сотрудник
Оренбург, Оренбургская область, Россия
УДК 81 Лингвистика. Языкознание. Языки
В статье рассматриваются особенности современной диджитал-коммуникации, под которой автором понимается социальное взаимодействие коммуникантов, направленное на информирование адресата и оказание воздействия на него. Жанры диджитал-СМИ обладают набором признаков, позволяющих выделять их из множества других жанров СМИ (интертекстуальность, гипертекстуальность, креолизованность). Конкурируя друг с другом, создатели диджитал-текстов пытаются сделать свои тексты более яркими, интересными, запоминающимися. Именно с этой целью многие из них обращаются к такому явлению, как эпатаж. Проведя анализ текстов диджитал-СМИ (твитт-репортажей, инстатекстов и текстов, размещенных в социальной сети «Фейсбук»), автор делает вывод о способах создания эпатажа на лексическом уровне. В их число вошли использование сниженной лексики, употребление слов в переносном значении, не фиксируемом толковыми словарями, использование окказиональной и эмотивной лексики.
диджитал-коммуникация, диджитал-СМИ, эпатаж, эмотивная лексика, просторечная лексика
1. Войлова К. А. Судьба просторечия в русском языке. Монография. М.: МГУ, 2000. – 304 с.
2. Галичкина Е. Н. Специфика компьютерного дискурса на английском и русском языках (на материале жанра компьютерных конференций): автореф. дисс. … к. филол. н. Астрахань, 2001. 18 с.
3. Горошко Е. И. Виртуальное жанроведение: устоявшееся и спорное // Вопросы психолингвистики. 2010. № 2 (12). С. 105-123.
4. Елистратов В. С. Словарь русского арго (материалы 1980–1990 гг.) [Электронный ресурс]. URL: https://rus-russian-argo.slovaronline.com (дата обращения: 20.11.2020).
5. Завадская А.В. Лексические средства создания эпатажа в художественном тексте (на примере поэзии русских футуристов) // Вестник Оренбургского государственного университета. 2010. № 11 (117). С. 56-61.
6. Завадская А.В. Эпатаж как способ речевого воздействия в современных рекламных текстах // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. 2013. Т. 2. № 6. С. 57-61.
7. Завадская А.В. «Эпатажна» реклама как компонент современного масс-медиа дискурса: лингвистический аспект // Вестник Оренбургского государственного университета. 2014. № 1 (162). С. 15-17.
8. Зеленская Ю. Эпатаж как инструмент PR [Электронный ресурс]. URL: https://psycho.ru/library/184 (дата обращения: 15.10.2020).
9. Иванов Л. Ю. Язык Интернета: заметки лингвиста // Словарь и культура речи. М.: Азбуковник, 2000. С. 35-45.
10. Интернет-СМИ: теория и практика: Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. М.М. Лукиной. М.: Аспект Пресс, 2013. 348 с.
11. Киуру К. В. Digital-жанры современного медиатекста: pin, insta, twit // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2016. № 1 (18). С. 39-42.
12. Киуру К. В. Интернет-жанрология как направление изучения журналистского текста // Вестник Челябинского государственного университета. Серия «Филология. Искусствоведение». 2014. Вып. 93. № 26 (355). С. 51-55.
13. Кобрин Н.С. Твиттинг – новый социокоммуникативный жанр Интернет-коммуникации // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 9(63): в 3-х ч. Ч. 3. C. 109-111.
14. Колесов В. В. Язык города. М.: Высш.шк., 1991. 192 с.
15. Матяшевская А.И. Сниженная лексика в российских печатных и интернет-газетах (на материале «Аргументы недели» и «Газета.ру» С.98) // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. Вып. 94. 2015. № 5 (360). С. 98-102.
16. Химик В. В. Поэтика низкого, или Просторечие как культурный феномен. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2000. 272 с.
17. Шевченко Д.А. Рынок диджитал коммуникаций в России: ситуация и основные тренды // Системные технологии. 2018. № 26. С. 84-88.