ЭВОЛЮЦИЯ АРХИТЕКТУРЫ СТОЛИЧНЫХ КЛУБОВ АНГЛИИ И РОССИИ НА РУБЕЖЕ XVII-XIX ВВ.
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье, рассматривается проблема организации среды культурной деятельности человека в XVIII веке и поиск её решений архитекторами. Целью является выявление особенностей (функциональных, конструктивных и иных) ранее существовавших архитектурных объектов XVIII-XIX веков. Проведен сравнительный анализ ряда исследуемых зданий на примере двух крупных стран мира Англии и России. Описаны здания, помещения, приспособленные под клубы, которые изначально возникли в Лондоне, а позже в Санкт-Петербурге. Рассмотрен один из первых клубных объектов в Санкт- Петербурге «Английский клуб», который был сформирован «Английским Собранием» на основе исторических корней клубов Лондона исследуемого периода. Выявляются характерные этапы развития и особенности возникновения нового для того времени типа общественных зданий клубов на основании натурных исследований и изучении сохранившихся исторических графических материалов. С помощью сравнительного и типологического метода описываются планировочные и функциональные особенности развития клубной архитектуры в «Приспособленных клубах», которые повлияли на формирование собственного типа здания. Определяются критерии к выбору здания к ним относится: вместительный зал, внутренний двор, приемлемая стоимость аренды, наличие большой столовой, территориальная значимость. С помощью анализа сформированы принципы при проектировании собственного типа зданий «Клуб».

Ключевые слова:
Архитектура английских клубов, политические клубы, кофейни, таверны, клубные сообщества, Английский клуб Петербурга, Дворянское собрание.
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Введение. В истории развития цивилизаций и государств каждое общество, думающее о формировании личности человека, старается предоставить ему возможности в реализации его запросов, интересов, творческого потенциала и культурных устремлений, что делает актуальной проблему организации среды досуговой и иной культурной деятельности человека. Решение этой проблемы связано с поиском архитекторами и мастерами такой архитектурной формы, которая соответствовала бы существующим запросам общества и заказчика в определённый исторический период. В связи с чем поиск этой архитектурной формы и особенностей её трансформации был и остаётся главной задачей архитекторов, так как именно она (форма) организует пространственную среду человека, способную влиять на его саморазвитие и жизнедеятельность.

Значимый вклад в создание архитектурного образа формируемой среды, в частности, внесли архитекторы Чарлз Бэрри, Сидни Смирк, П.П. Жако, К.И. Росси и др. Благодаря им одним из типологических направлений реализации описанных запросов общества явилось появление клубных зданий. Исследование их эволюции, от приспособления существующих зданий, до появления специального типологического ряда и анализ дальнейшей трансформации архитектурной формы будут способствовать выявлению степени их влияния на дальнейшее развитие этого типа зданий в России и, в конечном счёте, перспективу их развития с учётом современных запросов российского общества.

Поднятая проблема, обусловившая цель настоящего исследования – выявление особенностей эволюции архитектуры клубных объектов в России – потребовала рассмотреть истоки возникновения этого типа зданий, выявить особенности клубной архитектуры XVIII-XIX веков и провести сравнительный анализ исследуемых объектов в Лондоне и Санкт-Петербурге.

Материалы и методы. Многоаспектный анализ архитектуры Английских клубов и Санкт-Петербургских клубов выполнен на основании проведения исследований отдельных объектов, изучения архивных источников, изобразительных и картографических материалов, а также сравнительного и типологического анализа.

Основная часть. В России клубы, как архитектурная форма, где могла реализовать свои запросы часть российского общества (элита), приближённая к царю, появились в середине XVIII века. Зафиксированы они были под названием «Английское собрание» в честь первых учредителей – англичан, так как именно они завезли клубные традиции в столицу Российского государства Санкт-Петербург. Наличие таких исторических корней в исследуемых объектах потребовало изначально кратко рассмотреть характерные черты Лондонских клубов этого периода.

