студент
В статье представлены результаты исследования процесса педагогического сопровождения познавательной деятельности обучающихся школьников. Проанализированы представления исследователей о познавательной деятельности человека. Определены достижения и проблемы организации педагогического сопровождения познавательной деятельности. Представлены приемы педагогического сопровождения познавательной деятельности обучающихся школьников.
познание, обучающийся школьник, познавательная деятельность, педагогическое сопровождение, педагогическая коррекция
Исследование педагогического сопровождения познавательной деятельности обучающихся школьников – многогранный процесс. Он включает в себя анализ цели, содержания, форм, методов, результатов и проблем реализации этого процесса. Авторы акцентируют внимание лишь на некоторых моментах исследования. В частности, на анализе представлений исследователей о познавательной деятельности человека, определении достижений и проблемы организации педагогического сопровождения познавательной деятельности. А также на приемах педагогического сопровождения познавательной деятельности обучающихся школьников.
В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) основного общего образования определено, что педагог должен обеспечить повышение эффективности усвоения обучающимися знаний и учебных действий, формирование компетенций и компетентностей в предметных областях, учебно-исследовательской и проектной деятельности [13, с. 25]. В этом контексте становится важным и востребованным педагогическое сопровождение познавательной деятельности обучающихся школьников.
Познавательная деятельность – это сложная, специфическая деятельность человека. Характеризуется она как процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире (В.А. Сластенин [9]). В представлении исследователей познавательной деятельности человека определяется её многоаспектность. В частности, А.А. Рейн указывает на то, что «познавательная деятельность – это осознанная деятельность субъекта, которая направлена на приобретение информации об объектах и явлениях реальной действительности, а также конкретных знаний» [10, с.117]. Побуждают познавательную деятельность познавательные потребности, глубоко осмысленные мотивы познавательной деятельности; постоянное стремление открыть для себя новые знания, способы действия (В.В. Дрозина [9]). По мнению Г.И. Щукиной, в процессе познавательной деятельности развиваются важнейшие личностные образования учащихся, происходит формирование миропонимания, мироощущения и мировоззрения [16]. Кроме того, в процессе познавательной деятельности осуществляется соотнесение познавательных интересов с предметом, стимулирование всех сфер школьников, учет личностных особенностей обучающихся школьников (Л.С. Выготский [3]).
Процесс исследования педагогического сопровождения познавательной деятельности (ПСПД) обучающихся школьников организован по инициативе и на базе научно-исследовательской лаборатории Субъектной самореализации и инновационных технологий Самарского государственного социально-педагогического университета (НИЛ ЛаСС СГСПУ). Условно исследование разделёно на несколько этапов: диагностический, технологический, рефлексивный, корректировочный. Методы исследования:
− теоретические: поиск и изучение научной литературы по теме исследования;
− эмпирические: наблюдение, сравнение, анкетирование, обобщение педагогического опыта;
− математические: использование математической обработки результатов исследования.
На диагностическом этапе проанализирована научная литература по теме исследования, выявлены затруднения педагогов в процессе осуществления ПСПД. В научных работах констатируется, что субъектами познавательной деятельности в образовательной организации являются: обучающие и обучающиеся. Обучающийся школьник, по мнению О.С. Гребенюка, это ученик, занимающий в процессе обучения субъектную позицию, т.е. стремящийся проявлять самостоятельность в суждениях, предположениях, выборе способов деятельности, контроле и оценке деятельности своей и своих одноклассников [5]. Это важное положение, руководствуясь которым педагог должен верно определить основную траекторию ПСПД. Педагогическое сопровождение познавательной деятельности обучающихся школьников имеет объективную цель – осуществлять профессионально помощь обучающимся школьникам в самостоятельном приобретении знаний, активном развитии компетенций, обеспечивающих результативность и успешность познавательной деятельности (Е.И. Тихомирова).
