сотрудник
, Россия
УДК 33 Экономика. Экономические науки
Актуальность темы исследования определяется поставленной Президентом Российской Федерации задачей увеличения доли гражданской продукции и продукции двойного назначения, обусловленной необходимостью повышения загрузки мощностей предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК) в условиях снижения доли государственного оборонного заказа. В статье представлены прогнозы вариантов выпуска продукции гражданского и военного назначения на среднесрочный период в части развития ОПК, доказывается необходимость развития диверсификации для обеспечения экономической безопасности предприятий ОПК, раскрываются особенности осуществления диверсификации оборонных предприятий, а также рассматриваются вопросы внесения изменений в постановления Правительства Российской Федерации, необходимых для активизации работ по диверсификации предприятий ОПК.
экономическая безопасность, диверсификация, ОПК, промышленные предприятия, нормативные правовые акты
Актуальность темы исследования определяется поставленной Президентом Российской Федерации задачей диверсификации ОПК России. Доля гражданской продукции, выпускаемой организациями ОПК, к 2020 году должна составить не менее чем 17% от всей промышленной продукции комплекса, к 2025 году – 30%, к 2030 году – 50% [1].
Поставленная задача обусловлена тем, что объем промышленной продукции, произведенной организациями ОПК, в сопоставимых ценах впервые за два десятилетия снизился (на 2,5%) за счет резкого падения выпуска продукции военного назначения (рис. 1).
Рис. 1. Варианты прогноза выпуска продукции гражданского
и военного назначения на среднесрочный период в части развития ОПК
С 2018 года выпуск продукции за счет диверсификации стал увеличиваться. В 2019 году объем гражданской продукции увеличился на 8,9%, а ее доля в промышленности ОПК составила 21% [2]. Таким образом, источник роста продукции ОПК за счет государственного оборонного заказа практически исчерпал свои возможности. В связи с этим диверсификация производства становится единственным путем развития предприятий ОПК, обеспечивающих их экономическую безопасность [3].
Выполнение установленных Президентом Российской Федерации высоких требований к уровню диверсификации ОПК невозможно без проведения
масштабной работы, направленной на совершенствование методов нетарифного стимулирования выпуска продукции гражданского назначения и продукции двойного назначения, активизации интеграции организаций оборонной и гражданских отраслей, использования различных незадействованных резервов предприятий, концентрации ресурсов на перспективных проектах. Необходимость реализации комплексного подхода к диверсификации актуализирует задачу по разработке различных стратегий и организационно-технологических схем перехода организаций к увеличению выпуска гражданской продукции, исследования потенциала совместных инвестиционных программ предприятий, входящих в состав производственной кооперации, проведения анализа ресурсного обеспечения реализации государственной политики в ОПК, в том числе с целью точечного введения различных мер государственной поддержки с учетом уже проводимых мероприятий, а также потенциала финансирования проектов со стороны институтов развития.
Сегодня ключевой задачей становится коммерциализация технологий, бережливое производство, увеличение прибыли для ее инвестирования в новые высокорентабельные производства. Возможно включение в контур диверсифицируемых предприятий внешних команд, обладающих необходимыми компетенциями. При этом потребуется создать современную систему маркетинга для продвижения гражданской высокотехнологичной продукции на внутренний и внешние рынки. Также необходима переориентация предприятий ОПК на новые бизнес-модели и построение новой системы кооперации [4, с. 48].
Диверсификация предприятий ОПК в условиях военно-гражданской интеграции – это трансформация модели бизнеса предприятий. Она направлена на освоение новых рынков продукции гражданского и двойного назначения на основе формирования рыночных компетенций, адаптивности и мобильности предприятий, привлечения субъектов малого и среднего бизнеса к выпуску гражданской продукции и продукции двойного назначения (рис. 2). При этом наиболее эффективно должны использоваться экономический, научно-технологический и производственный потенциал.