Первые клубы как альтернатива месту проведения досуга для представителей элит появились в Лондоне в XVII веке. Это были общественные организации занимающие небольшие помещения в тавернах, кофейнях, где за скромный взнос каждый мог получить вход в уютное место, которое использовалось для встреч и развлечений (рис. 1). Кофейни и таверны имели различия и ограничения в поведении посетителей, обусловленное тем, что кофейни представляли собой пространство для радикальной политики, свободы слова, тогда как таверны были контролируемыми помещениями с атмосферой уважения. При этом сами дома имели узкую прямоугольную конфигурацию в плане, большинство из которых отличалось лишь застеклённым первым этажом (рис. 2). Со временем эти дома – клубы получили более широкое распространение в городах, в связи с чем усложнилась их функциональная организация. Эти изменения выражались в расширении клубной деятельности, которая требовала больших площадей. В результате доходило до того, что под клубную деятельность отводилось пространство всего здания [1].

Расширение функций клубов вызвало следующий шаг в их развитии – создание собственного типа здания. Произошло это в связи с отделением клуба от кофейни или таверны, то есть от «приспособленного пространства». Как следствие, во второй половине XVIII века, когда клубы достигли высокой популярности, были построены первые самостоятельные здания «Клубы», возведённые из камня. При этом социальное поведение участников клуба отразилось на новой типологии, которая представляла собой нечто среднее между безопасным, уединённым пространством дома и мужским братством. К примеру, форма поздневикторианского клуба была сделана так, чтобы избранная группа джентльменов за пределами своих усадеб чувствовала себя как дома. Поэтому «White's Club», считающийся первым клубом, возникшим в 1697 г., напоминал собой таунхаус. Среди его особенностей нами выделено наличие на первом этаже довольно низких потолков, что создавало ощущение квартиры или небольшого отеля. При входе в него располагались три комнаты одинакового размера, по середине – холл, ведущий в меньшую прихожую (холл), из прихожей можно было попасть в комнаты с лестничными отсеками. В доме находилось четыре лестницы, две из них были запасными, одна подвальная и одна главная. Наличие главной лестницы считалось одним из особенностей этого дома (рис. 3) [2]. Самым красивым залом клуба считался обеденный, он располагался на втором этаже и был украшен большими портретами королей, висевших на стенах. Каждая торцевая стена имела камин, окруженный арочными нишами. «П» образная форма здания сформировала задний двор. В нём в летнее время участники клуба устраивали чаепития.

В 1811 г. была сделана реконструкция клуба (рис. 4), в ходе которой увеличилась левая утренняя комната за счёт холла, а сам холл перемещён в правую утреннюю комнату. Дверь была заменена на центральное эркерное окно, «разбитое» на три части ионическим ордером.

 

Показательным примером развития рассматриваемой формы является клуб Boodles построенный в 1762 г. (рис. 6). Первый этаж имел кирпичную оштукатуренную поверхность с тремя простыми прямоугольными окнами в его центральной части. На втором этаже главного фасада находилось большое венецианское окно с узкими боковыми фонарями, обрамлёнными ионическими колоннами [4].

Cогласно плану (рис. 5), нами выделены характерные черты здания – это два дверных проёма, которые ведут в холл с главной лестницей, сделанной из камня. Рядом с главной лестницей расположена каменная служебная лестница. Первоначальной столовой этого дома уже не существует. Вместо нее построена более просторная комната. «Превосходная гостиная или салон» на втором этаже представляет собой полутораэтажное продолговатое в плане помещение, с широким дымоходом, слегка выступающим из стены. Наличие этих черт здания обосновывает вывод о том, что функциональное назначение клубов (они стали местом общения и одним из видов передачи традиций и культуры в Лондоне) повлияло на их планировочное решение, что отразилось, в частности, в клубах White's и Boodle's. В этих зданиях также прослеживается вертикальное разделение на три объёма, демонстрирующее симметрию. Кроме того, на фасадах главным элементом стало центральное арочное окно, подчёркивающее более высокий этаж. Этот элемент стал демонстрировать простор и в то же время уединение, а также «сердце» клуба, куда мог попасть только узкий круг людей. В итоге такие планировочные решения придавали рассматриваемым зданиям особое положение среди других [5].

