сотрудник
сотрудник
, Россия
сотрудник
д.Сунаи, Беларусь
ГРНТИ 68.41 Ветеринария
В работе на основании предварительного анализа имеющегося педагогического опыта по переводу учебного процесса в дистанционный режим выявлены как общие методические и дидактические проблемы обучения будущих специалистов в области ветеринарной медицины, так и частные особенности преподавания конкретной дисциплины (паразитологии). Предложены рекомендации по совершенствованию технологии организации образовательного процесса при дистанционном обучении студентов.
дистанционное обучение, паразитология, ветеринарное образование, методика обучения
Введение
Модернизация методических подходов к преподаванию различных учебных дисциплин на протяжении всей истории развития педагогики оставалась актуальной проблемой. Однако особенно остро она проявилась в свете последних событий, связанных с пандемией COVID-19 и вынужденным переходом учебных заведений различных профилей на дистанционный режим обучения, и, как следствие, спешным освоением нового формата преподавания с применением только информационных средств обучения. Это потребовало пересмотра традиционных образовательных технологий, отработанных и проверенных многолетней практикой. Сложившаяся в высшем образовании ситуация, при которой основная задача преподавателя заключалась в том, чтобы хорошо знать излагаемый материал, быть профессионалом в своей предметной деятельности, потребовала изменений в сторону акцента на методические и дидактические навыки и умения. При этом повышение роли дистанционного обучения рассматривается в настоящее время как стратегическое направление развития образовательного процесса в высших учебных заведениях. Однако при переходе в онлайн-режим обнаружилось противоречие между потребностями учебного процесса по внедрению инновационных методов и технологий обучения в новых условиях и уровнем готовности преподавателей к решению возникших методических задач, что еще раз подтвердило существование кадровой и дидактической проблем обучения паразитологии, о чем уже упоминалось в литературе [1].
Цель исследования
Проанализировать существующие дидактические проблемы обучения будущих врачей в дистанционном режиме и на этой основе предложить способы их преодоления.
Задачи исследования
1. Определить дидактические проблемы дистанционного обучения вообще и преподавания конкретных дисциплин (паразитологии и терминологии) в частности.
2. Охарактеризовать положительные и отрицательные стороны дистанционного обучения.
3. Наметить возможные пути решения существующих проблем.
Материалы и методы
Объектом исследования явился процесс обучения будущих специалистов в области ветеринарной медицины, в частности паразитологии и терминологии.
В работе использован метод критического анализа собственного педагогического опыта в условиях дистанционного режима обучения.
Необходимо также отметить, что методологический и дидактический опыт по организации учебного процесса только в режиме онлайн находится в стадии накопления фактов и их изучения, поэтому речь может идти только о предварительном анализе.
Результаты и обсуждение
Как показал проведенный анализ, учебный план обучения ветеринарных специалистов предусматривает следующие виды учебной нагрузки: контактную работу, включая лекционные, лабораторные и практические занятия, а также самостоятельную работу студентов. При этом вынужденный переход на дистанционный режим обучения вовсе не означал перераспределения часов в сторону увеличения самостоятельной работы студентов (хотя повышение роли самостоятельной работы студентов также является одним из стратегических направлений развития образования), а предполагал сохранение качества образования с использованием всех указанных выше видов учебной деятельности студентов. В этой связи выявились существующие недостатки сложившейся системы высшего образования, касающиеся методической работы. В частности, преобладание стереотипного использования преподавателями традиционных подходов к реализации образовательных программ и их методического сопровождения. Это, в свою очередь, выявило потребность в обобщении опыта методической работы вузов по реализации инновационных методических задач.