Педагогическое сопровождение определяется как один из механизмов длящегося, двустороннего, солидарного педагогического взаимодействия (М.В. Шакурова [15]). Такое взаимодействие педагогов с группой учеников необходимо для оказания помощи в реализации потенциала обучающихся школьников (А.Л. Уманский [12]). Общая характеристика процесса педагогического сопровождения, по мнению Е.А. Александровой, состоит в том, что: «Важно быть рядом, не навязывая свое присутствие, и при этом быть востребованным обучающимся… Ведь в некоторых случаях педагогическое сопровождение может быть востребовано учеником даже не с позиции "идти рядом", а с позиции "идти за" - за учеником, как равным над субъектом образовательного пространства» [1, с.153].
Проанализированная научная литература по теме исследования позволила осознать сущность и значимость ПСПД, а также выявить затруднения педагогов в процессе осуществления педагогического сопровождения познавательной деятельности, в частности, невладение педагогами технологиями осуществления этого процесса.
Технологический этап исследования. На этом этапе исследования определено, что педагогическое сопровождение познавательной деятельности обучающихся школьников ориентирует педагогов на:
− стимулирование познавательной активности обучающихся школьников (применение технологий информационно-когнитивного, креативно-коммуникативного, праксеологического развития) – «побуждение»;
− содействие самостоятельному приобретению обучающимися школьниками знаний, умений и навыков осуществлять познавательную деятельность – «самореализация»;
− рефлексию достижений обучающихся школьников в познавательной деятельности – «диагностика».
Использованы технологии субъектной самореализации личности, разработанные Е.И. Тихомировой [11].
По мнению В.Ф. Шаталова, рецепт успеха ученика прост: нужно верить в школьника и при малейшей возможности давать ему высказаться, чтобы над ним не висел страх оценки, страх отчуждения. А, во-вторых, учителю нужно очень четко все объяснять [15]. В этом, по нашему мнению, и состоит сущность технологии ПСПД обучающихся школьников.
Рефлексивный этап исследования. Осуществлена диагностика и оперативная корректировка процесса познавательной деятельности обучающихся школьников, которая решала задачу: определить и оценить достижения педагогов в ПСПД обучающихся школьников; определить возникшие проблемы и помочь оперативно их решить.
В исследовании процесса педагогического сопровождения познавательной деятельности обучающихся школьников приняли участие: 20 студентов педагогического вуза, 13 педагогов общеобразовательных школ, 24 обучающихся школьника. Всего в исследовании приняло участие 57 чел.
В результате диагностики, определены достижения и проблемы организации и реализации ПСПД обучающихся школьников:
1. Дефицит позитивного взаимодействия и коммуникации на уроке.
2. Дефицит навыков владения технологией публичной оценки выступлений обучающихся школьников.
3. Дефицит навыков подбора целесообразного дидактического материала.
Проведенное исследование показало, что 61,5% опрошенных педагогов не владеют прочно навыками публичной позитивной оценки познавательной деятельности обучающихся школьников. Негативно характеризуют на уроке личность ученика как неспособного, ленивого, пассивного. Включённое наблюдение познавательной деятельности обучающихся школьников на уроке, собственный опыт обучения в школе, опросы студентов и школьников показывают, что некорректная публичная оценка педагогом личности учащихся негативно влияет на мотивацию познавательной деятельности обучающихся школьников. В результате исследования выяснилось также, что 54,1 опрошенных педагогов не постоянно осуществляют тщательно целесообразный подбор дидактического материала, а также не уделяют должного внимания четкому объяснению излагаемого материала. Результаты опроса показывают: ученики констатируют, что именно некорректно преподнесенный учителем на уроке материал затрудняет процесс познавательной деятельности (см. диаграмму 1).
Среди опрошенных педагогов 46,1% считают, что в процессе педагогического сопровождения познавательной деятельности обучающихся школьников целесообразно использовать метод взаимопроверки и взаимоконтроля познавательной деятельности самими школьниками. Взаимоконтроль, по мнению И.А. Липского, – организует позитивное взаимодействие, сотрудничество, взаимооценку результатов познавательной деятельности [8]. В то же время оказалось, что почти 60% опрошенных школьников отрицательно относятся к такому методу. Причиной этого оказались межличностные конфликты школьников. Поэтому, при использовании данного метода, важно учитывать индивидуально-групповые особенности взаимодействия обучающихся школьников. Популярность использования метода взаимоконтроля педагогами на уроках представлена на диаграмме 2.