Очередное поколение клубов формируется в начале XIX века. В этот период видны радикальные изменения в архитектуре этого типа зданий. Обусловлены они постепенным развитием требований к планировке и масштабу помещений как в домах, приспособленных под клубы, так и в отдельном типе зданий. В итоге помещения, как и сами здания стали более крупными, так как теперь включали обширную программу мероприятий, что способствовало их выделению в городской среде. Расширение функционального наполнения клубов повлияло и на изменение их внешнего вида. В первую очередь эти преобразования отразились на смене стиля: от наличия греческих элементов на фасаде до появления формы итальянского Палаццо. Первое такое здание – Travellers' Club на улице Pall Mall, автором которого является архитектор Sir Charles Barry, построено в 1819 г. (рис. 7) [6].

 

В тоже время другие клубы в развитии своей формы «делали шаг» между классической, греческой, римской традицией и возрождением Ренессанса. Образцом этого изменения являются два клуба – Carlton Club и Reform Club, которые в качестве основного вида досуговой деятельности включили политику. А так как политические клубы стали отдельной категорией в XIX веке, то архитектор Sir Charles Barry в 1837 г. при проектировании Reform Club использовал стиль итальянского Возрождения. Идея заключалась в придании зданию богатого, презентабельного вида (рис. 9). Идея и решение было связано с концепцией, лежащей в основе политического образа архитектуры итальянского Ренессанса, отличающейся от концепций, передаваемых ордерами и храмами классического периода. Если дорические колонны и тимпаны придают зданию определённую «открытость», то массивный объём модулированного палаццо показывает его независимое господство. Такое изменение стиля означало больше чем «смена моды», оно по сути сопровождало социальную эволюцию формы клуба от демократической кофейни к «власти» эксклюзивного клуба.

Характерным примером решения этой идеи является Carlton Club – дом консервативной партии. Архитектор Сидни Смирк в 1818 г., проектируя здание, на плане визуально разделил его объём осевыми линиями, разместив в центре квадратный вестибюль с главной лестницей (рис. 8). При этом её первая ступень выполняла функцию подиума, на ней можно было стоять во время митинга. Клуб был реконструирован в 1846 г., что значительно расширило его объём с западной стороны (рис. 9). [7].

Другое здание Reform Club – исторический общественный клуб, расположенный в самом центре города, в потрясающем месте, сочетало в себе элегантность и величие. Спроектированное Sir Charles Barry в стиле римского Возрождения (рис. 11), здание отчасти похоже на клуб Travellers,' поскольку оно также закомпоновано вокруг открытого двора с холлом на северной стороне. При этом, согласно плану (рис.10), в центре здания расположен прямоугольный зал, окружённый галереей, которая работает и как посредник всех уровней и как источник освещения. Крытый двор к тому же стал «Большой галерейной комнатой, театром, который мог применяться в различных целях».

При этом, не смотря на имеющиеся различия между Reform и Carlton, а также их отличием от других клубов (кофейнь) остаётся важным при проектировании клубов использование такого элемента как камин, возле которого должны собираться посетители. Связано это с тем, что камин в архитектуре Англии по-прежнему оставался символом домашней обстановки, связанной с идеей комфорта [10], что особенно прослеживается в клубе Reform. Сравнение приведённых двух политических клубных зданий показывает эту взаимосвязь в архитектуре поздневикторианской клубной культуре.