И если некоторые традиционные формы учебных занятий не нуждаются в серьезных методических инновациях, то другим необходима, на наш взгляд, серьезная модернизация. Так, например, лекционные занятия в дистанционном режиме во многом остались прежними, поскольку изменилась в основном их форма, а не содержание. Однако и здесь исчезла некоторая коммуникационная интерактивность с аудиторией. Кроме того, несовершенство интернет-соединения (скорость интернета, неустойчивость интернет-трафика) и устаревшая компьютерная техника лектора и аудитории зачастую сводят усилия педагогов на нет!
Другие же формы учебных занятий, входившие в контактную работу, потребовали серьезной доработки. В первую очередь это касается лабораторных и практических занятий, на которых отрабатываются и закрепляются теоретические навыки работы с биологическими объектами в виде готовых препаратов или нативных образцов. Например, проведение практического занятия по определению родовой принадлежности иксодовых и аргасовых клещей по систематическим ключам или определителям в дистанционном режиме не представляется возможным, поскольку нельзя предоставить студентам экземпляры клещей, а замена нативных образцов иллюстративным материалом даже самого высокого качества не соответствует практикоориентированному подходу к обучению будущих врачей и биологов. Кроме того, в условиях отсутствия указанного выше иллюстративного материала лабораторные и практические занятия трансформируются в семинарские. Такая форма учебных занятий существует, но она не всегда предусмотрена учебным планом образовательной организации и рабочей программой изучаемого предмета, а замена одной формы контактной работы другой не только снижает качество образовательного процесса, но и ведет к реализации учебного плана не в полном объеме.
Важно подчеркнуть, что кроме дидактических и методических проблем, связанных с реализацией учебной программы конкретной дисциплины (в данном случае паразитологии) при переходе на дистанционное обучение, проявились и общие проблемы технического и организационного плана. К таковым, кроме указанной выше не всегда удовлетворительной обеспеченности участников учебного процесса компьютерной техникой достаточной мощности и необходимым программным обеспечением, можно также отнести сложность синхронизации работы со студентами, которые не все имеют возможность и желание в нужное время принять участие в онлайн-конференции или вебинаре. Необходимо также отметить, что преподавателям и студентам пришлось осваивать работу с образовательными порталами учебных заведений и необходимыми для онлайн-общения средствами коммуникации (некоторые из которых не отличаются совершенством и находятся в режиме апробации и технической доработки) в атмосфере психологического неприятия новых форм реализации учебного процесса как со стороны преподавателей, так и со стороны студентов.
Таким образом, в условиях вынужденного перехода к дистанционной форме реализации учебного процесса проявилась необходимость перехода от методической работы к методической деятельности, на что уже обращали внимание исследователи методической работы в высших учебных заведениях [2, 3]. Цель указанной деятельности ― освоение наиболее рациональных и инновационных методов обучения и воспитания учащихся и повышение уровня общедидактической и методической подготовленности преподавателя к организации и ведению учебно-воспитательной работы в новых условиях, а непосредственным результатом будет создание интерактивных учебных курсов и разработка инновационных методов обучения и контрольно-измерительных средств оценки знаний и компетенций обучающихся.
Так, для проведения лабораторных и практических занятий в дистанционном режиме, на наш взгляд, нужны специальные учебные модули, которые должны включать необходимый для усвоения теоретический материал, основанный на прочитанных лекциях, задания для самостоятельного выполнения, направленные на отработку теоретического материала и приобретение практических навыков, а также контрольно-измерительные материалы в виде тестов и творческих заданий с последующей проверкой преподавателем и обсуждением проблемных вопросов в рамках дистанционного вебинара, в том числе с использованием когнитивно-лингвистического подхода к преподаванию паразитологии [4, 5]. При этом особого внимания, на наш взгляд, заслуживает разработка фонда оценочных средств.
К примеру, на кафедре паразитологии и ветеринарно-санитарной экспертизы ФГБОУ ВО МГАВМиБ-МВА имени К.И. Скрябина с 2018 года одной из форм оценки текущего и остаточного уровня знаний у обучающихся на факультетах ветеринарного и биологического направления по дисциплине «Паразитология» были тестовые задания [6]. Впервые разработанные на кафедре учебно-методические рекомендации в виде тестовых заданий были включены в учебный процесс у студентов очной, заочной и вечерней формы обучения факультета ветеринарной медицины, а также очной формы обучения студентов биологического факультета.
