Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Переход массового, крупносерийного производства на изготовление индивидуальных или малых серий модифицированных продуктов, являвшийся объектом научных дискуссий на протяжении более тридцати лет, был широко реализован на практике. Этот переход и совокупность инструментов его реализации получили название кастомизации. Однако, несмотря на то что кастомизации посвящены труды многих зарубежных и отечественных ученых, методы кастомизации используют крупные и малые компании, консалтинговые компании предлагают соответствующие проекты, единого подхода к определению сущности кастомизации, ее места в современной концепции управления компанией не выработано. В статье представлено обобщение научных подходов к трактовке кастомизации. Автором изучена эволюция научных представлений о кастомизации, сложившихся в России и за рубежом и предложено выделять два основных подхода к определению сущности кастомизации и сформулировано уточненное определение кастомизации. Показано, как кастомизация из элементов маркетинговой деятельности становится альтернативной и/или дополняющей маркетинг концепцией, определяющей формирование современных бизнес-процессов и выбор технологий производства и обслуживания. Приведена обобщенная классификация видов кастомизации.

Ключевые слова:
маркетинг, кастомизация, потребитель, стратегия, тенденция
Текст

Известные в социологии концепция третьей волны и соответствующая ей модель просьюмерского потребления Э. Тоффлера строятся на особенностях поведения современного активного потребителя [13]. Потребитель становится просьюмером, это название происходит от соединения английского перевода терминов «потребитель» и «производитель», что означает объединение их функций. Согласно этой модели, после того как стандартные товары и услуги перестанут удовлетворять потребительский спрос, дальнейшее наращивание оборотов перепроизводства станет возможным благодаря кастомизации [8]. Предпосылкой кастомизации ряд исследователей считают не только изменение поведения и роли потребителя, индивидуализацию их потребностей, потребительскую активность и искушенность, но и растущую интеллектуализацию бизнеса, которая «проявляется в повышении значения не отдельных товаров, а конкретных решений для определенного заказчика» [10]. Согласно данному подходу, кастомизация трактуется как тенденция ко все большему и всестороннему воплощению в продукте требований конкретного потребителя, а также как переосмысление ценностей массового производства и переход к производству большого ассортимента товаров, но небольшими партиями, предназначенного для различных целевых групп потребителей и сегментов рынка, как модульный подход к производству и продвижению продукции, в точности соответствующей требованиям конкретных (а не абстрактных, среднестатистических) клиентов и потребителей. Тем самым кастомизация эволюционирует от производственного следствия сегментации рынка до инструмента индивидуального обслуживания потребителей при сохранении крупного производства и значительных масштабах продаж. Очевидно, что подобный переход сопровождается потребностями в современных бизнес-технологиях. В сфере туризма и гостеприимства эта взаимосвязь более видна в развитии практики обслуживания туристов. Например, в круизах пассажирам предлагается выбор из основных и дополнительных экскурсий и анимационных шоу, что позволяет каждому туристу в прямом смысле спланировать свою уникальную программу пребывания на маршруте. 

Список литературы

1. Вайсман, А. Стратегия маркетинга: 10 шагов к успеху; Стратегия менеджмента: 5 факторов успеха. – М.: АО «Интерэксперт», Экономика, 1995.

2. Ведерникова, А.А. Массовая кастомизация как маркетинговый инструмент развития рынка печатных СМИ // Управление экономическими системами. – 2007. – №2. Электронный ресурс: URL: http://www.uecs.ru/uecs-10-102007/item/73-2011-03-21-07-28-15 (дата обращения: 25.04.2014).

3. Данько, Т.П. Управление маркетингом. – 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2001.

4. Капферер, Ж.-Н. Торговые марки: испытание практикой. Новые реальности современного брендинга /пер. с фр. – М.: ИНФРА-М, 2002.

5. Корнеева, Е. Кастомизируй это // BusinessClass. – 2011. – №55.