На корректировочном этапе исследования изучены приемы, и проведена корректировка педагогического сопровождения познавательной деятельности обучающихся школьников. Приемы: «эмоциональное поглаживание». Э. Берн называет «поглаживанием» любой акт, предполагающий признание присутствия другого человека [2]; ситуации успеха для каждого обучающегося школьника (А.И. Горбунова). На основе результатов исследования проведена также корректировка практик освоения процесса педагогического сопровождения познавательной деятельности обучающихся школьников. По мнению Е.А. Александровой, необходимо поддерживать связь школьного образования с реальной жизнью. Постоянная связь школьных понятий и повседневных ситуаций является основой познавательной деятельности [1]. Кроме того, организован постоянно действующий семинар-практикум на базе НИЛ ЛаСС СГСПУ, ориентированный на развитие компетентности педагогов профессионально осуществлять педагогическое сопровождение познавательной деятельности обучающихся школьников.
Таким образом, результаты исследования показали, что процесс педагогического сопровождения познавательной деятельности обучающихся школьников – многогранный, сложный, требует постоянного исследования. Его результативность и успешность во многом определяются способностью педагога целесообразно изучать и совершенствовать технологии взаимодействия и сотрудничества со школьниками. Выбор методов и приемов педагогического сопровождения должен учитывать индивидуальные и групповые особенности обучающихся школьников, побуждать педагога к реализации основной цели сопровождения познавательной деятельности обучающихся школьников – научить обучающихся школьников учиться самим.
1. Александрова, Е.А. Педагогическое сопровождение самоопределения старших школьников. – Москва: НИИ школьных технологий, 2010. – 336 с.
2. Берн, Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы: перевод с английского. – Минск: Современный литератор, 2006. – 448 с.
3. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. – Москва: АСТ, 2008. – 671 с.
4. Горбунова, А.И. Методы и приёмы активизации мыслительной деятельности обучающихся. − Москва: Просвещение, 2009. – 350 с.
5. Гребенюк, О. С. Теория обучения: учебник и практикум для вузов / О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 318 с.
6. Гуревич, П.С. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 479 c.
7. Дрозина, В.В. Теория и практика формирования и развития самостоятельной познавательной деятельности учащихся общеобразовательной школы: дис. … д-ра пед. наук. – Москва, 2002. – 495 с.
8. Липский, И.А. Социальная педагогика: Учебник для бакалавров / И.А.Липский, Л.Е. Сикорская. – Москва: Дашков и К, 2016. – 280 c.
9. Педагогическая поддержка ребенка в образовании: учеб. пособие для студ. высш. уч. завед. / Под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. – Москва: Издательский центр «Академия», 2006. – 288 с.
10. Реан, А.А. Психология человека от рождения до смерти. – Москва: ОЛМА –ПРЕСС, 2002. – 656 с.
11. Тихомирова Е.И. Технологии субъектной самореализации личности в воспитывающей среде образовательного учреждения //Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. - Август 2006, ART 1031. – Санкт-Петербург, 2006. – ISSN 1997-8588. - URL: http://www.emissia.org/oflEline/2006/1031.htm. - Гос. рег. 0420600031. - Объём 0.3 п.л. - [дата обращения 11.11.2020];
12. Уманский, А.Л. Педагогическое сопровождение детского лидерства: дис. ..д-ра пед. наук.– Кострома, 2004. – 18 с.
13. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897) https://fgos.ru/ (дата обращения:01.11.2020).
14. Шакурова, М.В. Педагогическое сопровождение становления и развития социокультурной идентичности школьников: дис. .. д-ра пед. наук.– Москва, 2007. – 361 с.
15. Шаталов, В.Ф. Учить всех, учить каждого // Педагогический поиск / Сост. И.Н. Баженова. – Москва: Педагогика, 1989. – 60 с.
16. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов. – Москва: Просвещение, 1979. –160 с.