Москва, Россия
В статье рассматриваются возможности использования дифференцированного подхода к обучению русскому языку, при котором учитывается как этап освоения предметного содержания, так и степень индивидуальной подготовки каждого учащегося, его способности, интересы, потребности, мотивация. Авторами определена специфика моделирования заданий базового и повышенного уровня сложности, которые позволяют с опорой на полученные знания и речевой опыт младших школьников как носителей языка успешно формировать у них универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные), что соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к планируемым предметным и метапредметным результатам обучения. Представлены примеры дифференцированных заданий, нацеленных на развитие у младших школьников речемыслительных способностей, логического мышления, познавательных умений, навыков самостоятельной учебной деятельности.
дифференцированный подход; младшие школьники; учебный предмет «Русский язык»; методы и приемы обучения, соответствующие когнитивному типу учащегося; ориентация на зону ближайшего развития; проектирование заданий базового и повышенного уровня сложности; формирование универсальных учебных действий; требования к предметным и метапредметным результатам обучения; обеспечение преемственности в процессе преподавания русского языка
1. Виноградова Н.Ф. Индивидуализация обучения в начальной и профильной школах: парадоксы взаимодействия // Профильная школа. – 2003. – № 2. – С. 13–16.
2. Виноградова Н.Ф. Как реализовать личностно-ориентированное образование в начальной школе? // Начальная школа. – 2001. – № 9. – С. 10.
3. Гостева Ю.Н. Дифференцированный подход к обучению русскому языку // Вестник Российского университета дружбы народов. – 2008. – № 1. – 67–70. Серия: «Вопросы образования: языки и специальность».
4. Рыбченкова Л.М., Александрова О.М. Русский язык: рабочие программы. 5–9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 108 с.
5. Унт И.Т. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М. Педагогика, 1990. – 189 с.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт общего начального образования. – М.: Просвещение, 2010. – 32 с.
7. Холодная М.А. Когнитивные стили и интеллектуальные способности // Психологический журнал. – 1992. – Т. 13. – № 3. – С. 84–93.
8. Холодная М.А. Психологический статус когнитивных стилей: предпочтения или «другие» способности? // Психологический журнал. – 1996. – Т. 17. – № 1. – С. 61–69.
9. Холодная М.А. Когнитивные стили: о природе индивидуального ума. – СПб.: Питер, 2004. – 384 с.
10. Якиманская И.С. Личностно ориентированное образование // Новые ценности образования. – 1995. – Вып. 1. – С. 50–55.