6. Котин, М. Частный случай. Электронный ресурс: URL: http://www.rb-edu.ru/library/articles/articles_6128.html (дата обращения: 25.04.2014).

7. Крюкова, А.А., Логуа, Р.А. Анализ методических подходов, методов и моделей клиентоориентированного управления // Основы экономики, управления и права. – 2012. – №3 (3). – С. 70–74.

8. Линцова, Н. Ю. Модели стилей потребления в трансформирующихся обществах // Социологический альманах. – 2014. – №5. – С.197–205.

9. Макареня, Т.А. Маркетинговый подход в управлении системой предоставления услуг // Вестник Адыгейского государственного университета. – Серия 5: Экономика. – 2012. – №2. – С. 212–219.

10. Рулёва, Ю.С. Интеллектуализация менеджмента в условиях новой экономики // Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. – 2009. – №23. – С. 47–63.

11. Словарь иностранных слов: [Более 4500 слов и выражений] / Н.Г. Комлев. – М.: ЭКСМО, 2006. – 669 с.

12. Татаркин, А.И., Буркова, Т.В. Наукоемкое потребление в новой парадигме социально- экономического развития // Вестник Южно-Уральского государственного университета. – Серия: Экономика и менеджмент. – 2008. – №30 (130). – C. 69–76.

13. Тоффлер, Э. Третья Волна. – М.: ООО «Фирма «Издательство ACT», 2004.

14. Amaro, G., Hendry, L., Kingsman, B. Competitive advantage customisation and a new taxonomy for non-to-stock companies // International Journal of Operations & Production Management, 1999, Vol. 19/4, pp. 349-371.

15. Chase, R.B., Jacobs, F.R., Aquilano, N.J. Operations Management for Competitive Advantage (11th ed.). New York: McGraw-Hill/Irwin. 2006.

16. Chen, S., Wang, Y., Tseng, M.l. Mass Customization as a Collaborative Engineering Effort // International Journal of Collaborative Engineering // Vol. 1 (2). 2009. pp: 152–167. doi:10.1504/ijce.2009.027444.

17. Coletti, P., Aichner, T. (2011). Mass Customization: An Exploration of European Characteristics. Heidelberg, Germany: Springer. ISBN 978-3-642-18389-8.

18. Davis, S.M. Future Perfect. Addison Wesley Publishing Company. Reading, MA, 1987.

19. Gagnon, G.B. &Roh Y.S. The Impact of Customization and Reliability on Customer Satisfaction in the U.S. Lodging Industry // Journal of Quality Assurance in Hospitality & Tourism. Vol. 8, Issue 3, 2008, pages 60-78.

20. Gilmore, J.H., Pine J.B. The Four Faces of Mass Customization, Harvard Business Review. January 1997, pp. 91-101.

21. Haines, M.N. Understanding Enterprise System Customization: An Exploration of Implementation Realities and the Key Influence Factors // Information Systems Management. Vol. 26, Issue 2, 2009, pр. 182-198.

22. Kamis, A., Koufaris M., Stern T. Using an attribute-based DSS for user-customized products online: An experimental investigation. // MIS Quarterly. Vol. 32(1). 2008. pp: 159–177.

23. Kaplan, A.M., Haenlein, M. Toward a parsimonious definition of traditional and electronic mass customization // Journal of product innovation management. Vol. 23 (2). 2006.

24. McCarthy, I.P. Special issue editorial: the what, why and how of mass customization // Production Planning & Control. 2004. Vol. 25 (4).

25. Tseng M.M., Jiao J. Mass Customization, in: Handbook of Industrial Engineering, Technology and Operation Management (3rd ed.). New York, NY: Wiley. 2001. ISBN 0-471-33057-4.

26. URL: http://www.dv-reclama.ru/others/articles/detail.php?ELEMENT_ID=9759 (дата обращения: 25.04.2014).

27. URL:http://www.marketch.ru/marketing_dictionary/marketing_terms_ k/customization/ (дата обращения: 25.04.2014).

Войти или Создать
* Забыли пароль?