелиоративного использования и сохранности защитных лесных насаждений.
почвозащитные свойства, лесные насаждения, лесные полосы, траншея.
Введение. Лесные насаждения, как растительные ассоциации, обладают рядом специфических свойств, существенным образом влияющих на проявление и интенсивность эрозионных процессов. Помимо гидрологических и почвозащитных функций, эти насаждения способствуют более равномерному распределению снега на защищаемых ими пространствах и препятствуют сдуванию его в балки, улучшают микроклимат прилегающих полей и, в конечном итоге, повышают урожайность выращиваемых культур. Система лесонасаждений представляет собой основу территориально- экологического каркаса, обеспечивающего устойчивость агроэкосистем [1].
В настоящее время территория Республики Татарстан наиболее малолесная среди республик и областей Среднего Поволжья (менее 18%). Оптимальную лесистость для нашей зоны необходимо довести на первом этапе до 25- 30%, что положительно отразится на стабилизации земледелия. Для республики, в целом, характерна крайне низкая облесенность пашни – 2,2%, при нормативе, в зависимости от крутизны и экспозиции склонов – 5-12%.
Задача полезащитного лесоразведения заключается в выращивании жизнеспособных и устойчивых насаждений, что определяется их долговечностью и сроком службы. Проведение лесопосадочных работ невозможно без индивидуального подхода к каждому участку, т.к. под облесение отводятся в первую очередь деградированные земли, являющиеся элементом природного и антропогенного комплекса, характеризующиеся большим разнообразием экологических условий, обусловленных пестротой макро- и микрорельефа и почвенного покрова, различной интенсивностью стока воды и смыва мелкозема, микроклимата и другими факторами [2].
Анализ и обсуждение результатов исследования. На ложбинистых склонах, что в абсолютном большинстве наблюдается в природе, сток поступает в лесные полосы не равномерным слоем, а в виде концентрированных потоков. При наличии ложбин, лощин, глубоких промоин, в сочетании с большой площадью водосбора, лесные полосы не в состоянии задержать и распылить весь сток, поступающий с полей. Согласно нашим данным, во время снеготаяния лесные полосы способны поглощать до 500 мм талых вод, тогда как по микропонижениям под полог насаждений может поступать до 1000 мм и более [3].
В поглощении поступающего стока участвует не все насаждения, а только незначительная его часть. Эту площадь, непосредственно участвующую в приёме, распылении и поглощении жидкого стока и кольматировании продуктов эрозии, К.Л. Холупяк называет рабочими участками, а отношение площади рабочих участков к общей площади насаждений, выраженное в процентах, показателем мелиоративного использования насаждений.
1. Калиниченко Н.П., Противоэрозионная лесомелиорация/, Н.П. Калиниченко, И.Г. Зыков. – М.: Агропромиздат, 1986. – 279 с.
2. Дьяков В.Н. Противоэрозионная эффективность лесных полос М.2007.– 56 с.
3. Холупяк К. Л. Устройство противоэрозионных лесных насаждений. – М.: Лесн. пром-сть, 1973.- 145 с.
4. Ивонин В. М. Агролесомелиорация нарушенных оврагами склонов. М.: Колос, 1983.– 174 с.