В настоящее время тестирование является одной из современных форм контроля и самоконтроля знаний обучающихся. Кроме того, считаем, что тестирование снижает субъективизм преподавателей при оценке знаний обучающихся.
Контроль знаний в тестовой форме, на наш взгляд, должен стать регулярным, что, несомненно, позволит выявить и ликвидировать пробелы в знаниях будущих специалистов при изучении дисциплины «Паразитология». Тестовые задания сами по себе объемны и затрагивают все аспекты преподавания указанной дисциплины на ветеринарном и биологическом факультетах.
В процессе внедрения тестовой формы обучения и контроля знаний будущих врачей и биологов ее сторонников было очень мало. Значительная часть профессорско-преподавательского состава высказывались против, ссылаясь на то, что устная форма опроса и письменные задания в виде задач являются более серьезным методическим подходом к контролю знаний будущих специалистов. Однако именно тестовые задания оказались необходимы в период вынужденной изоляции педагогов и будущих специалистов ветеринарного и биологического профилей.
Выводы
Таким образом, на основании анализа опыта реализации образовательного процесса в дистанционном режиме можно сделать некоторые предварительные выводы.
1. Методическое сопровождение образовательного процесса в дистанционном режиме в высших учебных заведениях ветеринарного профиля должно обеспечить реализацию компетентностного подхода при подготовке будущих врачей.
2. Реализация основной образовательной программы любой учебной дисциплины при дистанционном обучении должна соответствовать модульной организации образовательного процесса и не сопровождаться изменением соотношения лекционно-семинарских часов и самостоятельной работы студентов.
3. Технология организации образовательного процесса при дистанционном обучении должна включать в себя активные и интерактивные формы проведения учебных занятий, как и при очном обучении, стимулировать креативные формы неформального образования, научно-исследовательскую и творческую деятельность студентов.
Конфликт интересов
Авторы статьи не имеют финансовых или личных отношений с другими лицами или организациями, которые могли бы повлиять на достоверность или содержание этой работы.
1. Бабичев, Н.В. Кадровая и методическая проблемы обучения паразитологии / Н.В. Бабичев, Р.М. Акбаев / Мат. III международного паразитологического симпозиума «Современные проблемы общей и частной паразитологии». ‒ С.- Петербург, 2019. ‒ С. 43-45.
2. Пучков, Н.П. Методическая работа вуза: метод. указания / Н.П. Пучков. ‒ Тамбов, 2010. ‒ 32 с.
3. Соловова, Н.В. Управление методической работой вуза в условиях реализации инновационных методических задач / Н.В. Соловова: дисс. ... докт. пед. наук Самара, 2011. ‒ 571 с.
4. Бабичев, Н.В. Паразитологический термин как когнитивно-лингвистический феномен / Н.В. Бабичев, Р.М. Акбаев // Российский ветеринарный журнал. ‒ 2020. ‒ №. 1. ‒ С. 5-8.
5. Акбаев, Р.М. Сематический анализ названий возбудителей инвазионных болезней как дидактический прием преподавания паразитологии / Р.М. Акбаев, Н.В. Бабичев / Мат. III международного паразитологического симпозиума «Современные проблемы общей и частной паразитологии». ‒ С.- Петербург, 2019. ‒ С. 28-31.
6. Василевич, Ф.И. Вопросы и ответы для проведения итогового контроля текущих и остаточных знаний, а также проведения олимпиад по дисциплине «Паразитология»: учебно-методическое пособие. / Ф.И. Василевич, Р.М. Акбаев. ‒ М.: ФГБОУ ВО МГАВМиБ-МВА им. К.И. Скрябина, 2018. ‒ 82 с.