ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОССИИ КАК ЕДИНОЙ ТУРИСТСКОЙ ДЕСТИНАЦИИ (НА ОСНОВЕ ЗАРУБЕЖНОЙ МЕТОДИКИ)
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В рамках данной статьи под туристской дестинацией понимается территория со всевозможными удобствами, средствами обслуживания и услугами для удовлетворения нужд и потребностей достаточно широкой группы туристов. В отечественной практике для определения состояния и уровня развития туристкой дестинации чаще всего используются методы стратегического анализа, такие как, например, PEST и SWOT. В зарубежной практике для подобной оценки применяют систему показателей конкурентоспособности туристской дестинации. Данная система включает в себя 14 независимых групп показателей. Для удобства их использования в процессе анализа и максимального приведения к традиционной системе стратегических показателей следует рассматривать как показатели внешнего окружения туристской дестинации; показатели ресурсного потенциала туристской дестинации; показатели туристской инфраструктуры. В качестве эмпирической базы авторами статьи использовались данные Росстата, характеризующие факторы, оказывающие непосредственное влияние на сферу туризма. В частности, к факторам внешнего окружения можно отнести: обеспечение экологической устойчивости; состояние экономики и ее влияние на уровень жизни населения; развитие человеческого потенциала. К ресурсному потенциалу туристской дестинации относятся природные и культурные ресурсы. Инфраструктуру туристской дестинации характеризует состояние и развитие транспортной сети; телефонной сети; ИКТ-технологий; сети коллективных средств размещения; состояние внутренней безопасности в регионе. Все показатели представлены в динамике. По ряду показателей приведены международные сравнения. На основе полученных результатов и данных из зарубежных источников авторами сделан вывод о конкурентоспособности России как единой туристской дестинации.

Ключевые слова:
туристская дестинация, инфраструктура, внутренняя среда, внешнее окружение
Текст

Любую туристскую дестинацию следует рассматривать как открытую систему, находящуюся в постоянном взаимодействии с внешним окружением. Поскольку факторы внешнего окружения не поддаются непосредственному изменению со стороны данной системы, то процесс управления в этом случае сводится к учету их влияния. Перспективы, которые открываются для развития туристской дестинации, следует использовать; угрозы – предупреждать и по возможности нивелировать [2].

Список литературы

1. Федеральный закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (в ред. посл. изм. и доп.).

2. Харитонова, Т.В. Стратегическое планирование: учеб. пособие. – М.: МГУС, 2007.

3. Chen, Ch.-M., Chen Sh. H., Lee H.T. Assessing Destination Image Through Combining Tourist Cognitive Perceptions with Destination Resources // International Journal of Hospitality & Tourism Administration. Volume 11, Issue 1, February 2010, pages 59-75.

4. Chen, Ch.-M., Chen, Sh. H., Lee H.T. The destination competitiveness of Kinmen´s tourism industry: exploring the interrelationships between tourist perceptions, service performance, customer satisfaction and sustainable tourism // Journal of Sustainable Tourism. Volume 19, Issue 2, February 2011, pages 247-264.

5. Dwyer, L., Kim, Ch. Destination Competitiveness: Determinants and Indicators // Current Issues in Tourism. Volume 6, Issue 5, October 2003, pages 369-414.

6. Hallmann, K., Müller, S., Feiler, Sv. Destination competitiveness of winter sport resorts in the Alps: how sport tourists perceive destinations? // Current Issues in Tourism. Volume 17, Issue 4, April 2014, pages 327-349.

7. Hudson, S., Ritchie, Br., Timur, S. Measuring destination competitiveness: an empirical study of Canadian ski resorts // Tourism and Hospitality Planning & Development. Volume 1, Issue 1, April 2004, pages 79-94.

8. Kayar, Ç.H., Kozak, N. Measuring Destination Competitiveness: An Application of the Travel and Tourism Competitiveness Index (2007) // Journal of Hospitality Marketing & Management. Volume 19, Issue 3, March 2010, pages 203-216.

9. Pansiri, J. Tourist Motives and Destination Competitiveness: A Gap Analysis Perspective // International Journal of Hospitality & Tourism Administration. Volume 15, Issue 3, July 2014, pages 217-247.

10. The Travel & Tourism Competitiveness // Edited Jennifer Blanke and Thea Chiesa. // Report 2013.

11. Федеральная государственная служба статистики: официальный сайт. [Электронный ресурс]: URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 01.06.2014; 28.08.2014).

Войти или Создать
* Забыли пароль?