Статья посвящена изучению особенностей вузовской научной школы, в частности, специфической преемственности поколений в вузовской науке. Особое внимание уделяется повышенной мобильности научных кадров, преимуществам и проблемам данного явления. В статье рассматриваются формы привлечения студентов в науку через организацию научно-исследовательской работы (НИРС). Даны критерии оценки эффективности НИРС, проанализированы структура конкурсов студенческих научных работ в ГУУ и мотивация студентов к проведению научных исследований. В целях развития инновационной составляющей университетских научных школ и привлечения молодежи изучены проблемы малого инновационного бизнеса при вузах, а также перспективы проекта «Научные роты» (совместно с Министерством обороны РФ). Даны рекомендации по повышению эффективности НИРС и обучения в аспирантуре.
вузовская научная школа, преемственность поколений, научно-исследовательская работа студентов (НИРС), мобильность научных кадров, малый инновационный бизнес, научные роты, эффективность НИРС, критерии оценки.
Вузовская научная школа обычно формируется на базе отдельной кафедры или на межкафедральной основе. Уникальность вузовской научной школы заключается в оптимальном сочетании образовательного и научного процессов, что создает благоприятные условия для формирования будущих исследователей и ярко выраженной преемственности поколений. Другими словами, вузовская научная школа обеспечивает эффективную передачу концептуальных знаний, специальных исследовательских навыков, форм научного поиска, этических норм и традиций от старшего поколения к младшему. В зависимости от срока существования научно-образовательной школы иерархия поколений может содержать несколько уровней (например, основатель — последователи — ученики).
Научная школа представляет собой не только направление исследований в определенной сфере знаний, но и коллектив единомышленников с четкой организационной структурой, функциональным и ролевым распределением участников. Преемственность поколений — это не только объединение ученых на основе общей научной концепции, но и на основе единства мировоззрения, нравственных ценностей, доверия. Достигается это путем «выращивания» своих научных кадров из студентов, аспирантов, докторантов.
Преемственность поколений в научной школе можно проследить по количеству обучающихся аспирантов, защищенных кандидатских и докторских диссертаций в продолжение тематики исследований основателя школы, в том числе в междисциплинарных направлениях. Другой показатель — количество ученых в составе научной школы в возрасте до 35 лет. Он является критерием для участия научного коллектива в конкурсе на право получения грантов президента Российской Федерации для государственной поддержки ведущих научных школ страны.
1. Гении в строю. Первая в стране научная рота служит Родине // Аргументы и факты. 2013. № 36 (04.09.2013). — С. 19.
2. Дежина И.Г., Киселева В.В. Тенденции развития научных школ в современной России. — М.: ИЭПП, 2009. — С. 88.
3. Итоги федерального статистического наблюдения в сфере оплаты труда отдельных категорий работников за 2013 год. — URL: www.gks.ru
4. Кольцов А.В., Федорков В.Ф., Жарова Г.В., Крайнова С.А., Федорова Ю.В. Анализ деятельности хозяйственных обществ, созданных бюджетными научными и образовательными учреждениями высшего профессионального образования // Инноватика и экспертиза: Научные труды ФГБНУ «Научно-исследовательский институт — Республиканский исследовательский консультационный центр экспертизы». — М.: ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ, 2013. — Вып. 1(10). — С. 163.
5. Кузьминов Я. Академическое сообщество в России — разрыв эффективного контракта // Поиск. 2010. 19 ноября (№ 47). С. 6.
6. Лоханова В.Н. Современные подходы к организации научно-исследовательской работы студентов // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2010. № 24.
7. Федеральный закон РФ от 2 августа 2009 года № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» // Российская газета. 2009. 4 августа.
8. Устинова Д. Организация научной работы в ВУЗе // Проблемы теории и практики управления. 2013. № 2.
9. S&TRF. Наука и технологии РФ. — URL: http://www.strf.ru/
10. Информационный портал. — URL: http://finam.info/news/pervie-nauchnie-roti-otpravilis-otdavat-dolg-rodine/