сотрудник
Казань, Республика Татарстан, Россия
УДК 31 Статистика. Демография. Социология
УДК 35 Государственное административное управление. Военное дело
УДК 36 Обеспечение духовных и материальных потребност. Соц. обесп. Соц. помощь. Обесп. жилищем. Страхование
УДК 37 Образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
ГРНТИ 04.21 Общество как система. Социальные отношения и процессы
ГРНТИ 06.01 Общие вопросы экономических наук
Исследования проводили с целью определения сущности, содержания и тенденций социально-экономического развития сельских территорий в Республике Татарстан. Работу осуществляли с использованием общенаучных методов анализа и синтеза, абстрактно-логического, монографического и сравнительного. Материалом для исследования послужили данные Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан. Основное влияние на повышение качества жизни в сельской местности оказывает степень экономического развития, размеры финансовых инвестиций в производство, сохранение природной среды и улучшение социальной сферы. В 2018 г. инвестиции в основной капитал на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов составили 5820,9 млн руб. Критерием оценки развития сельских территорий выступает комплексный показатель, включающий уровень развития сельского хозяйства, эффективность других отраслей и предприятий, качество использования ресурсов. С 2014 по 2018 гг. производство продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств в Республике Татарстан (в фактически действовавших ценах) увеличилось с 184289 до 226034 млн руб., или на 22,7 %, численность обучающихся в школах и группах продленного дня в сельской местности – с 10260 до 11646 человек, или на 1386 школьников. Сельские территории Татарстана обеспечены производственными и социальными объектами, ведется работа по повышению плодородия почв. С 2014 по 2018 гг. применение минеральных удобрений на 1 га посева увеличилось с 47 до 55 кг, или на 17,0 %
сельская территория, земля, собственность, природные и экономические ресурсы, сельское хозяйство, социально-производственная инфраструктура села, сельская местность, школы, медицинские пункты, объекты культуры, крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства, сельхозпродукция
Качественный уровень развития сельских территорий играет важную роль при формировании имиджа государства на международной арене. На сельских территориях формируется продовольственная безопасность страны, которая выступает частью национальной безопасности государства. Земельные ресурсы России, в том числе Республики Татарстан, находятся на сельских территориях. Зарубежный опыт свидетельствует о том, что в мире существуют две концептуальные модели государственной поддержки развития сельских территорий. Согласно первой из них (Европейский союз, Россия, Канада, Турция) условия и механизмы государственной поддержки закреплены в рамках единого законодательного акта. Вторая модель (США, Мексика, Новая Зеландия) предусматривает реализацию различных программ развития сельских территорий независимо одна от другой. В целом обе они предназначены для повышения эффективности использования ресурсов аграрного сектора и модернизации производства. При этом механизмы и направления деятельности несколько различаются.
Развитие сельских территорий занимает одно из центральных мест в аграрной политике нашей страны, оно включает решение экономических, социальных, демографических и экологических вопросов при сохранении природно-ресурсного и культурного потенциала сельской местности. Успешно развивающиеся экономически устойчивые сельские территории служат надежными поставщиками продовольственных ресурсов и выступают гарантами продовольственной независимости и безопасности государства. В связи с этим органы власти страны придают особое значение количественному и качественному развитию сельских территорий. Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области устойчивого развития сельских территорий, в том числе исследования кризисного состояния сельского хозяйства и сельских территорий России [1], стратегических подходов в развитии сельских территорий [2], обобщение зарубежного опыта [3], разработке планов и программ устойчивого развития сельских территорий [4], выявления роли кооперации в развитии сельских территорий [5, 6, 7], значимости малого предпринимательства для развития сельских территорий [8] и др. Однако необходимы дополнительные исследования в области организации здравоохранения и школьного образования сельского населения, сохранности природной экологической системы и др.
В Республике Татарстан социально-экономическая политика развития сельских территорий предусматривает создание высококачественного уровня жизни сельчан как критерия эффективного государственного регулирования – сфера взаимной ответственности государства, муниципалитетов и гражданского общества.
Цель исследований – определить сущность, содержание и тенденции социально-экономического развития сельских территорий
в Республике Татарстан.
Условия, материалы и методы исследований. В процессе исследований использовали материалы Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан (Краткий статистический сборник, Казань, 2015, 2016, 2017, 2019, 2020 гг.).
