сотрудник
Москва, Россия
студент
в статье рассматривается проблема проведения предтестовой беседы, ее задачи и особенности проведения, а также варианты предтестовых бесед, вопросы подготовительного этапа, то есть соотношение законности и нравственных аспектов предтестовой беседы, тактические основы этих действий. При этом особое значение уделено этической стороне установления психологического контакта полиграфолога с обследуемыми и соотношение этики и психологического воздействия на всех этапах. Основной задачей полиграфолога, производящего собеседование, состоит в получении от обследуемого показаний, в которых содержится достоверная, исчерпывающая доказательственная информация (фактические данные) относительно известных последнему обстоятельств, имеющих значение для исследования. Актуальность решения этих проблем вызывается и тем, что полиграфолог должен вызывать доверие, а также быть примером уважения к закону и нравственным нормам, а правильное применение норм права и установление взаимного контакта в ходе подготовительного этапа влияет на правдивость ответов при дальнейшем исследовании. В статье изучены особенности предтестовой беседы как отдельного этапа психофизиологического исследования с использованием полиграфа. Эмпирическое исследование проводилось с целью выявления психологических особенностей предтестовой беседы как отдельного этапа психофизиологического исследования с использованием полиграфа. В процессе исследования анализировалась возможности выявления скрываемой информации: рассмотрены значение, задачи, цели и приемы используемые при проведении предтестовой беседы в качестве предварительного этапа психофизиологического исследования с использованием полиграфа.
предтестовая беседа, психологические особенности общения, психодиагностика, установление психологический контакт, эмоциональное напряжение, адаптация обследуемого
В настоящее время возникла необходимость дальнейшего совершенствования использования полиграфа при решении кадровых вопросов в рамках специального психофизиологического исследования, в связи с необходимостью тщательного отбора кандидатов на службу в органы внутренних дел, перемещения и назначения сотрудников на вышестоящие должности. Данные, полученные в ходе СПФИ, используются в качестве ориентирующей информации сотрудниками кадровых аппаратов, которые принимают окончательное решение о возможности приема на службу, перемещения и решения иных кадровых вопросов. Среди направлений работы с личным составом важное место занимает оценка персонала. Она проводится многократно на протяжении всей профессиональной карьеры: приема, профессиональной подготовки, закрепления, профессионального развития, перемещения, увольнения. Основные цели оценки включают: принятие решения о назначении на должность; разработку программ первоначальной подготовки; переподготовку и повышение квалификации; планирование карьеры; принятие решения о перемещении; зачисление в резерв руководящих кадров, назначение на вышестоящую должность.
Научной основой профессионального отбора кадров является не только психодиагностика, базирующаяся на тестах, опросниках, но и использование специальных психофизиологических исследований, которые позволяют регистрировать специфические физиологические реакции индивида. Таким образом, при проведении психодиагностических мероприятий целесообразно использовать комплексный подход, единый методический комплекс с широким применением традиционных психологических тестов, опросников в сочетании с современными психофизиологическими методами, в частности, использование полиграфа.
В Академии управления МВД России на протяжении многих лет велась научно-исследовательская деятельность по данному направлению. В частности, в 2006-2007 гг. проводилась научно-исследовательская работа «Использование и внедрение новых информационных (компьютерных) технологий психологического обеспечения принятия кадровых решений в правоохранительных органах». В результате проведенной работы, быди выработаны предложения по совершенствованию полиграфных проверок, с особым вниманием изучалась возможность совершенствование методики проведения предтестовой беседы. В результате научного анализа очевидной стала проблема совершенствования методического оснащения психологов, занятых в сфере кадровой безопасности органов внутренних дел, психотехнологиями и психотехниками выявления ориентирующих сведений о скрытых психологических обстоятельствах, а также уточняющей информации о состоянии обследуемого. Использование систематизированной информации о поведении, высказываниях и сопутствующих реакциях обследуемых лиц.
С целью надежного и содержательного обоснования кадровых решений, применять двухступенчатую технологию психологического обеспечения, направленную на выявление ориентирующих сведений о сотруднике, основывающихся на систематизации внешних проявлений скрытых психологических обстоятельств; определение уточняющей информации с помощью полиграфного исследования. Данная технология позволяет получить информацию об индивидуально и социально-психологических особенностях личности, в том числе и негативных.