Для активации работ по диверсификации предприятий ОПК необходимо внесение изменений в следующие постановления Правительства Российской Федерации [6]:
постановление Правительства РФ от 16 мая 2016 года № 425-8 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации “Развитие оборонно-промышленного комплекса”»;
постановление Правительства РФ от 17 апреля 2018 года № 459 «Об утверждении Правил предоставления субсидии из федерального бюджета в виде имущественного взноса в государственную корпорацию развития “ВЭБ.РФ” в целях компенсации недополученных доходов по кредитам, выдаваемым в рамках поддержки производства высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения организациями оборонно-промышленного комплекса»;
постановление Правительства РФ от 21 января 2020 года № 26 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение выпадающих доходов по кредитам, выдаваемым в рамках поддержки производства высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения организациями оборонно-промышленного комплекса»;
постановление Правительства РФ от 30 марта 2009 года № 265 «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета организациям оборонно-промышленного комплекса субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и государственной корпорации “Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)” на осуществление инновационных и инвестиционных проектов по выпуску высокотехнологичной продукции»;
постановление Правительства РФ от 20 июня 2018 года № 707 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета организациям оборонно-промышленного комплекса на возмещение затрат, связанных с высокопроизводительными вычислениями, включая суперкомпьютерные технологии в интересах создания вооружения, военной и специальной техники»;
постановление Правительства РФ от 14 марта 2017 года № 295 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета организациям оборонно-промышленного комплекса на создание и развитие системы повышения квалификации и переподготовки работников по наиболее востребованным направлениям подготовки на условиях софинансирования»;
постановление Правительства РФ от 14 марта 2017 года № 294 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета организациям оборонно-промышленного комплекса на осуществление мероприятий по мониторингу кадровой обеспеченности организаций оборонно-промышленного комплекса и информационно-аналитической поддержке работ в сфере сохранения и развития кадрового потенциала оборонно-промышленного комплекса»;
постановление Правительства РФ от 30 сентября 2019 года № 1275 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета на возмещение части затрат на внедрение отечественного программного обеспечения в организациях оборонно-промышленного комплекса»;
постановление Правительства РФ от 6 июля 2015 года № 677 «Об утверждении Правил предоставления субсидий организациям оборонно-промышленного комплекса – головным исполнителям (исполнителям) государственного оборонного заказа на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и в государственной корпорации “Банк развития и внешнеэкономической деятельности» (Внешэкономбанк)”»;
постановление Правительства РФ от 27 декабря 2019 года № 1878 «Об утверждении Правил предоставления в 2020–2022 годах субсидий из федерального бюджета организациям оборонно-промышленного комплекса, производящим продукцию станкостроения, для возмещения части затрат, понесенных в период с 2017 по 2022 год на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и государственной корпорации развития “ВЭБ.РФ”, на пополнение оборотных средств и (или) на финансирование текущей производственной деятельности».
Таким образом, стимулирование диверсификации предприятий ОПК на государственном уровне будет способствовать изменению производственно-технологической структуры и обеспечению загрузки мощностей предприятий ОПК, что обеспечит их прибыльную работу и экономическую безопасность предприятий ОПК России.
1. Перечень поручений Президента РФ от 17 февраля 2018 года № Пр-288 по итогам совещания по вопросу диверсификации производства продукции гражданского назначения организациями ОПК. Доступ из справочно-правовой системы «Гарант» (дата обращения: 14.10.2020).
2. Бочкарев О. Доля гражданской продукции в ОПК в 2019 году составляет 21% // ТАСС. URL: https://tass.ru/ekonomika/6458530 (дата обращения: 14.10.2020).
3. Титов О.А., Цветцых А.В., Данильченко Ю.В. Модель проектирования вертикально интегрированной корпоративной структуры оборонно-промышленного комплекса // Менеджмент социальных и экономических систем. 2017. № 4. С. 18–25.
4. Подоляк О.О., Кузьмин В.В. Диверсификация как механизм обеспечения экономической безопасности реального сектора экономики России // На страже экономики. 2017. № 3 (3).
5. Механизмы диверсификации промышленных предприятий России в условиях военно-гражданской интеграции: маркетинговый аспект / С.С. Голубев, Т.А. Беркутова, Е.Е. Шурукова, С.К. Гасанбеков // Финансовая экономика. 2020. № 8. С. 36–40.
6. Фролов И.Э. Диверсификация ОПК: цель, промежуточный этап или средство развития? // Новый оборонный заказ. Стратегии. 2019. № 4. С. 74–77.