Анализ и обсуждение результатов исследований. В Республике Татарстан сельские территории занимают значительную часть региона. Для их дальнейшего развития принимаются определенные меры государственной поддержки для обустройства сельской местности. В частности, озабоченность органов власти вызывает отток населения из сельской местности, которая сказывается на сохранности земель. Для решения этой проблемы в России принята «Государственная программа Российской Федерации комплексного развития сельских территорий на период 2020–2025 гг.». Проводимые в новейшей истории России социально-экономические преобразования и реформы коснулись и стратегического развития сельских территорий. Во многих регионах страны были внесены коррективы в распределение и использование земельных ресурсов, которые служат основой национального богатства, а ценность их определяется природными и экономическими качествами. Из-за появления в процессе экономических преобразований новых организационных форм в сельском хозяйстве возникла необходимость в налаживании новых связей и механизмов взаимоотношений.
Для повышения качества развития сельских территорий следует учитывать функции земли как объекта экономических отношений, в том числе ограничивающего пределы территориальных прав регионов. Кроме того, сельская территория служит местом расположения производственных и жилых зданий, дорожно-транспортной сети и других объектов.
Количественное и качественное развитие сельских территорий зависит от наличия необходимых для проживания человека и организации производства природных ресурсов, полезных ископаемых, воды, флоры и фауны. На качество их развития в значительной мере влияет экологическое состояние почвы, которая служит важным средством обеспечения жизнедеятельности живых организмов, основой выращивания сельскохозяйственных культур и других растений, местом для проживания человека. На качество развития сельских территорий определенное влияние оказывают конфигурация и компактность размещения земельных участков, климатические условия, почвы, рельеф, растительный покров, биоклиматический потенциал местности. Сочетание этих факторов создает природную среду, оказывающую прямое влияние на рост и развитие сельскохозяйственных культур и других растений, размещение жилых и производственных объектов.
Развитие сельской территории во многом зависит от вида собственности земель. Сельские жители, в собственности которых есть земельные участки, как правило, в большей степени настроены на проживание в местах их расположения и занятие сельскохозяйственным производством. Анализ структуры распределения пашни в Республике Татарстан показывает, что на 01.01.2019 г. в распоряжении сельскохозяйственных организаций находилось 1749,4 тыс. га, или 51,4 %, в крестьянских (фермерских) хозяйствах и индивидуальных предпринимателей – 306,1тыс. га, или
9,0 %, у граждан – 1347,6 тыс. га, или 39,6 % (табл. 1).
Важная функция органов власти – государственный контроль за тенденциями развития сельских территорий. Необходимость своевременного выявления и решения возможных проблем развития сельской местности – потребность национальной экономики. Результаты
анализа свидетельствуют, что большая часть мер по повышению материального положения населения приходится на городских жителей, что побуждает селян мигрировать в города и промышленные центры. Это ухудшает положение дел в сельской местности, возникают новые сложности, снижающие качество жизни. В целом можно выделить следующие проблемы:
недостаточная оснащенность современными техническими средствами растениеводства и животноводства, сокращение числа специалистов с высшим образованием, способных эффективно использовать инновационные методы;
слабое развитие дорожно-транспортной сети, социальной инфраструктуры и перерабатывающей промышленности, складского хозяйства и логистических связей при продвижении продукции от производителя к потребителю;
более выгодное положение монополистов-переработчиков сельскохозяйственного сырья в определении цен на продукцию, трудности преодоления конкуренции мелкого аграрного бизнеса с крупными производителями;
отсутствие свободного доступа малых форм хозяйствования (крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства, индивидуальные предприниматели) к кредитам и бюджетным средствам;
риски, связанные с погодными условиями, экономическими кризисами, диспаритетом цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию.
Для формирования научно обоснованной политики качественного развития сельских территорий необходим комплексный подход с учетом мнения сельских жителей о существующих проблемах в каждом конкретном регионе. При этом целесообразно предварительно выяснить проблемы, сдерживающие успешное развитие сельских территорий, разбив их на группы с учетом неотложности решения. Такой подход позволяет выявить наиболее вопросы первостепенной важности. Чаще всего к их числу относят удаленность от города, неустойчивость транспортных связей, низкое качество и доступность медицинской помощи. Например, на многих сельских территориях даже при наличии необходимых помещений, ощущается недостаток медицинского персонала, особенно врачей узкой специализации (неврологов, кардиологов, хирургов и др.). Низкая обеспеченность населения врачами имеет место в Вологодской, Костромской, Тамбовской, Псковской, Владимирской и др. областях, где отсутствуют высшие медицинские учебные заведения, готовящие врачей [13].