Использование полиграфа позволяет отслеживать динамику психофизиологических реакций обследуемого на предъявляемые стимулы, поскольку современный компьютерный полиграф представляет собой аппаратно-программное средство, обеспечивающее перевод физиологических показателей активности дыхательной, сердечно-сосудистой системы, электрической активности кожи и т.д. в электрические сигналы, преобразуемые в физические величины.
В процессе проведения предтестовой беседы полиграфолог сталкивается с различными формами сопротивления. Основной задачей полиграфолога, производящего собеседование, остается получение показаний, в которых содержится достоверная, исчерпывающая доказательственная информация (фактические данные) относительно известных последнему обстоятельств, имеющих значение для исследования.
Изучение особенностей предтестовой беседы как отдельного этапа психофизиологического исследования с использованием полиграфа явилось целью нащего исследования. Достижение цели требует решения следующих задач исследования: дать общую характеристику психологических возможностей выявления скрываемой информации; рассмотреть значение, задачи, цели и приемы, используемые при проведении предтестовой беседы в качестве предварительного этапа.
Психологические возможности выявления скрываемой информации позволяют более качественно производить прием кандидата на работу, проверку действующего персонала. Кадровая проверка работающего персонала, проведение опросов при служебных проверках - длительное, содержательное, непосредственное общение специалиста-полиграфолога с человеком с учетом возраста, пола, уровня образования, опыта профессиональной деятельности, жизненного опыта, уровня общей культуры, интересов и психического состояния, испытываемого в момент беседы.
Важно отметить, что эффективность предтестовой беседы снижается при отсутствии психологического контакта и сормированных, хотябы частично, доверительных отношениях. Необходимо выстраивать деловое общение с учетом анализа коммуникативных ошибок специалиста-полиграфолога. Выстраивая композицию психологического контакта необходимо учитывать, что вынужденный контакт в предтестовой беседе отягощен целевыми противоречиями, остро негативным настроем противоположной стороны переговоров, а нормативная регламентация касается лишь одной из сторон, в отличие от противоположной. Такое отличие от обыденных контактов, как остро негативное отношение субъектов, дает специфический окрас предтестовой беседе.
Нельзя не согласится что контактология как научное направление несомненно имеет интерес для эффективной предтестовой беседы и , соответственно, необходима специальная профессионально-психологическая сотруднику-полиграфологу.
Основные постулаты контактологии нами использовались в рамках подготовки к предтестовой беседе. В частности, разработанная Л.Б.Филоновым «Методика взаимодействия при единичном контакте» при теоретической подготовке к предтестовой беседе позволила эффективно выстраивать межличностное взаимодействие. Мы убедились, что в ряде юридико-значимых ситуациях именно понимание навыков «контактологии», особенно при стратегии, направленной на содействие дают наибольшую эффективность.
Таким образом, необходимо учитывать, что: начинать беседу с дружелюбного, небольшого разговора; пытаться создать чувство взаимности в процессе общения; слушать собеседника внимательно и с симпатией (сочувствием); учитывать возрастные и национальные особенности; обращать внимание на противоречия в указанных сведениях; наблюдать за появлением признаков, указывающих на ложь; в выборе тактики и техники беседы надо учитывать своеобразие мышления собеседника и его психофизиологические особенности; следует отслеживать невербальные реакции партнера по общению, подстраивая свое поведение к его психическому состоянию.
Умение оказывать психологическое воздействие необходимый элемент предтестовой беседы и важный компонент переговорной компетентности полиграфолога. Наблюдение за мимикой, жестами, позой целесообразно осуществлять на этапе предтестовой беседы.
Осуществляя взаимодействие с клиентом, полиграфолог в рамках предтестовой беседы, осуществляет непрерывный мониторинг системы переговорной деятельности. Методология и содержание непрерывного мониторинга системы коммуникативной деятельности формируется на основе анализа совокупности и количественного состава экзогенных и эндогенных кризисогенных факторов, которые особенно ярко проявляются в рамках предтестовой беседы. Мониторинг осуществляется с помощью синхронных механизмов оценки и контроля. При этом анализируется совокупность всех внутренних и внешних условий, определяющих динамику управляемой системы коммуникативной деятельности [5, с.140].
