ИНТЕГРИРОВАНИЕ CAD ПРОГРАММ В ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТА SMARTMOTO
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В данной работе рассматривается применение CAD программ в гибком производственном процессе для оптимизации производства прототипа электромотоцикла студенческой команды SmartMoto Polytech.

Ключевые слова:
моделирование, прототипирование, проектирование, производство
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

SMC Polytech – команда молодых инженеров, учащихся Московского политехнического университета. Мы разрабатываем электромотоциклы и участвуем на них в международных соревнованиях Smart Moto Challenge в Барселоне, Испания [1, 2]. За год команде студентов необходимо разработать и сконструировать электромотоцикл, который, впоследствии, будет проходить динамические и статические испытания на гонке перед руководителями и инженерами иностранных компаний в области электротранспорта и смежных областей. Команда проводит огромную работу: помимо расчетов и сборки студенты сами производят большую часть деталей, которые используют в своем байке. Электротранспорт − это новое, быстроразвивающееся и перспективное направление, на которое ориентируются всё больше крупных производителей.

В данной статье мы попытались изложить наш успешный опыт в интегрировании CAD программ (в частности, SolidWorks) в производственный процесс на примере нашего проекта.

SolidWorks (Солидворкс) [3] – программный комплекс систем автоматизированного проектирования для автоматизации работ промышленного предприятия на этапах разработки технологической и конструкторской документации для производства. Обеспечивает разработку изделий любой степени сложности и назначения. Продукт разработан французской компанией Dassault systemes в 1995 г.

Включает в себя модули для проектирования твердотельных 3D моделей, создания электрических схем (SW Electrical), проведения прочностных и аэродинамических  расчётов, модуль CAM, средства для контроля качества и др. [4].

SolidWorks (далее SW) очень схож с другими CAD (Autodesk Inventor, KOMPAS 3D, T-Flex), однако, этот продукт имеет некоторые преимущества, которые стали определяющими в выборе ПО. У команды был опыт работы с другими программами, но все они по определённым критериям не подошли.

Сейчас мы используем SW для создания подробных 3D моделей, составления технической документации, чертежей [5, 6], проведения расчётов на прочность [7], создания рендеров и проектирования технологического процесса, написания управляющих программ для оборудования с ЧПУ.

Во время проектирования пятого прототипа нам пришлось задуматься о возможностях оптимизации производственного процесса. Это сильно экономит время на создание прототипа и повышает его качество.

В прототипе байка мы используем в качестве несущей конструкции стальную раму, изготовленную из труб. Так как это главный элемент конструкции, к ней предъявляются повышенные требования по точности и качеству изготовления.

Производственный процесс включает в себя такие пункты:

1)    резка и подготовка труб;

2)    торцевание труб для их взаимной стыковки;

3)    базирование труб на стапеле с помощью технологической оснастки;

4)    сварка.

Из всех этих процессов наибольшую сложность для нас представляет процесс торцевания и подготовки труб.

Торцевание – это процесс обрезки краёв труб, необходимый для их последующей плотной стыковки. Это так же помогает улучшить качество сварных швов и лёгкость их создания.

Для совершения этой операции мы используем торцеватель ленточного типа со сменными вальцами – оснасткой (рис. 1). Процесс выглядит следующим образом.

Необходимая длина заготовки вычисляется при помощи инструмента измерений в SW. После этого труба, отрезанная на лентопильном станке, устанавливается в зажимы торцевателя, предварительно отрегулированные на нужный угол. После этого начинается процесс торцевания. В этом месте мы сталкиваемся с проблемами.

1. Очень сложно определить момент, когда деталь станет необходимой формы и размеров.

2. При создании труб, которые имеют стыковку с двумя и более трубами сложно определить взаимное расположение стыков труб.

В связи с этим нам пришла идея оптимизировать этот процесс. Мы изготавливаем «развёртку» трубы в месте необходимого соединения. После чего распечатываем на бумаге и наклеиваем её на участок трубы. В результате получаем видимый контур, который необходимо получить в результате торцовки.

Процесс создания развёртки выглядит следующим образом:

  1. По существующей 3D модели рамы мы выбираем необходимую трубу.
  2. Труба изолируется из сборки
  3. Создаётся необходимая система координат, выбирается плоскость.
  4. В этой системе мы выбираем плоскость, перпендикулярную оси трубы с помощью нескольких построений.
  5. В этой плоскости мы производим вырез кромки с одной стороны величиной 0,1 мм.
  6. В результате данной оптимизации нам удалось сократить время изготовления рамы на неделю, качество сварочных швов существенно улучшилось. Качественно торцованные трубы гораздо легче выставлять на стапеле. Построенная рама прошла проверку в «боевых» условиях. Нам удалось одержать победу в соревнованиях.

    Известная гонщица Анастасия Нифонтова (неоднократный призёр многочисленных соревнований, таких как DAKAR) на нашем мотоцикле установила рекорд скорости на электромотоцикле на фестивале «Байкальская миля».

Список литературы

1. Smart Moto Challenge v5. YouTube [электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=pQJiBPdD3Rg . – Загл. с экрана.

2. Barcelona. SmartMoto Challenge MAMI team. YouTube [электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=fGAvJT6bN6o . – Загл. с экрана.

3. SolidWorks. Электронная энциклопедия Wikipedia [Электронный ресурс]. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/SolidWorks . – Загл. с экрана.

4. Алямовский А.А. SolidWorks 2007/2008. Компьютерное моделирование в инженерной практике/ А.А. Алямовский, А.А. Собачкин, Е.В. Одинцов, А.И Харитонович, Н.Б Пономарев – Санкт-Петербург: БХВ-Петербург, 2008. – 1040 с.

5. Поликарпов Ю.В. Содержание вузовского курса начертательной геометрии в эпоху третьей промышленной революции // Геометрия и графика. – 2018. – №3. – С. 49–55. – DOI: 10.12737/article_5bc453447db654.91666264

6. Харах М.М., Славин Б.М., Козлова И.А., Гусева Т.В. Построение линии пересечения некоторых сложных поверхностей // Геометрия и графика. – 2015. – №2. – С. 38–45. – DOI: doi.org/10.12737/12167

7. Савельев Ю.А., Черкасова Е.Ю. Вычислительная графика в решении нетрадиционных инженерных задач // Геометрия и графика. – 2020. – №1. – С. 33–44. – DOI: https://doi.org/10.12737/2308-4898-2020-33-44.

Войти или Создать
* Забыли пароль?