Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Переход экономики в цифровой формат требует от вузов подготовки выпускников, обладающих специальными компетенциями. Важнейшей из них, по мнению правительства и работодателей, является компетенция коммуникации и кооперации в цифровой среде. Для ее устойчивого формирования требуется системная работа, охватывающая весь процесс обучения. В статье рассматриваются возможности развития коммуникационной компетенции в рамках обучения математике студентов первого курса бакалавриата экономического вуза. Авторы видят потенциал онлайн-тестов для формирования навыков цифрового общения. Регулярное использование в учебном процессе онлайн-систем реагирования позволяют подготовить студентов к некоторым особенностям цифровой коммуникации: мгновенному погружению на необходимую платформу, общению в условиях жесткой регламентации и ограничении по времени. В работе описывается опыт тестирования студентов с помощью ресурсов Socrative и PollEverywhere. Даются методические рекомендации по организации учебного процесса. Эффективность использования онлайн-тестов подтверждается опросом студентов.
компетенция коммуникации и кооперации в цифровой среде, цифровое общение, экспресс-тесты по математике, онлайн-системы реагирования студентов (ОСРС), Socrative, PollEverywhere
1. Приказ Минэкономразвития РФ от 24 января 2020 г. № 41 «Об утверждении методик расчета показателей федерального проекта ˮКадры для цифровой экономикиˮ национальной программы ˮЦифровая экономика Российской Федерацииˮ» [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/564232596 (дата обращения: 14.09.2020).
2. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 38 с.
3. Иванова О.А. Digital skills: оценка и прогноз спроса отраслей промышленности // Развитие территорий. 2019. № 2 (16). DOI: 10.32324/2412-8945-2019-2-81-84.
4. Коннова Л.П., Рылов А.А., Степанян И.К. Формирование коммуникативной составляющей цифровой компетентности в рамках компьютерного практикума // Современная математика и концепции инновационного математического образования. 2020. Т. 7. № 1. С. 385395.
5. Лазарева Е.Г., Устинова И.Г., Подстригич А.Г. Использование тестирующих программ в процессе обучения высшей математике // Вестник ТГПУ. 2012. № 7 (122). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-testiruyuschih-programm-v-protsesse-obucheniya-vysshey-matematike (дата обращения: 11.09.2020).
6. Морозова А.В. Технология использования учебных тестов при изучении курса математики в вузе // Вестник ТГПУ. 2016. № 4 (169). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-ispolzovaniya-uchebnyh-testov-pri-izuchenii-kursa-matematiki-v-vuze (дата обращения: 11.09.2020).
7. Розина И.Н. Педагогическая компьютерно-опосредованная коммуникация: теория и практика: монография. М.: Логос, 2005. 439 с.
8. Awedh M., Mueen A., Zafar B., Manzoor U. Using Socrative and Smartphones for the support of collaborative learning // International Journal on Integrating Technology in Education (IJITE). 2014. Vol. 3. No. 4. DOI: 10.5121/ijite.2014.3402
9. Balta N., Perera-Rodríguez, V. & Hervás-Gómez, C. Using socrative as an online homework platform to increase students’ exam scores // Education and Information Technologies. 2018. V. 23. Pp. 837–850. https://doi.org/10.1007/s10639-017-9638-6.
10. Dakka S. Using socrative to enhance in-class student engagement and collaboration // International Journal on Integrating Technology in Education (IJITE). 2015. Vol. 4. No. 3. URL: http://airccse.org/journal/ijite/papers/4315ijite02.pdf (дата обращения: 11.09.2020).
11. Muir S., Tirlea L., Elphinstone B., Huynh M. Prom Pedagogicheskaya komp'yuterno-oposredovannaya kommunikaciya: teoriya i praktika oting Classroom Engagement Through the Use of an Online Student Response System: A Mixed Methods Analysis // Journal of Statistics Education. 2020. 28:1, 2531. DOI: 10.1080/10691898.2020.1730733.