В целом механизм предтестовой беседы состоит из трех структурных составляющих мониторинга:
- механизм непрерывного анализа и оценивания – это гибкая целеориентированная система;
- механизм прогнозирования – процесс рефлексии состояния управляемой системы переговорной деятельности осуществляется на основе анализа и оценивания, обоснует выбор стратегии и формирует перспективу динамики системы при применении данной стратегии.
- механизм контроля реализации прогноза, соответствия его ожидаемым результатам включает в себя прогноз динамики управляемой системы коммуникативной деятельности и контроль и своевременная коррекция изменений, происходящих в системе, измерение достигнутых результатов и соотнесение их с ожидаемыми результатами [2, с.45].
Контроль один из основных механизмов системы. Контроль осуществляется на основе наблюдения за поведением управляемой системы переговорной деятельности и связан с анализом и оцениванием с целью обеспечения оптимального развития последней. На основе данных контроля осуществляется адаптация либо смена стратегий ведения предтестовой беседы, то есть принятие оптимизирующих решений по управлению динамикой системы коммуникативной деятельности. Сам процесс мониторинга целеориентирован на соответствие динамического изменения системы переговоров в рамках предтестовой беседы поставленным целям [3, с.164].
Психологически значимая информация, которую возможно получить в процессе предтестовой беседы, необходимо использовать для определения и прогнозирования действий, поступков опрашиваемого.
В процессе предтестовой беседы необходимо оценивать не только вербальные, но и невербальные проявления личности обследуемого. Известно, что наиболее информативными являются черты лица, а затем уже телосложение, поза, жестикуляция, некоторые индивиды склонны к ролевому поведению и, являясь «отличными лжецами». Однако, «в какой-то момент истинная информация может просочиться в виде другой эмоции (например, страха), бледности или покраснения, различных микровыражений» [9, с. 235].
Проблема выявления лжи или обнаружение неискренности в поведении человека имеет довольно давнюю историю, потому что в основе этого испытания лежит твердо установленный и давно известный факт, что наше телесное состояние, очень тесно и прямо связанно с душевными переживаниями. Исследование с использованием полиграфа – это не только озвучивание вопросов, нажатие клавиш и фиксирование реакций опрашиваемого на предъявленные стимулы. Деятельность полиграфолога начинается задолго до непосредственного тестирования, предтестовой беседы. Специалист, проводящий исследование с использование полиграфа, должен четко представлять комплекс психологических условий для успешного тестирования таких его элементов, как предтестовое, внутритестовое и послетестовое собеседование. Тактически правильно построенное и проведенное собеседование обеспечивает до 50% успеха кадровых проверок с использованием полиграфных устройств [1, с. 356].
Как показывает практика, первое, с чем сталкивается специалист-полиграфолог при знакомстве с опрашиваемым на настороженное отношение к предложению пройти исследование с применением полиграфа. Важно отметить, что обязательным этапом предтестовой беседы является подтверждение обследуемого добровольного согласия на прохождение полиграфной проверки.
Необходимым условием эффективности полиграфных проверок , в частности, предтестовой беседы является получение письменного добровольного согласия обследуемого на прохождение проверки на полиграфе. Получение письменного согласия является превентивнай защитой полиграфолога от возможных в последующем обвинений, в том что проверка была проведена с использованием психологического давления.
Таким образом, проведение предтестовой беседы осуществляется после письменного согласия обследуемого.
На первых этапах предтестовой беседы специалист-полиграфолог может заметить эмоциональное напряжение может выражаться в негативном отношении субъекта как к исследованию в целом, так и к личности специалиста-полиграфолога.
В ходе предтестовой беседы выраженные реакции опрашиваемого на вопросы теста появляются в случае, когда испытуемый убежден, что сокрытие им той или иной информации при тестировании обязательно будет выявлено. В том, насколько удачно отработана именно эта составляющая проводимого опроса, проявляется уровень квалификации специалиста. С момента встречи специалист осознанно или неосознанно формирует отношение опрашиваемого к предстоящему исследованию, которое определяет его дальнейшее поведение при тестировании, выраженность реакций при ответах и, в конечном счете, достоверность результатов.
