Статья посвящена вопросам становления и развития международных региональных пространств защиты прав человека. Рассматриваются преимущества региональных систем защиты прав в сравнении с универсальными механизмами их обеспечения, факторы эффективности и успешности соответствующих интеграционных проектов. Особое внимание уделяется сравнительному анализу тенденций и перспектив функционирования европейской и межамериканской систем защиты прав человека, образующих их институтов и учреждений, а также взаимовлиянию соответствующих региональных систем защиты прав. Исследуются характерные особенности специализированных и неспециализированных (комплементарных) механизмов защиты прав, сложившихся, соответственно, в пространстве европейских государств, стран Латинской Америки и Карибского бассейна.
Основные права и свободы человека, межамериканская интеграция, европейская интеграция, региональное правовое пространство защиты прав, Европейский суд по правам человека, Межамериканский суд по правам человека, Межамериканская комиссия по правам человека, международные специализированные и комплементарные механизмы защиты прав человека.
Права и свободы человека, гарантии их обеспечения, создавая пространство реализации частных интересов и определяя границы невмешательства в них со стороны публично-властных структур, приобрели в современном мире значение ключевых ценностей развития правовых процессов как внутри конкретных государств, так и на уровне построения межгосударственных взаимосвязей. Национальные конституции, традиционно закрепляя положения о высокой юридической значимости прав и свобод человека, гарантируют их обеспечение согласно принципам и нормам международного права, тем самым рассматривая защиту этих ценностей не только в качестве общенациональной задачи, но также в качестве международного обязательства соответствующего государства.
Права человека в настоящее время выступают едва ли не основной и наиболее распространенной причиной взаимодействия национальных правовых систем, унификации порядков в рамках общемирового или регионального международного правового пространства. Их принято рассматривать в качестве важнейших цивилизационных ценностно-правовых ориентиров взаимодействия государств, составляющих фундаментальную основу развития межгосударственной интеграции, в конечном счете представляющих собой принципиальные требования, распространяющиеся на государства и от выполнения которых зависит их статус и значение в соответствующем межгосударственном интеграционном процессе. Так, признание прав человека в качестве общеправовой ценности нашло отражение при закреплении принципа уважения и соблюдения прав и свобод человека в числе основных принципов международного права в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций 1970 г.
В свою очередь, интеграционные процессы и создание межгосударственных объединений не только оказали значительное влияние на развитие и повышение эффективности обеспечения защиты прав на национальном уровне, но и способствовали формированию и укреплению систем гарантирования прав и свобод на глобальном и региональном уровнях, что обусловлено прежде всего рядом факторов. Во-первых, вопросы обеспечения и защиты прав и свобод человека стали активно выходить за национальные рамки, перестав быть исключительным суверенным правом государств, признавших обязательной юрисдикцию межгосударственных правозащитных учреждений, что повлекло необходимость взаимодействия национальных и наднациональных структур в разрешении многих правовых ситуаций и поиске взаимоприемлемых решений в сфере регулирования прав человека. Во-вторых, индивиды и их объединения приобрели право обращения в межгосударственные органы по защите прав, тем самым получив возможность воздействия на национальное право через деятельность соответствующих наднациональных учреждений. В-третьих, наблюдается увеличение массива международно-правовых стандартов защиты прав в результате разрешения споров о праве и толкования международных норм в сфере прав и свобод, что требует их имплементации в национальные правопорядки и непосредственного применения в рамках деятельности внутригосударственных органов. В-четвертых, механизмы защиты прав и свобод становятся все более гибкими и доступными в связи с развитием и укреплением институтов судебного контроля их соблюдения как на национальном, так и на международном уровне и обеспечением взаимосвязи их компетенции. В-пятых, понимание содержания прав и свобод, допустимых пределов их ограничения под влиянием интеграционных процессов и восприятия практик правозащитных учреждений друг другом становится более унифицированным и единообразным.
1. Buergenthal Th. The American and European Conventions on Human Rights: Similarities and Differences // American University Law Review. 1980—1981. Vol. 30.
2. Burgorgue-Larsen L., Ubeda de Torres A. The Inter-American Court of Human Rights. Case Law and Commentary. Oxford. 2011.
3. Casal Hernandez J. M. Estudios constitucionales. Ano 3. No. 2. Universidad de Talca, 2005.
4. Dr. Bill Davies. Dealing with the Fallout: West Germany’s Response to the Solange Decision (1974). URL: http://www.euce.org/eusa/2011/papers/5d_davies.pdf.
5. EuGH-Prasident: EuGH kein Gericht für Grundrechtsschutz // Beck-aktuell. 2011. 6 Juni.
6. Neuman G. L. Import, Export and Regional Consent in the Inter-American Court of Human Rights // The European Journal of International Law. Vol. 19. No. 1. 2008.
7. Hennebel L. The Inter-American Court of Human Rights: The Ambassador of Universal ism // Quebec Journal of International Law (Special Edition). 2011.
8. Pasqualucci Jo M. The Practice and Procedure of the Inter-American Court of Human Rights. Cambridge, 2003.
9. Алисевич Е., Галарза П. М. Дела о насильственных исчезновениях в практике органов межамериканской системы защиты прав человека // Международное правосудие. 2013. № 2.
10. Гулина О. Р. Европейская система защиты прав человека: обзор правовых гарантий Совета Европы, Европейского союза и национального законодательства Германии // Сравнительное конституционное обозрение. 2012. № 1.
11. Капустин А. Я. Европейский Союз: интеграция и право. М., 2000.
12. Кожеуров Я. С. Консультативная юрисдикция Международного суда: опыт Межамериканского суда по правам человека // Российский юридический журнал. 2012. № 4.
13. Кожеуров Я. С. Межамериканский суд по правам человека // Институты международного правосудия / под ред. В. Л. Толстых. М., 2014.
14. Конь Г. И. Организационная структура и порядок функционирования Межамериканского суда по правам человека: автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 2011.
15. Миронов Н. М. Межамериканская система защиты прав человека: генезис и основные институты // Международное публичное и частное право. 2009. № 5.
16. Нуссбергер А. «Консенсус» как элемент аргументации Европейского Суда по правам человека // Международное правосудие. 2013. № 1.
17. Филатова М. Конфликты конституционных и наднациональных норм: способы преодоления (на примере Европейского Союза и правовых систем государств — членов ЕС) // Международное правосудие. 2013. № 4.
18. Эбзеев Б. С. Глобализация, европейский консенсус и рецепция Россией европейских гуманитарных стандартов: механизм и пределы (конституционные ориентиры) // Теоретические и практические проблемы правоприменения Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. М., 2006.