В цифровую эпоху успешность профессионального становления будущих специалистов в процессе получения высшего образования в значительной степени зависит от их профессиональной направленности (ПН). Несмотря на значительный интерес к предмету исследования, проблема выявления факторов, которые влияют на ПН, остается недостаточно изученной. Цель исследования — определить факторы формирования ПН студентов, обучающихся по программам подготовки и переподготовки, и особенности ПН в цифровую эпоху. В статье раскрыты содержание и структура ПН будущих специалистов в эпоху цифровизации. По результатам эмпирического исследования выявлена взаимосвязь ПН студентов с показателями смысложизненных ориентаций, мотивов выбора профессии и обучения, взаимосвязь смысложизненных ориентаций студентов с показателями мотивов выбора профессии и обучения на этапе цифровизации образования. Определены факторы, влияющие на ПН личности, и факторы формирования ПН студентов, которые обучаются по программам подготовки и переподготовки специалистов. В результате эмпирического исследования сделан вывод, что негативное влияние на формирование ПН создают факторы, обусловленные различными обстоятельствами жизни, несамостоятельностью решений в выборе профессии, низкой рефлексией жизненных целей, перспективы будущего, ригидностью волевых и личностных качеств, внутренней конфликтностью в структуре отношений личности, низким удовольствием от обучения и т.п. При этом уровень ПН существенно выше у студентов, которые получают второе высшее образование и понимающим его значимость на этапе цифровизации образования.
профессиональная направленность, мотив выбора профессии, мотив учебы, синергия
1. Evetts J. The sociological analysis of professionalism// International Sociology. 2005. №18(2). pp. 395-415.
2. Nourah A. Algadheeb Professional/Career Orientation, Awareness, And Their Relationship To Locus Of Control//Journal of College Teaching & Learning. 2015. Vol. 12. № 1. pp. 13-38.
3. Климов Е.А. Психология профессионала. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 400 с.
4. Evans L. Professionalism, professionality and the development of education professionals// British Journal of Educational Studies. 2008. №56 (1). pp. 20-38.
5. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. 3-е изд. - М.: Академия, 2005. 480 с.
6. Нехорошева Е. В. Исследование учебно-профессиональной мотивации студентов образовательных организаций// Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2015. № 1 (5). С. 69-75.
7. Долгова В.И., Ткаченко В.А. Мотивация профессиональной деятельности студентов: монография. - Челябинск: ЗАО «Цицеро», 2011. 100 с.
8. Саковская О.Н. Мотивация профессиональной деятельности. - Ярославль: ЯрГУ, 2014. 88 с.
9. Паперная Н.В., Шатилова А.С. Педагогический менеджмент в организации профессионального образования // Молодой ученый. 2017. №25. С. 307-309.
10. Дубовицкая Т.Д. Диагностика уровня профессиональной направленности студентов // Психологическая наука и образование. 2004. № 2. С. 82-86.
11. Бикбулатова В.П., Карманова Ж.А., Рабаданова Р.С. Формирование ответственности у студентов вузов / В сборнике: Методолого-теоретический и технологический ресурс развития информационно-образовательной среды Сборник IX Международной научно-методической конференции. 2018. С. 183-187.
12. Афанасьев В.В., Рабаданова Р.С., Саватюгина С.В. Воспитание ценностного отношения к профессиональной деятельности у бакалавров в условиях вузовского обучения / Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. 2017. № 2. С. 1377-1385.
13. Туктарова Р.И., Дильмухаметова Р.С., Анкудинова А.А. Деятельностный подход как основа самостоятельной работы студентов / В сборнике: Теоретические и методические проблемы развития современного образования Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Печатается по решению Ученого совета Института социально-гуманитарных технологий, протокол № 6 от 18 февраля 2016 года. 2016. С. 180-184.