Важно отметь, что полиграфный комплекс используется в сочетании с другими методами оценки и дополняет их. Особенно важен профилактический эффект, побуждающий сотрудника к достоверным ответам. Чем выше уровень мотивации в сокрытии информации, тем сильнее выражены изменения в нервно-психической сфере обследуемого, тем четче фиксируемые на полиграфе изменения.
Используемый комплекс методик: многофакторные личностные опросники. Полиграф позволяет получить достоверные эмпирические результаты по всем компонентам психологического потенциала личности сотрудника.
Предтестовое собеседование является обязательным этапом специального психофизиологического исследования. Правильность его проведения во многом определяет эффективность всей работы. Оптимальное время проведения – от 30 минут до 1 часа [7, с. 112].
При проведении предтестовой беседы важно отметить, что она является важным предварительным этапом в психофизиологическом исследовании с использованием полиграфа [8, с. 54]. При проведении исследования соблюдаются принципы и нормы профессиональной деятельности полиграфолога: обязательное добровольное согласие кандидата на проведение опроса с применением полиграфа без принуждения со стороны третьих лиц; отсутствие вопросов, связанных с религиозными убеждениями и политическими взглядами; редварительное знакомство обследуемого с тематикой вопросов.
В процессе обследования необходимо учитывать, что исследование в день более трех человек ведет к снижению качества полиграфных проверок. Это связано с тем, что 90% успеха в тестировании обеспечивается профессиональным уровнем полиграфолога. Утомление, возникающее с увеличением количества обследуемых, снижает качество предтестовой и полетестовой бесед. Ослабляется внимание полиграфолога, в результате чего возрастает вероятность пропуска артефактов во время записи.
Существуют отличия предтестовой беседы при проведении скрининга от предтестовой беседы при разбирательстве (расследовании).
При скрининге необходимо подробно обсуждать все факты биографии (родители, близкие родственники, друзья, учеба, интересы), все места работы (кем работал, сколько времени работал, как нашел это место работы, причины увольнения). Проводя предтестовую беседу при скрининговых проверках необходимо учитывать тот факт, что обследуемый может скрывать какую-либо информацию о своей трудовой биографии.
При разбирательстве (расследовании) – сжатый рассказ о биографии, основной упор делается на время, предшествующее исследуемому событию, обсуждение возможных проблем на предыдущих местах работы, аналогичных проверяемому событию. Обследуемый будет рассказывать все о проверяемом событии: непричастный – известные ему сведения о событии без искажения; причастный – удобную ему версию.
Но, несмотря на отличия предтестовых собеседований при проведении скрининга и разбирательства (расследования), задачи, стоящие перед полиграфологом и в том и в другом случаях, идентичны и заключаются в следующем: установление психологического контакта с обследуемым; адаптация обследуемого к процедуре исследования;. определение психологического состояния обследуемого для дальнейшего формирования у него состояния адекватного реагирования; выявление обстоятельств, препятствующих проведению исследования; получение добровольного согласия для проведения исследования; восстановление в памяти событий, связанных с темой исследования; получение дополнительной информации об осведомленности обследуемого по обсуждаемым темам, обсуждение тематики вопросов, которые будут использованы в тестах; убеждение обследуемого в надежности и безопасности метода; оценка адекватности и информативности реакций обследуемого (для этого проводится запись фоновых реакций, стимулирующие тесты, результаты которых обязательно демонстрируются обследуемому).
Ведущие российские полиграфологи (В. В. Коровин, В. Н. Федоренко, О. В. Барышев, А. П. Сошников и др.) являются большими мастерами, можно даже сказать — «художниками» в деле проведения предтестовой беседы, в умении получить необходимую информацию, используя индивидуальный стиль взаимодействия с обследуемым [6, с. 19].
