В статье рассматривается сбалансированная система показателей, используемых в стратегическом планировании. Приведены частные и обобщающие показатели базовых и функциональных стратегий, а также показатели стратегического плана. Дана структура и критерии оценки эффективности центров ответственности предприятия, а также приведен пример матричной информационной модели планового отдела завода.
показатель, система, сбалансированная система, стратегическое планирование.
В современных условиях фирма может успешно адаптироваться к рыночной конъюнктуре и превосходить конкурентов по качеству продукции, скорости и гибкости предоставления услуг, по широте ассортимента или доступным ценам продукции, если будет получать информацию о всех аспектах хозяйственной деятельности компании и внешний среде для своевременного и обоснованного принятия управленческих решений. Поэтому на первый план выходит стратегическое планирование, центральной задачей которого выступает разработка целей развития предприятия на перспективу и формирование стратегического плана на 10-15 лет.
Процесс разработки стратегического плана включает пять основных этапов:
I этап — стратегический анализ положения предприятия в отрасли (регионе), его ресурсного потенциала;
II этап — целеполагание, разработка миссии предприятия и иерархического графа типа «дерево целей»;
III этап — стратегический выбор, разработка базовых, функциональных стратегий, определение стратегических альтернатив;
IV этап — контроль и выявление основных проблем при реализации стратегии;
V этап — формирование структуры и показателей стратегического плана и его уточнение в сводном текущем тактическом плане (бизнес-плане).
Наряду с разработкой стратегического плана развития корпорации очень важна его успешная реализация на основе использования соответствующих инструментов. Назовем важнейшие из них.
Методы стратегического планирования. В последние годы в арсенале стратегического планирования и управления разработаны и используются на практике специальные методы: разработка сценариев, моделирование, прогностические гипотезы, построение матриц, экспертные оценки.
Система сбалансированных показателей (ССП) стратегического плана позволяет количественно оценить как цели развития фирмы, так и характер принимаемых долгосрочных стратегий. ССП была разработана Р. Капланом и Д. Нортоном в 1992 г. с целью повышения результативности работы руководимой ими компании. По мнению авторов, ССП дает возможность руководителям компании связать стратегию, принятую в плане, с набором показателей, определяющих деятельность подразделений всех уровней управления, и довести содержание стратегического плана до каждого сотрудника на основе его мониторинга и организации обратной связи. ССП позволяет учитывать инициативы работников низших звеньев управления по успешной реализации принятой стратегии. По данным журнала «Fortune», уже через десять лет ССП превратилась в инструмент успешной реализации стратегий в 402 компаниях, входящих в рейтинг Fortune-500. Среди них корпорации Coca-Сola, General Electric, Boeing, Samsung Electronic и др. Американская компания Mobil Marketing & Refining после внедрения ССП переместилась с последнего места в отрасли на первое, а компания Cigna Property превратилась из убыточной в высокодоходную с оборотом 3 млрд долл.
1. Каплан Р.С., Нортон Д П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. — М.: Олимп-бизнес, 2010.
2. Марк Б. Сбалансированная система показателей. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.
3. Нильс О. Сбалансированная система показателей. — М.: Диалектика, 2006.
4. Федоренко Е. Сбалансированная система показателей эффективности деятельности предприятия // Риск. — 2010. — № 2.
5. URL://http://www.interpace.ru/home asparted