Тесные связи между элитами различных государств, стремящихся к культурному и политическому определению и самовыражению, способствовали распространению архитектуры английских клубов, в том числе и в России. Первые клубы возникли в Санкт-Петербурге, и появились они как продолжение клубных традиций Англии. Причиной тому стало появление иностранцев, большая часть из которых прибыла в Санкт-Петербург из Англии. Они ввели традицию собираться по два раза в неделю в одной из гостиниц для отдыха, за стаканом вина, где весело проводили время. Следуя этой традиции, в начале 1770 г. проживавшие в Петербурге иностранцы во главе с фабрикантом Фрэнсисом Гарднером сочли необходимым основать специальное собрание, или клуб. Однако, вскоре Корнелий Гардинер закрыл заведение, в следствие чего Францис Гарднер предложил своим учредителям, которых набралось 50 человек основать самостоятельное общество, или клуб. В результате, 1 марта 1770 г. было основано общество как Санкт-Петербургское Английское Собрание (в обиходе чаще называемое «Английским клубом»). Это было одно из самых привилегированных обществ столицы которое стало родоначальником в приспособлении зданий под клубы.

История приспособления зданий под клубы началась с доходного дома купца Конрада Кизелья по ул. Малой Морской № 17 (рис. 12) [11]. Здесь, на первом этаже, первоначально разместилось «Санкт-Петербургское Английское Собрание» в связи с тем, что, во-первых, имелся вместительный зал, а во-вторых, оплата аренды составляла 500 рублей в год. К концу 1771-го число членов клуба достигло уже двухсот пятидесяти человек, и в прежнем помещении всем стало тесновато, а потому был арендован и второй этаж дома [12]. Однако арендованное помещение было небольшое и неудобное. Многие его комнаты носили особые названия: балконная называлась «Рощей», гостиная рядом с нею – «Портретной», комната за Портретной – «Крыловской». Кухня клуба пользовалась большой репутацией, так как блюда готовили знаменитые повара. Большую террасу в летнее время использовали для ужина, её площадка выходила в небольшой, но тенистый сад, где играли в карты [13]. Фасад дома украшали четыре пилястры, окна второго этажа имели фигурные наличники как отзвук отходившего в прошлое стиля барокко. При том, что дом в целом был выдержан уже в стиле раннего классицизма.

По некоторым причинам, таким как высокая плата за аренду, наличие небольших помещений, иногда отказ продлевать аренду, клубу приходилось регулярно переезжать. Так из дома на М. Морской ул. клуб перебрался в дом графа П. А. Бутурлина на Мойке около Синего моста, где он просуществовал три четверти века. После клуб переехал в дом графини Скавронской у Красного моста. Затем в соседний дом Таля. В 1830 г. клуб переместился через Демидовский переулок в дом Демидовых в усадьбу на набережные Мойки. Особняк спроектировал архитектор С. Чевакинский по заказу Григория Демидова в 1759 г. применив стили классицизма и барокко украсив его барельефами и колоннами ионического типа (рис. 14). Члены клуба считали его самым удобным для своего времяпрепровождения. Демидовский дом привлекал многих гостей. Здесь при клубе имелся большой парк, куда на летнее время переносились многие клубные занятия (рис. 13). Несмотря на то, что здание расположено в самом центре Петербурга, на пересечении набережной Мойки и переулка Гривцова, оно и, окружающий его парк спрятаны так, что за соседними домами не видно даже крыши) [15]. Ключевой особенностью здания стала массивная чугунная веранда, которая призвана была рекламировать металлургический бизнес предпринимателей. Веранду кузнецы украсили гнутыми решетками из литого чугуна. Две изогнутые лестницы выводили обитателей дома в две стороны яблоневого сада, который в летнее время был задействован для игр и развлечений. Однако, из-за больших штрафов клуб переехал в дом Эйхлера и Бернардаки, где находился с 1860 до 1891 г.

После многолетних скитаний сообщество наконец-то приобрело собственный роскошный особняк на Дворцовой набережной, бывший некогда дворцом князей Радзивилл (рис. 15).

В клубном доме имелась большая столовая и значительная по объёму библиотека, несколько парадных гостиных, предназначенных преимущественно для карточных игр. В «Портретной комнате», где играли в карты, висели царские портреты в рост. Особенностью дома было наличие внутреннего дворика, всегда украшенного цветами. В летнее время дворик использовался для игр и чаепития [18].