Несмотря на очевидные различия в манере проведения предтестовой беседы, можно выделить то общее, что объединяет всех высококвалифицированных специалистов, а именно принцип индивидуализации беседы. Так, с одним обследуемым полиграфолог может беседовать на протяжении часа, а общение с другим ограничить тридцатью минутами. Одного обследуемого специалист может слушать молча, не прерывая и почти не задавая вопросов. Высказывания же другого обследуемого он может поправлять, уточнять, корректировать и т. д.
Иными словами, профессиональный полиграфолог строит контакт с обследуемым непременно с учетом индивидуально-психологических особенностей последнего.
Как правило, специалист оценивает физическое и психическое состояние опрашиваемого с помощью визуального наблюдения за реакциями опрашиваемого в процессе проведения предварительной беседы [4, с. 106]. Это позволяет специалисту определить уровень эмоциональной напряженности опрашиваемого; особенности его реагирования на те или иные вопросы, на ту или иную информацию, обсуждаемую в беседе: способность контролировать движения физического тела; способность контролировать эмоциональные реакции: способность вести связную беседу.
С нашей точки зрения, максимально выраженные реакции опрашиваемого на вопросы теста появляются в случае, когда опрашиваемый убежден, что сокрытие им той или иной информации при тестировании обязательно будет выявлено. С момента встречи специалист формирует отношение опрашиваемого к предстоящему опросу, которое определяет его дальнейшее поведение при тестировании, выраженность реакций при ответах и, в конечном счете, достоверность результатов.
На этапе предтестового собеседования специалист использует «психологическую стимуляцию» на протяжении всего опроса.
Специалист-полиграфолог называет физиологические показатели, контролируемые с помощью полиграфного комплекса, уточняет особенности изменения физиологических реакций при недостоверных ответах, неизбежность проявления таких реакций, поясняется невозможность сознательного контроля. Например, специалист может рассказать опрашиваемому следующее: «Ваш пульс сейчас составляет, с учетом влияния необычной ситуации, в которой Вы оказались, примерно 80-90 ударов в минуту. Но при попытке солгать на какой-либо вопрос уровень Вашего волнения сильно повысится, и пульс некоторое время будет составлять 100-120 ударов. Полиграф зафиксирует это превышение. По такому же принципу будут изменяться и другие физиологические параметры, а их сочетание нарисует картину, которая позволит мне увидеть вопрос, на который Вы солгали».
В дальнейшем можно обсудить необходимость быть предельно искренним на каждый вопрос теста и обсудить все вопросы, начиная с проверочных, затем контрольных и в конце нейтральных вопросов.
Нами было проведено эмпирическое исследование 124 руководителя ТО МВД России на районном уровне с целью определения влияния предтестовой беседы на эффективность выявления скрываемой информации, достоверные результаты, полученные при использовании полиграфа, а в дальнейшем прогноз профессиональной успешности обследованных руководителей на вышестоящих должностях.
В качестве методов эмпирического исследования были использованы: анализ литературы, посвященной вопросам изучения профессионального психологического отбора с применением полиграфа, научного моделирования; изучения состояния социально-психологического климата в служебном коллективе.
Результаты исследования.
Эмпирическое исследование проводилось с учетом результатов специальных психофизиологических исследований с применением полиграфного комплекса, проведенных в период с 2018 г. по 2019 г.
Факторами риска, подлежащими выявлению при проведении полиграфных проверок, являлись: злоупотребление алкоголем или токсическими веществами; потребление без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ; участие в незаконном обороте наркотических средств или психотропных веществ; участие в незаконном обороте оружия; сокрытие или искажение анкетных данных, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера; склонность к злоупотреблению должностными полномочиями; управление транспортным средством в нетрезвом состоянии.
В 2018 году при выдвижении на вышестоящую должность 51 сотрудник прошел специальное психофизиологическое исследование с применением полиграфа, в 2019 году - 73 сотрудника. Выявлено 6 сотрудников, скрывающих негативную информацию.
По результатам СПФИ в различные подразделения на руководящие должности назначено 25 сотрудников, у которых отсутствуют вышеуказанные факторы риска, что обусловлено их психологическими особенностями, а также качественным проведением предварительного этапа тестирования как предтестовая беседа, которая является одним из критериев прогнозирования успешности сотрудника к предполагаемой служебной деятельности. В дальнейшем было изучено состояние социально-психологического климата в подразделениях, куда были назначены данные руководители. Во всех подразделениях социально-психологический климат зафиксирован как «благоприятный».
