Россия
В статье рассмотрены некоторые вопросы статуса Северного морского пути. Проведен анализ источников радиационного воздействия на среду, биоту и человека в Арктическом регионе, выделены этапы формирования этого воздействия. Рассматривается мировая практика захоронения радиоактивных отходов в морях, представлена информация о ядерно и радиационно опасных объектах, затопленных в морях северо-западной Арктики. Изложены вопросы, связанные с подъемом затопленной в Карском море атомной подводной лодки «К-27» и затонувшей в Норвежском море атомной подводной лодки «Комсомолец». Представлены сведения о современной радиоэкологической обстановке в местах затопления радиационно опасных объектов. Рассмотрен такой вариант реабилитации морских акваторий, как подъем затопленных объектов. Проведен анализ существующих российских технологий подъема затопленных объектов. В заключение сделаны выводы, что затонувшие и затопленные объекты, содержащие отработавшее ядерное топливо и радиоактивные отходы, в настоящее время не представляют реальной радиоэкологической опасности для населения и природной среды, но их следует отнести к источникам потенциальной опасности, масштабы и последствия которой будут зависеть от состояния защитных барьеров и механизмов дальнейшей миграции радиоактивных веществ в морских экосистемах. Первым шагом в решении данной проблемы должно стать регулярное комплексное обследование фактического радиоэкологического и технического состояния наиболее потенциально опасных объектов в ходе проведения совместных международных научно-исследовательских экспедиций.
арктический регион, затопленные объекты, отработавшее ядерное топливо, радиоактивные отходы, радионуклиды.
1. Введение
Уникальный во многих отношениях Арктический регион играет исключительную роль для планеты в целом и особенно для прилегающих к нему стран. Эта роль определяется тем, что Арктика - богатейший источник сырьевых ресурсов, хорошая перспектива для внутренних и мировых транспортных коммуникаций, основа формирования глобальных климатических и гидрологических процессов в Мировом океане и на планете в целом, обладающая исключительной чувствительностью экологических параметров.
Справедливость вышесказанного подтверждает тот факт, что в 2011 г. в Государственной Думе РФ был разработан проект закона «О Северном морском пути», которым подтверждается статус Северного морского пути (СМП) как исторически сложившейся национальной транспортной коммуникации в арктической зоне, где базируются силы Северного флота РФ, сосредоточены важнейшие предприятия оборонной промышленности России [1]. В январе 2013 г. вступил в силу Федеральный закон № 132-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственного регулирования торгового мореплавания в акватории Северного морского пути» [2].
Закон позволит привести существующую систему управления СМП в соответствие с Морской доктриной РФ для обеспечения национальных интересов в Арктике. Принятие закона должно обеспечить единую систему управления в акватории СМП и создание современной инфраструктуры, обеспечивающей безопасные условия плавания судов, включая навигационно-гидрографическое обеспечение и ледокольную проводку.
1. Выступление И.Левитина на II Международном форуме «Арктика — территория диалога» 22–23 сентября 2011 г., Архангельск. http://ria.ru/arctic_news/20110922/441673665.html.
2. Федеральный закон № 132-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственного регулирования торгового мореплавания в акватории Северного морского пути» // Российская газета. 30 июля 2012 г.
3. Выступление В.В. Путина на II Международном форуме «Арктика — территория диалога» 22–23 сентября 2011 г., Архангельск. http://premier.gov.ru/events/news/16536/.
4. Хвостова М.С. К истории изучения радиоактивного загрязнения морей России / Институт истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН. Годичная научная конференция, 2004 г. — М.: Диполь-Т, 2004. С. 560–564.
5. Кузнецов В.М., Чеченов Х.Ж.. Никитин В.С. Вывод из эксплуатации объектов использования атомной энергии. — М.: Восход-А, 2009.
6. Сивинцев Ю.В., Вакуловский С.М., Васильев А.П., Высоцкий В.Л., Губин и др. Техногенные радионуклиды в морях, омывающих Россию: радиоэкологические последствия удаления радиоактивных отходов в Арктические и дальневосточные моря («Белая книга-2000»). — М.: ИздАТ, 2005.
7. Временные санитарные требования к захоронению в море радиоактивных отходов (ВСТЗ-66) / ВМФ. — М., 1966.
8. Матишов Г.Г., Матишов Д.Г., Кондаков А.А. и др. Международная (американо-норвежско-российская) экологическая экспедиция в Печорское море, на Новую Землю, Колгуев, Вайгач, Долгий в июле 1992 г. (НИС «Дальние Зеленцы»). Препр. Апатиты, 1992.
9. Загрязнение морей вокруг побережья СНГ, преимущественно Арктики. Ч.1 // Материалы международной конференции. Архангельск, 19–23 июля, 1993. С. 11–13.
10. Саркисов А.А., Сивинцев Ю.В., Высоцкий В.Л., Никитин В.С. Атомное наследие холодной войны на дне Арктики. — М.: ИБРАЭ РАН, 2009.
11. Выступление А.Захарчева на 25-м пленарном заседании КЭГ МАГАТЭ, семинар «Экономика обращения с ОЯТ: переработка и непосредственная изоляция», 6–7 октября 2011 г., Швеция. http://news.mail.ru/politics/7002307/
12. Саркисов А.А., Антипов С.В., Высоцкий В.Л. Приоритетные проекты программы реабилитации арктических морей от затопленных и затонувших ядерных и радиационно опасных объектов и необходимость международного сотрудничества // Арктика: экология и экономика. — 2012. — №4(8). — С. 4–15.