XVIII век в России ознаменовался развитием клубных сообществ. По примеру Английского собрания начали создаваться и другие клубы, например, «Шустер-клуб», который в 1772 г. стал именоваться «Большим бюргерским клубом». «Санкт-Петербургское первое общественное собрание» постепенно сделалось Немецким клубом. В конце XVIII в. в столице действовало еще несколько клубов, таких как «Музыкальный клуб» (1772–1777 гг.), «Военный клуб»
(1782 г.) – членами которого были в основном дворяне (был закрыт через год), «Учёный клуб». В конце XVIII в. в Петербурге интерес к танцевальным клубам среди купцов и мещан настолько возрос, что его можно назвать своего рода «Танцеманией». Массовое увлечение танцами особенно проявилось после открытия в 1785 г. первого танцевального клуба. «Второе танцевальное общество» открылось 6 января 1790 г. и допускало в свой состав только представителей мещанского сословия. Как самостоятельные образования для досугового времяпрепровождения, клубы вовлекали в свой процесс десятки и сотни людей, на практике приобщая петербургское общество XVIII в. к формированию досуговой культуры [19].

Следующим этапом развития клубов в России было строительство собственного типа здания. Так Дворянскому Собранию для строительства клуба выделили угловой участок на пересечении Михайловской и Итальянской ул. под № 9. Здание должно было возводиться по проекту архитектора К. И. Росси с 1834 по 1839 г. (рис. 19). К. Росси спроектировал несколько вариантов архитектурного решения фасадов здания Дворянского Собрания. Императором Николаем I был утвержден проект, при котором северный фасад, обращённый на Михайловскую площадь, представлял собой трёхэтажную постройку, по центральной оси акцентированную раскреповкой в восемь осей. На уровне второго-третьего этажей она была выделена ионическим ордером, на уровне первого этажа оформлена при помощи руста. Входы в здание были организованы по крайним осям (рис. 17).

Автором же самого здания является архитектор Поль Жако (Павел Петрович Жако). Возводя здание по первоначальному проекту К.И. Росси, он внёс в него некоторые изменения. Была предусмотрена надстройка северного фасада четвёртым этажом. В соответствии с проектом, входа в здание со стороны Михайловской ул. не было, а парадная лестница и вестибюль располагались со стороны северного фасада (рис. 16). П.П. Жако принадлежит и решение большого трёхсветного зала для балов и концертов (в наст. время Большой зал). Согласно планам его проекта 1837 г., на уровне цокольного этажа помещения предполагалось отвести под «лавки для найма» квартиру управляющего, хозяйственные помещения (кладовую, «прачечную»), большую кухню и конюшню. По сохранившемуся плану второго этажа можно судить о первоначальной планировочной системе и функциональном назначении его помещений (рис. 18). На втором этаже располагалась «Большая зала», занимающая центральную часть здания, царская ложа, царская и общие столовые, «покои для дворянского Собрания». В 1839 г. по проекту П. П. Жако на уровне второго этажа были устроены балконы с коваными ограждениями, со стороны северного фасада над центральным входом – металлический козырек. Со стороны северного фасада располагались более крупные и освещённые помещения, по периметру «Большого зала» проходили галереи. С южной стороны пространство второго этажа было поделено перегородками на мелкие помещения вокруг светового внутреннего двора.

Новое здание Дворянского собрания с первоклассным по акустике залом, вмещающим более 1500 человек, с конца 1840-х г. стало центром музыкальной жизни Петербурга. В 1887 г. архитектор В. А. Штраух осуществил перестройку в его северных помещениях. С северного фасада, согласно проектным чертежам, была проведена реконструкция вестибюльной зоны дома «Дворянского собрания». Были построены две новые лестницы, ведущие до чердака, увеличены окна в подвальном этаже.

