ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ЭЛЕКТРОННОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ПРИ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЕ ОБУЧЕНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Повышение качества образования будущих специалистов требует поиска новых форм проведения учебных занятий. Сокращение аудиторного времени влечет за собой увеличение времени, отведенного на самостоятельную работу студентов. Электронное сопровождение учебных курсов в виде учебно-методических материалов должно обеспечивать внеаудиторную работу студентов. Принцип открытости и доступности обучения обеспечивается доступом всех участников образовательного процесса к электронным образовательным ресурсам по изучаемым дисциплинам. Данная статья посвящена внедрению системы дистанционного обучения в Сибирском государственном университете путей сообщения (СГУПС). В статье описан опыт преподавательского состава кафедры «Графика» в организации электронного сопровождения учебных дисциплин при дистанционной форме обучения на примере раздела «Инженерная графика» дисциплины «Начертательная геометрия и инженерная графика», предназначенной для студентов факультета «Управление транспортно-технологическими комплексами» СГУПС. Подчеркнута роль электронных учебных пособий и видеороликов учебного назначения.

Ключевые слова:
вуз, дистанционная форма обучения, дисциплины графического цикла, электронное сопровождение учебных дисциплин
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

При дистанционной форме обучения  взаимодействие преподавателей со студентами происходит на расстоянии с помощью Internet-технологий. Дистанционное обучение  является самостоятельной формой обучения, в которой информационные технологии являются ведущим средством обучения.

Весна 2020 г. запомнится всем преподавателям вынужденным переходом на дистанционную форму образования из-за пандемии коронавирусной инфекции. К сложившейся в марте ситуации никто из преподавателей кафедры «Графика» СГУПС готов на 100% не был. Но многие преподаватели кафедры имели разработанные  и зарегистрированные в ОФЭРНиО электронные учебные пособия, которые очень пригодились в данный период.

Несколько лет назад коллектив преподавателей кафедры выиграл и успешно защитил грант Сибирского государственного университета путей сообщения «Разработка дидактического модуля «Мультимедийный учебный курс по графическим дисциплинам»», объектом разработки которого являлся сборник электронных учебных и учебно-методических пособий, ориентированный на использование медиаресурсов и информационных сетей. Целью данного проекта было создание, наполнение и систематизация базы электронных учебно-методических материалов по графическим дисциплинам, а также внедрение в учебный процесс современных электронных средств [1]. Защитив грант, коллектив кафедры продолжил работу в данном направлении. В настоящее время преподавательским составом кафедры создана и широко применяется в учебном процессе кафедральная библиотека электронных учебных пособий. Экземпляр всех электронных пособий есть в библиотеке СГУПС.

В нашем университете система управления обучением представлена электронной образовательной средой Moodle, которая обеспечивает современные технологии дистанционного обучения [2, 3].

При вынужденном переходе на дистанционную форму образования преподавателям требовалась срочная корректировка наполнения электронного сопровождения  учебных курсов в moodle3. На рис. 1 приведен пример организации электронного пространства дисциплины «Начертательная геометрия и инженерная графика» (раздел учебно-методическое сопровождение раздела «Инженерная графика»).

Данный раздел предназначен для студентов факультета «Управление транспортно-технологическими средствами», обучающихся по  направлению 23.05.01 «Наземные транспортно-технологические средства», специализация «Подъемно-транспортные, строительные, дорожные средства и оборудование». Студенты данной специализации изучают дисциплину «Начертательная геометрия и инженерная графика» в течение трех семестров. Традиционно, первый семестр отводится на изучение начертательной геометрии, второй и третий – на инженерную графику.

Перед преподавателями стояла задача: обеспечить удобное, полное и эффективное использование образовательного контента при помощи Internet-технологий. В раздел учебно-методического сопровождения раздела «Инженерная графика» были добавлены электронные учебные и методические пособия, видеоуроки, электронные плакаты, справочная литература и ГОСТы. При очной форме обучения дополнительные учебно-методические материалы использовались при проведении практических занятий. Возможности видеоуроков обеспечили их активное применение в учебном процессе. Видеоуроки монтировались и выкладывались в Moodle по мере необходимости – прохождения нового учебного материала. В них отражались основные приемы работы с программным комплексом Solid Works, этапы выполнения трехмерных моделей и оформления чертежной документации. Лекционный материал представлен в виде презентаций, в которые легко вставляются видеоролики.

Освоение дисциплины оценивается по фондам оценочных средств, которые, как правило, состоят из индивидуальных графических заданий, контрольных работ и тестов. Для приема заданий на проверку организованы директории с соответствующими названиями (рис. 2). Moodle позволяет писать рецензию и замечания на проверенные работы.

Дисциплины графического цикла имеют свою специфику. Визуализация учебной информации – один из самых эффективных способов повышения скорости обучения [1, 2, 4].  При корректировке электронного сопровождения учебных дисциплин максимально использовались мультимедиа лекции, видеоуроки, учебные презентации, электронные учебные пособия, практикумы, справочники и т.д. Положительным моментом являлся тот факт, что при дистанционном обучении студенты могут выбирать время, место и продолжительность учебных занятий. В таком разнообразии форм самостоятельной работы повышается ответственность студентов и возможность выбора самостоятельной образовательной траектории [3, 4, 5, 6].

