Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Рассматриваются методы организации очистки воздуха на улично-дорожной сети города Екатеринбурга. Загрязнение воздуха автотранспортом и поток загрязняющих веществ в пассажирское помещение автомобиля оцениваются с использованием полученных закономерностей, дисперсионных моделей, характеристик транспортных потоков и данных о текущих погодных условиях. На основе баланса потоков установлена допустимая плотность автомобилей на территории города с учетом их выбросов и работы фотокаталитических очистителей в салонах автотранспортных средств и фотокаталитических покрытий на поверхностях улично-дорожной сети (акустических экранах, тротуарах, зданиях), а также за счет обработки загрязняющих веществ различными видами древесной растительности (защитных полос, парков и лесопарков). Определено, что удаление CO с помощью имеющейся городской растительности эквивалентно дополнительному присутствию на улицах города 0,2–0,4% автомобилей от общего числа эксплуатируемого транспорта без ухудшения качества воздуха. В работе оценивается необходимая площадь активной поверхности фотокаталитических очистителей в салоне легкового автомобиля, автобуса, а также ширина ограждающих поверхностей с нанесенными фотокаталитическими покрытиями в районе пешеходной зоны. Установлено, что совместное использование рассмотренных методов очистки способно приводить к ежегодному снижению средней концентрации по городу оксида углерода от 0,14 до 6%, а оксидов азота от 0,15 до 5,78%.
автомобильный транспорт, улично-дорожная сеть, воздух, очистка, зеленые насаждения, фотокаталитические очистители.
1. Введение
Рост численности автомобильного парка в городах приводит к увеличению негативного воздействия на окружающую среду, в частности к росту загрязнения атмосферного воздуха на улично-дорожной сети (УДС). Традиционно принимаемые организационные, инженерно-технические мероприятия для улучшения экологической ситуации в городах, связанные с деятельностью автомобильного транспорта, во многом исчерпали свои возможности. Поэтому продолжается поиск дополнительных инструментов, направленных на нейтрализацию выбросов загрязняющих веществ непосредственно на УДС и в непосредственной близости от нее. Например, использование для очистки воздуха зеленых насаждений, а также различных видов фотокаталитических очистителей в салонах автомобилей и фотокаталитических покрытий объектов обустройства городских дорог или улиц [1, 7–9, 13]. Рассмотрим основные положения методики оценки эффективности очистки воздуха на улично-дорожной сети крупного города зелеными насаждениями и фотокаталитическими очистителями, которая была апробирована на примере г. Екатеринбурга.
1. Трофименко Ю.В., Ворожнин В.С. Природно-совместимая технология по снижению загрязнения воздуха на улично-дорожной сети крупного города (на примере Екатеринбурга) // Организация и безопасность дорожного движения в крупных городах: сборник трудов участников одиннадцатой междунар. науч.-практ. конф. / СПбГАСУ. — СПб., 2014. — С. 344–349.
2. ГОСТ Р 52398–2005 Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования. — М: Стандартинформ, 2006. — 4 c.
3. Трофименко Ю.В., Якимов М.Р. Транспортное планирование: формирование эффективных транспортных систем крупных городов: монография. — М.: Логос, 2013. — 464 с.
4. Расчетная инструкция (методика) по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ от автотранспортных средств на территории крупнейших городов. — М.: Автополис-плюс, 2008. — 80 с.
5. Luhar A.K., Patil R.S. A general finite line source model for vehicular pollution prediction. Atmospheric Environment. — 1989. — Vol. 23. — P. 555–562.
6. Берлянд М.Е. Современные проблемы атмосферной диффузии и загрязнения атмосферы. — Л.: Гидрометеоиздат, 1975. — 448 с.
7. Козлов Д.В., Трофименко Ю.В., Дубовицкая В.П., Воронцов А.В. Фотокаталитическая очистка воздуха от автомобильных загрязнителей // Катализ в промышленности. — 2006. № 6. — С. 19–27.
8. Григорьева Т.Ю. Повышение надежности транспортных человеко-машинных систем управления на примере городских автобусов: дис. … кандидата тех. наук: 05.22.10. — М.: МАДИ (ГТУ), 2006. — 141 с.
9. Nowak, D.J., Crane, D.E., 2000. The Urban Forest Effects (UFORE) Model: quantifying urban forest structure and functions. In: Hansen, M., Burk, T. (Eds.), Proceedings: Integrated Tools for Natural Resources Inventories in the 21st Century. IUFRO Conference, 16–20 August 1998, Boise, ID. Gen. Tech. Report NC-212. US Department of Agriculture, Forest Service, North Central Research Station, St. Paul, MN, P. 714–720.
10. Ворожнин В.С., Маркелов Ю.И., Давыдов В.Б., Тетерин А.Ф., Поддубный В.А. Определение метеорологических параметров в модели рассеивания от автомагистрали // Вестник НГГУ серия «Естественные науки и науки о Земле». №1 — Нижневартовск: Нижневарт. гос. гуманит. ун-т, 2012. — С. 15–20.
11. Усольцев В.А. Фитомасса и первичная продукция лесов Евразии. Екатеринбург: УрО РАН, 2010. — 570 с.
12. Widlowski Jean-Luc, Verstraete M., Pinty B., Gobron N. Allometric Relationships of Selected European Tree Species EUR 20855. EC Joint Research Centre, TP 440 I-21020 spra (VA), Italy. — 2003. — 70 p.
13. Ballari M.M., Brouwers H.J.H. Full scale demonstration of air-purifying pavement // Journal of Hazardous Materials. — 2013. — Vol. 254–255. — P.406–414. DOI:10.1016/j.jhazmat.2013.02.012