Несмотря на то, что в доме Санкт-Петербургского Дворянского Собрания размещался известный всему Петербургу концертный зал, но само здание не было приспособлено для данной функции. Оно имело тесные помещения гардеробных, неудобные входы, отсутствовала вентиляция, небезопасным было существовавшее калориферное отопление. Для устранения данных проблем в 1894 г. администрация Дворянского собрания обратилась к профессору В. А. Шретеру. Им был составлен проект перестройки здания. В 1899–1901 гг. по его проекту здание было надстроено и реконструировано гражданским инженером А. П. Максимовым. Он пристроил выступающий объём в два этажа к лицевому фасаду, выходящему на Михайловскую площадь. Кроме этого, он внёс изменения в планировочной структуре на каждом этаже здания [20].

 

Рис. 16. Здание С.-Петербургского Дворянского собрания. Журнал «Строитель», 1900, №7-8 [21]

Данный клуб просуществовал до весны 1918 г., когда борьба петроградского Совета депутатов с азартными играми поставила точку в полувековой истории петербургской английской общины. Хотя с первых лет своего основания «Английский клуб» всегда жил исключительно русской жизнью.

 

Рис. 17. План первого этажа. 1837 г.Арх. П. Жако.ЦГИА СПб. Ф.513. Оп. 102. Д. 9799 [21]

 

Рис. 18. План 2-го этажа. Журнал «Строитель», 1900, №7-8. 1839 г. Арх. П. Жако

 

Рис. 19. Здание Дворянского собрания. 1824-1850-е гг. ЦГИА СПб. Ф.513. Оп. 102. Д. 9799. 1849 г. [21]

 

Выводы. Исследование эволюции столичных клубов Англии и Санкт-Петербурга позволило выявить этапы их становления и развития как самостоятельного типа зданий, начиная от требований к месту расположения в городе, набору помещений, их планировочной организации, объемно-пространственного и композиционного решения и заканчивая реализацией цели создания клубного пространства. Кратко результаты проведенных исследований могут быть представлены в следующем виде:

  1. Изначально клубы появились в Англии в Лондонских кофейнях и тавернах, в модных районах Пэл Мэл, Пикадили, Сент-Джеймс. Они занимали одно помещение в основном пространстве здания, которое находилось на первом этаже, имело камин, скамейки и смежную служебную квартиру.
  2. Следующим шагом в развитии Английских клубов стало расширение функций – создание собственного типа здания. Отделение клуба от кофейни, таверны (приспособленного пространства) до создания первых самостоятельных зданий «Клубы», которые в качестве основного вида досуговой деятельности включили политику.
  3. Анализ клубов России показал, что первый приспособленный клуб появился в столице Российского государства, их основали англичане. Как и в Англии клубы размещались в центральной части города, в доходных или купеческих домах и занимали один этаж (большой зал).
  4. С увеличением числа вступивших в собрания участников, определились критерии к выбору здания ими явились: наличие вместительного зала, внутреннего двора, большой столовой, приемлемая стоимость аренды, территориальная значимость, расположение клуба в центральной части города, наличие парка или внутреннего дворика, что позволяло устраивать встречи на свежем воздухе, а также спрятаться и уединиться от посторонних глаз. Особенности, которые сформировались в «Приспособленных клубах» и использовались в проектировании собственного типа здания «Клуб».
  5. Особенности, которые обозначились в «приспособленных клубах» повлияли на архитектурно-планировочные решения, требования заказчика сформировали новый тип общественных зданий – «Клуб». В результате клубы изменились по объёмно-планировочной структуре, они стали более крупными зданиями, которые включали обширную программу мероприятий, таких как: питание, проживание, общение, отдых и выделялись в городской среде.
  6. Архитектура клубов отличается стилями (Палаццо, классический, поздневикторианский) и формами XVII–XIX периода. Это связано в первую очередь с культурой страны и задачами, которые необходимо было решить. В Лондоне клубы отражали домашний комфорт и уют, (комнаты с камином), в России – гостеприимность и величие, что повлияло на создание большого вместительного зала в центральной части здания, для организации торжеств, и иных праздных мероприятий.
Список литературы

1. Кофейня Old Slaughter's [Электронный ресурс]. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Old_Slaughter%27s_Coffee_House (дата обращения: 20.09.2020)