Как правило, в подавляющем большинстве
сельских поселений работают фельдшерско-акушерские пункты, в которых трудятся врачи общей практики, выполняющие минимальное количество медицинских услуг. При этом действующие в муниципальных центрах больницы и амбулатории не в состоянии решать проблемы качественного медицинского обслуживания сельского населения отдаленных деревень и сел. Кроме того, следует отметить, что больницы сельских поселений отличаются слабой материально-технической оснащенностью современным медицинским оборудованием. На качественное развитие сельских территорий влияет состояние социальной инфраструктуры – детских садов, школ, домов культуры, библиотек, спортивных залов. Многие объекты социальной сферы изношены, недостаточно досуговых объектов, на низком уровне спортивная база для детей, мало детских оздоровительных лагерей[13].
В последние годы повышенное внимание уделяют проблемам экологического состояния сельских территорий. В связи с этим возрастает роль и значимость мероприятий по улучшению качества земель, повышению плодородия почвы, борьбе с загрязнением водных ресурсов, сохранности лесного фонда, очистке воздуха, сбору сохранности и утилизации отходов. Так, в Республике Татарстан с 2014 по 2018 гг. затраты на природоохранные мероприятия на сельских территориях увеличились на 6,0 %, в том числе инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, – на 43,4 %, затраты на содержание всех особо охраняемых природных территорий (ООПТ), охрану и воспроизводство дикой фауны – на 9,6 %, на охрану и рациональное использование водных ресурсов – на 8,7 %, на охрану атмосферного воздуха – в 3,6 раза. Одновременно текущие расходы на охрану окружающей среды сократились на 2,3 %, на капитальный ремонт производственных основных фондов по охране окружающей среды – на 10,9 %, на охрану и рациональное использование земель – на 78,1 % (табл. 2).
Использование органических и минеральных удобрений способствует повышению плодородия почвы, что также положительно влияет на состояние сельских территорий. В Республике Татарстан с 2014 по 2018 гг. общее внесение минеральных удобрений увеличилось на 6,5 %, в расчете на 1 га посева сельскохозяйственных культур – на 17,0 %. Доля пашни, на которой их применяли, возросла на 2 % общей посевной площади. Использование органических удобрений в расчете на 1 га посева за рассматриваемый период увеличилось на 6,3 %. Доля пашни, на которой их применяли, возросла на 0,8 % общей посевной площади (табл. 3).
Повышение качества и плодородия почвы обеспечивает улучшение экономического развития сельских территорий, которое выражается в увеличении урожайности и валовых сборов растениеводческой продукции, наращивании производства продукции животноводства, повышении качества продукции. В Республике Татарстан с 2014 по 2018 гг. в хозяйствах всех категорий производство продукции сельского хозяйства увеличилось на 22,7 %, в том числе растениеводства – на 27,0 %, животноводства – на 18,7 %. В сельскохозяйственных организациях произошел устойчивый рост производства продукции более чем на четверть, как в растениеводстве, так и в животноводстве.
В хозяйствах населения производство аграрной продукции в целом увеличилось на 16,2 %, в том числе растениеводства – на 26,8 %, животноводства – на 6,7 %. Особенно заметный рост наблюдали в крестьянских (фермерских) хозяйствах. Он составил соответственно 44,3 %, 36,0 % и 56,9 %. Следует отметить, что в хозяйствах населения больше увеличилось производство продукции растениеводства, а в крестьянских (фермерских) хозяйствах – животноводства (табл. 4).
Результаты анализа тенденций производства сельскохозяйственной продукции свидетельствуют, что в хозяйствах всех категорий оно возрастало в сопоставимых ценах, по отношению к предыдущему году, вплоть до 2018 г., в котором произошел спад, по отношению к
2017 г., на 3,0 %. Аналогичная ситуация была характерна для сельскохозяйственных организаций, которые в 2018 г. снизили производство сельскохозяйственной продукции, по отношению к предыдущему году, на 7,4 % и крестьянских (фермерских) хозяйств – спад составил
8,9 %. Только хозяйства населения в 2018 г. увеличили производство, по сравнению с
2017 г., на 3,1 % (табл. 5).
К числу качественных показателей развития сельской территории можно отнести деятельность дошкольных и образовательных учреждений. В Республике Татарстан с 2014 по 2018 гг. число дошкольных учреждений в сельской местности сократилось на 3,7 %, численность их воспитанников – на 0,3 %. Охват детей в возрасте 1…6 лет дошкольными организациями в течение указанного периода в сельской местности составлял 50,4 %, против 73,1 % в городах и посёлках городского типа (табл. 6).