В результате проведенных исследований мы пришли к выводу, что психологическая подготовка обследуемого во время предтестовой беседы чрезвычайно важна для последующего построения и определения порядка предъявления проверочных тестов, так как обеспечивает выполнение стимулами (многообразие которых отражает та или иная методика) их подлинной функции. Именно на этапе проведения предварительной беседы полиграфолог принимает решение о целесообразности или нецелесообразности проведения исследования с применением полиграфа, определить возможность получения достоверных выводов по результатам опроса. Значительно затруднено качественное и эффективное проведение непосредственного тестирования на полиграфном устройстве без проведения предтестовой беседы, которую необходимо рассматривать как отдельный и обязательный этап специального психофизиологического исследования с использованием полиграфа.
В заключении необходимо отметить, что фундаментальным качеством полиграфного исследования является не только его высокая эффективность в работе с кадровым составом МВД России, но и объективность его оценки, то есть общепринятое представление о полиграфе как об универсальном, высококачественном и действенном инструменте определения истины.
Технология психологической оценки руководителей ОВД, применяемая в Академии управления МВД России, позволяет с достаточной степенью надежности оценивать компоненты психологического (управленческого) потенциала кандидатов на основе эмпирически верифицированной концепции десяти компонентов психологического потенциала руководителя ОВД.
Таким образом, с целью повышения валидности и надежности получаемых результатов целесообразно разрабатывать и использовать систему комплексного тестирования. Внедрение полиграфов в практическую деятельность психологов дает возможность объективизировать данные психологического тестирования, существенно повысить его эффективность. Такое усовершенствованное тестирование с помощью психологических и психофизиологических методов исследования личности весьма перспективно, например, при отборе в основные службы ОВД.
Психологически грамотное применение предтестовой беседы в процессе полиграфных проверок позволит усовершенствовать процедуру подбора надежных, лояльных, компетентных и благонадежных сотрудников и повысить эффективность принятия кадровых решений.
1. Варламов В.А., Варламов Г.В. Компьютерная детекция лжи/ Москва: Издательство: Илигар, Орисет, 2010.
2. Вахнина В. В., Бобкова И. Е. Взаимосвязь индивидуально- личностных качеств руководителей и особенностей реализации ими управленческой деятельности на начальном этапе развития карьеры // Психопеда гогика в пра воохра нительных орга на х / Омска я а ка демия МВД России. – 2019. – Том 24. № 1(76). – С.41– 48.
3. Вахнина В. В. Коммуникативные аспекты интуиции в структуре саморегуляции профессиональной деятельности инспекторов ДПС // Психопеда гогика в пра воохра нительных орга на х / Омска я а ка демия МВД России. – 2019. – Том 24. № 2(77). – С.158– 165 .
4. Дашко М.Н., Виноградов М.В. Профессиональный психологический отбор на службу в органы внутренних дел: но- вый подход к изучению личных и деловых качеств граждан, поступающих на службу в подразделения МВД // Психопедагогика в правоохранительных органах - 2015, № 3(62).
5. Кубышко В. Л., Крук В. М., Вахнина, В. В. Федотов А.Ю. Интеграция психологических и информационных технологий в рамках метода ситуативно-образного моделирования проблемных ситуаций специалистов силовых структур // Психология и право. – 2018. – Том 8. – № 4. – С. 128-141.
6. Материалы международной научно-практической конференция специалистов-полиграфологов «Научно-теоретические подходы прикладное применение в практике инструментальной детекции лжи в борьбе с преступностью и работе с кадрами» - Сочи, 2015.
7. Обухов А.Н., Обухова И.П. «Теоретические и методические основы применения полиграфных устройств» - Домодедово, 2012.
8. Пеленицын А. Б., Сошников А. П. Современные технологии применения полиграфа. Подробное руководство для полиграфологов-практиков - М., 2015.
9. Экман П. Психология лжи - Санкт-Петербург: Издательство "Питер", 2018.