2. White’s: A (very) Short History [Электронный ресурс]. URL: http://historyhoydens.blogspot.com/2013/03/whites-very-short-history.html (дата обращения: 20.09.2020)

3. Disowned by Cameron, the raffish men-only club that his father once ran [Электронный ресурс]. URL: https://www.dailymail.co.uk/news/article-2369652/Disowned-David-Cameron-raffish-men-club-father-ran.html (дата обращения: 20.10.2020)

4. Сент-Джеймс-стрит, Ист-Сайд [Электронный ресурс]. URL: https://www.british-history.ac.uk/survey-london/vols29-30/pt1/pp433-458#fnn3 (дата обращения: 20.10.2020)

5. St. James's Street, East Side [Электронный ресурс]. URL: https://www.british-history.ac.uk/survey-london/vols29-30/pt1/pp433-458#anchorn72 (дата обращения: 20.10.2020)

6. Клуб путешественников, Пэлл-Мэлл, 1829–1832 гг. [Электронный ресурс]. URL: https://www.british-history.ac.uk/survey-london/vols29-30/pt1/plate-88 (дата обращения: 19.09.2020)

7. Пэлл-Мэлл, Южная сторона, Прошлые постройки: Клуб Карлтон [Электронный ресурс]. URL: https://www.british-history.ac.uk/survey-london/vols29-30/pt1/pp354-359 (дата обращения: 20.09.2020)

8. Junior Carlton Club [Электронный ресурс]. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Junior_Carlton_Club (дата обращения: 20.10.2020)

9. Headquarters’ of speech Spaces, politics and club talk in late-victorian club architecture [Электронный ресурс]. URL: https://www. academia.edu/7351322/Headquarters_of_ Speech_Spaces_Politics_and_Club_Talk_in_late-Victorian_Club_Architecture. (дата обращения: 20.10.2020)

10. Reform Club, Pall Mall [Электронный ресурс]. URL: https://www.british-history.ac.uk/survey-london/vols29-30/pt1/plate-97 (дата обращения: 20.10.2020)

11. Дом Кюзеля - Дом Лепена [Электронный ресурс] URL:https://www.citywalls.ru/house1981.html?s=uco4551oqotr5v521lcsmlg 396 (дата обращения: 20.09.2020)

12. Буторов А.В. Князь Николай Борисович Юсупов. Вельможа, дипломат, коллекционер. М.: Изд-во Астрель СПб, 2012. 656с.

13. Зайцева Д.А. Здесь жил Гоголь // На века. 2011. №10 С.36

14. Акварели Баганца – Малая Морская улица, дома 17 и 19 [Электронный ресурс]. URL: https://giper.livejournal.com/182187.html (дата обращения: 20.09.2020)

15. Обмер Усадьба Демидовых. Главный дом. Вид со стороны двора (Переулок Гривцова, 1). Фото 1965 [Электронный ресурс]. URL: https://pastvu.com/p/486497 (дата обращения: 20.10.2020)

16. Санкт-Петербург энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: http://www.encspb.ru/object/2804003317?lc=ru (дата обращения: 20.09.2020)

17. Особняк-невидимка (Дом № 16 по Дворцовой набережной) [Электронный ресурс]. URL: https://design.wikireading.ru/16390 (дата обращения: 20.09.2020)

18. Есаулов Г.В., Черницына В.А. Архитектурная летопись Ростова-на-Дону. М.: Изд-во 2 дополненное, Ростов-на-Дону, 2002, 304 с.

19. Завьялова Л.В. Петербургский Английский клуб, 1770-1918. Очерки истории. М.: Изд-во Издательский дом СПН, 2004, 42 с.

20. АКТ по результатам государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения. «Научно-изыскательские и проектные работы «Дворянского собрания» [Электронный ресурс]. URL: http://kgiop.gov.spb.ru/media/uploads/userfiles/2020/08/24/01-26-1635.pdf (дата обращения: 24.08.2020)

21. Ежегодник "Советская архитектура" Том 3. М.: Изд-во Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1954. 255 с.


Войти или Создать
* Забыли пароль?