На начало 2018/2019 учебного года в сельской местности в государственных и муниципальных организациях обучались 78272 человека, или 18,8 % от всего числа школьников республики, в том числе по программам общего начального образования – 33225 человек, или 17,8 %, общего основного образования – 37912 человека, или 20,1 %, общего среднего образования – 5986 человек, или 17,2 %, обучающихся с умственной отсталостью – 1149 человек, или 18,6 %. Из общего числа школьников в сельской местности на долю обучающихся по программам начального общего образования приходится 42,4 %, основного общего образования – 48,4 %, среднего общего образования – 7,6 %, обучающихся с умственной отсталостью – 1,5 % (табл. 7).
За исследуемые 5 лет численность обучающихся в школах и группах продленного дня в сельской местности в республике увеличилась на 1386 человек, то есть на 13,5 %. При этом Удельный вес обучающихся в школах и группах продленного дня в общей численности учащихся 1-9 классов увеличился с 14,0 до 16,4 %, или на 2,4 процентных пункта (табл. 8).
Выводы. В социально-экономическом развитии сельских территорий Татарстана за 2014–2018 гг. выросли инвестиции на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов (на 43,4 %), затраты на содержание окружающих охранных природных территорий, охрану и воспроизводство диких животных (на 9,6 %), охрану и рациональное использование водных ресурсов (на 8,7 %), на охрану атмосферного воздуха (в 3,6 раза), повысилось внесение минеральных удобрений в расчете на 1 га посевной площади (на 17 %). Производство продукции сельского в хозяйствах всех категорий (в фактически действовавших ценах) возросло на 22,7 %, в том числе в сельскохозяйственных организациях – на
25,6 %, в хозяйствах населения – на 16,2 %, в крестьянских (фермерских) хозяйствах и у индивидуальных предпринимателей – на 44,3 %. Улучшились показатели деятельности организаций, осуществляющих дошкольное образование, присмотр и уход за детьми на сельских территориях. Это говорит о положительной динамике в социально-экономическом развитии сельских территорий региона.
1. Петриков А.В. Устойчивое развитие сельских территорий в России: направления и проблемы// Устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий: зарубежный опыт и проблемы России. М.: Т-во научных изданий КМК, 2005. С. 240-242.
2. Устойчивое развитие сельских территорий: вопросы стратегии и тактики / В.М. Баутин, В.В. Козлов, А.В. Мерзлов и др. М.: ФГНУ «Росинформагротех». 2004. 312 с.
3. Глазовский Н.Ф. Устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий: зарубежный опыт и проблемы России. М.: Т-во научных изданий КМК. 2005. С. 2.
4. Козлов В.В., Мерзлов А.В. Методические рекомендации по разработке планов и программ устойчивого развития сельских территорий. М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2005. 148 с.
5. Сельскохозяйственная потребительская кооперация как основа развития сельских территорий и гражданского общества: монография / под общ. ред. И.В. Палаткина, А.А. Кудрявцева. Пенза: ПДЗ, 2012. 150 с.
6. Набиева А.Р., ТкачА.В., Репушевская О.А. Кооперативное предпринимательство в продовольственном обеспечении России: Монография. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2019. 244 с.
7. Ткач А.В., Набиева А.Р. Потребительская кооперация в реализации программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации // Вестник Российского университета кооперации. 2019. № 2 (36). С. 84-90.
8. Суглобов А.Е., Бобошко В.И. Основные тенденции развития малого предпринимательства в России // Региональная экономика: теория и практика. 2008. № 19. С. 2-11.
9. Отчет о работе в 2018 году и основные задачи на 2019 год в сфере земельных и имущественных отношений URL:https://mzio.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_1816157.pdf.
10. Республика Татарстан, Статистический сборник 2018. Казань, 2019. 317 с. URL: https://tatstat.gks.ru/storage/mediabank/Ежегодник_2018.pdf (дата обращения 01.08.2020).
11. Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 г. URL:https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/2073544/ (дата обращения 03.08.2020).
12. Калашников К.Н., Лихачева Т.Н. Проблемы дефицита медицинских кадров в сельских территориях // Вопросы территориального развития. 2017. № 2 (37). URL: http://vtr.isert-ran.ru/article/2205 (дата обращения 26.07.2020).