УДК 94 Всеобщая история
Цель: Раскрыть и систематизировать методологические основания изучения генезиса образовательных процессов в российской историко-педагогической науке. Методы: в статье применен целый спектр общетеоретических (синтез, анализ, систематизация, моделирование) и историко-педагогических методов (историко-структурный, историко-генетический, историко-компаративистский) направленных на изучение генезиса образовательных процессов в различных исторических контекстах. Результаты: раскрыты ведущие теоретико-методологические подходы в историко-педагогических исследованиях; расширен методологический ракурс изучения и возможности прогнозирования образовательных процессов в целом. Научная новизна: в статье впервые раскрыты проблемы современной гносеологии в историко-педагогической науке. В статье представлен комплекс методологических подходов к изучению процессов становления и развития образования в их целостности и противоречивости. Практическая значимость: основные положения и выводы статьи могут быть использованы при разработке учебников, учебно-методических и учебных пособий по дисциплинам «История педагогики»; в преподавании курсов «Философия образования», «Методология научного исследования».
методология, история педагогики, методологические подходы, генезис, образовательный процесс
1. Белозерцев Е. П. Образование: историко-культурный феномен: курс лекций. СПБ.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2004
2. Бобрышев С. С. Историко-педагогическое исследование развития педагогического знания: методология и теория: монография. Ставрополь: СКСИ, 2006
3. Богуславский М. В. Методология и технология образования: (историко-педагогический контекст): монография. М.: ИТИП РАО, 2007
4. Булкин А. П. Социокультурная динамика образования. Исторический опыт России. - Изд. 2-е стереотипное, - Видт И. Е. Образование как феномен культуры: Эволюция образовательных моделей в историко-культурном процессе: автореф. дис. … д-ра пед. наук. Тюмень, 2003
5. Всемирный историко-педагогический процесс. Концепции, модели, историография/под ред. Г. Б. Корнетова и В. Г. Безрогова. М.: ИТОП РАО, 1996
6. Запесоцкий А. С. Образование: философия, культурология, политика. - М.: Наука, 2003
7. Крикунов А. Е. Образование в перспективе онтологии (онтологическое обоснование педагогических практик в русской религиозной философии): монография. Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2010
8. Налётова Н. Ю. Генезис православного образования в контексте культурно-исторического развития России: дис. … д-ра пед. наук. Смоленск: СмолГУ, 2014
9. Налётова, Н. Ю. Методологические основы изучения генезиса образовательных систем//«Alma Mater» (Вестник высшей школы). - Москва: РУДН, 2014. № 2. С. 118-120
10. Налётова, Н. Ю. Феномен отечественного образования в контексте религиозного дискурса//Проблемы безопасности российского общества: научно-практический журнал. - Смоленск: Смоленский филиал МИИТ, 2013. № 1. С. 192-200
11. Образование в условиях формирования нового типа культуры: материалы круглого стола (24 января, 17 февраля 2003 г.). - СПб.: СПбГУП, 2003
12. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1997
13. Плеханов, Е. А. Педагогика русского космизма: монография/Е. А. Плеханов. - Владимир: ВГПУ, 2004
14. Постижение педагогической культуры человечества: Общие вопросы. Зарубежный педагогический опыт/под ред. Г. Б. Корнетова. - М.: АСОУ, 2010
15. Философия образования: состояние проблемы и перспективы: материалы заочного «круглого стола»//Вопросы философии. - 1995. № 11. С. 3-34
16. Философско-психологические предположения школы диалога культур/под ред. В. С. Библера. - М.: Росспен, 1998
17. Щедровицкий, Г. П. Проблемы методологии системного исследования М., 1964