Основными формами дистанционного обучения являются: обучение в режиме online и в режиме offline. Во время учебных занятий в режиме online преподавателями нашей кафедры использовались Чат-сессии со студентами (рис. 3), т.е. и студенты, и преподаватели одновременно имели доступ к чату, в котором могли общаться, задавать вопросы, консультироваться и т.д. Свободный доступ к учебным и методическим материалам осуществляется и из сети Internet для всех студентов, подписанных на данный курс. В режиме offline студенты могли пользоваться всеми учебно-методическими материалами, выложенными в курс учебной дисциплины в Moodle, а также общаться в Форуме (рис. 3).

Данный курс ни на что не претендует. Работа еще ведется. Это всего лишь обмен опытом. Следующий 2020–21 учебный год начнется с первого семестра. Необходимо подготовить учебно-методическое наполнение для изучения начертательной геометрии в 1 семестре (лекции в видеоформате и электронное сопровождение для практических занятий с пошаговыми инструкциями), а также видеоуроки для студентов, изучающих раздел «Начертательная геометрия и инженерная графика» в 3 семестре.

Данный обмен опытом с коллегами по актуальным вопросам преподавания и роли графо-геометрических дисциплин в инженерном образовании, считаю необходимым. Спасибо издательству журналов «Геометрия и графика» и «Журнал технических исследований» за возможность общения по волнующим вопросам [7, 8, 9, 10, 11, 12] и организаторам интернет-конференций по вопросам качества графической подготовки.

На кафедре «Графика» Сибирского государственного университета путей сообщения была предпринята попытка организации мультимедийного учебно-методического комплекса, ориентированного на новейшие технологии обучения. Во время проведенной работы преподавательским составом кафедры решались несколько задач, основными из которых являлись: создание базы электронных учебных пособий по дисциплинам графического цикла, переход образовательной среды на дистанционную форму обучения, а также анализ современного геометро-графического образования в техническом вузе [2, 6, 8, 9, 12].

Разработка подобных мультимедийных учебно-методических комплексов является актуальным направлением, обеспечивающим переход на цифровой уровень обучения [1, 3, 4, 6].

В результате кафедра успешно преодолела переходный этап и успешно работает в дистанционной форме в области инженерно-графической подготовки студентов.

Список литературы

1. Петухова А.В., Болбат О.Б., Андрюшина Т.В. Теория и практика разработки мультимедиа ресурсов по графическим дисциплинам / А.В. Петухова, О.Б. Болбат, Т.В. Андрюшина. – Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2018. – 76 с.

2. Болбат О.Б Современное графическое образование в техническом вузе (на примере обзора графических работ студентов СГУПС) / Болбат О.Б. // Современный взгляд на будущее науки / Сборник статей Международной научно-практической конференции. – 2015. – С. 127–132.

3. Петухова А.В. Компьютерное проектирование: опыт организации непрерывной системы обучения графическим дисциплинам Петухова А.В., Болбат О.Б. // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации: материалы научно-практической конференции (заочной) с международным участием. – 2014. – С. 440–446.

4. Петухова А.В. Визуальный контент дисциплины: формы и подходы к разработке / Петухова А.В. // Актуальные проблемы совершенствования высшего образования: тезисы докладов XIV Всерос. научно-методической конф. (Ярославль, 31 марта 2020 г.). – Ярославль: Филигрань, 2020. – С. 248–250.

5. Сергеева И.А. Проектирование и организация образовательной траектории студента при обучении графике // Материалы XXXI Всерос. науч.-метод. конф. с международным участием «Актуальные проблемы модернизации высшей школы: резервы отечественной высшей школы в совершенствовании профессиональной подготовки специалистов» (Новосибирск, 29 января 2020 г.) / Сиб. гос. ун-т путей сообщения. – Новосибирск: Изд-во СГУПС, 2020. – С. 283–286.

6. Петухова А.В. Образовательное пространство кафедры графического цикла в условиях глобальной цифровизации образования // Профессиональное образование в современном мире. – 2019. – Т.9, №2. – С. 2786–2795.

7. Сальков Н.А., Вышнепольский В.И. О перспективах журнала «Геометрия и графика» // Журнал технических исследований. – 2017. – Т. 3, № 2. – С. 40–56.

8. Игнатьев С.А. Опыт разработки электронных средств обучения для преподавания геометро-графических дисциплин / С.А. Игнатьев, О.Н. Мороз, З.О. Третьякова, А.И. Фоломкин // Геометрия и графика. – 2017. – Т. 5, № 2. – С. 84–92. – DOI: 10.12737/ article_5953f362d92c46.58282826

9. Федосеева М.А. Методика подготовки студентов технических вузов графическим дисциплинам [Текст] / М.А. Федосеева // Геометрия и графика. – 2019. – Т. 7, №1. – С. 68–73. – DOI: 10.12737/article_5c91fed8650bb7.79232969

10. Сальков Н.А. Интернет-конференция по инженерной геометрии // Журнал технических исследований. – 2019. – Т. 5, № 2. – С. 33–37.

11. Игнатьев С.А., Третьякова З.О., Фоломкин А.И. Технологии тестирования в оценке предметной готовности студентов к изучению геометро- графических дисциплин вуза [Текст] // Геометрия и графика. – 2019. – Т. 7, № 4. – С. 65–75. – DOI: 10.12737/2308-4898-2020-65-75.

12. Усатая Т.В., Дерябина Л.В., Решетникова Е.С. Современные подходы к проектированию изделий в процессе обучения студентов компьютерной графике [Текст] // Геометрия и графика. – 2019. – Т. 7, № 1. – С. 74–82. – DOI: 10.12737/article_5c91fd2 bde0ff7.07282102.

Войти или Создать
* Забыли пароль?