ГОУ ВО МО “Московский государственный областной университет"
, Россия
В статье рассматриваются дидактические аспекты формирования функциональной грамотности школьников в процессе обучения химии. В статье отражено понятие смыслового чтения по химии, содержание которого рассматривается в контексте функциональной грамотности. В статье обращается внимание на то, что большая часть школьников испытывают серьезные трудности с грамотностью чтения химических текстов и использованием прочитанного как в практике обучения, так и в жизни. Выявлены структурные компоненты разработки заданий: контекст, химическое содержание задания и мыслительная деятельность. Приведены примеры заданий, раскрывающие качество понимания текста, а также методические подходы к формированию функциональной грамотности школьников в процессе обучения химии на профильном уровне.
функциональная грамотность, естественнонаучная грамотность, профильная школа, углубленный уровень, смысловое чтение, структурные компоненты функциональной грамотности, примеры заданий по химии
1. Ахметов Н.С. Неорганическая химия: Учебное пособие для учащихся 8–9 классов школ с углубленным изучением химии. – М.: Просвещение, 1988. – 400 с.
2. Волкова С.А. Дидактические аспекты проектирования школьного учебника химии // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2016. – № 2. – С. 33–47.
3. Волкова С.А. Дидактико-методические проблемы современного образования // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2017. – Т. 2. – № 4 (42). – С. 77–84.
4. Волкова С.А., Лисовская Л.П. Организация обучения школьников через университетские профильные классы // Международная научная Интернет-конференция «Задачи и перспективы обучения химии в профильной школе», 18-24 апреля 2012 : Сб. научных работ Полтавского нац. пед. ун-та им. В.Г. Короленко, ч. 1. – Полтава, 2012. – С. 32–38.
5. Волкова С.А., Тараканова Н.А. Влияние информационно-предметной среды на процесс формирования научной грамотности школьников по химии // Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Современное состояние и пути развития информатизации образования в здоровьесберегающих условиях», 10 ноября 2016 г. Москва. Сетевое издание «Ученые записки ИУО РАО». – 2016. – Выпуск 4(60). – С. 51–54. URL: http://iuorao.com/setevoe-izdanie/vypuski-izdaniya.html
6. Герус С.А. Теория и практика рационализации процесса обучения химии в средней школе: Монография. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. – 160 с.
7. Еремин В.В. Химия: Углубленный уровень: 11 класс: учебник / В.В. Еремин, Н.Е. Кузьменко, А.А. Дроздов, В.В. Лунин; под ред. В.В. Лунина. – 7-е изд. – М.: Дрофа, 2020. – 477 с.
8. Калина И.И. Учительская газета. – 2018. – № 6.
9. Леонтьев А.А. Педагогика здравого смысла. Избранные работы по философии образования и педагогической психологии / сост., предисл., коммент. А.А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2016. – 528 с.
10. Основные результаты международного исследования PISA-2015 // Центр оценки качества образования ИСРО РАО. – URL: www.centeroko.ru (дата обращения: 11.06.2019).
11. Пентин А.Ю., Никифоров Г.Г., Никишова Е.А. Основные подходы к оценке естественнонаучной грамотности // Отечественная и зарубежная педагоги-ка. – 2019. – Т. 1. – № 4 (61). – С. 80–97.
12. Суматохин С.В. Формирование у учащихся навыка смыслового чтения при обучении биологии // Педагогическое образование и наука. – 2015. – № 1. – С. 12–16.
13. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» №204 от 7 мая 2018 года Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027.
14. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования // Федеральные государственные образовательные стандарты.
15. Magomed Abdurazakov, Svetlana Volkova, Djavanshir Gadjiev, Olga Lyaginov. The Concept Of Electronic Learning With The Application Of Digital Technologies // Proceedings of the International Scientific Conference Innovative Approaches to the Application of Digital Technologies in Education and Research (SLET-2019). Stavropol-Dombay, Russia, May 20-23, 2019. Vol-2494 urn:nbn:de:0074-2494-6 – ISSN 1613-0073. http://ceur-ws.org/Vol-2494/paper_1.pdf
16. Volkova S.A. Theory and practice of updating the content of education in chemistry and teaching methods, in view of modern science and technology achievements / S.A. Volkova // Espacios, 2018, V. 39, No. 05, pp. 32.