Косшы, Казахстан
ГРНТИ 10.83 Уголовно-исполнительное право. Пенитенциария
В статье освещается опыт Республики Казахстан по реформированию уголовно-исполнительной системы (УИС) путем передачи из правоохранительного блока в гражданский. С учетом мирового опыта передача УИС в неправоохранительную структуру, в том числе основанную на государственно-частном партнерстве, казалась наиболее перспективным направлением запланированной реформы по гуманизации отечественного уголовно-исполнительного законодательства. Основная идея заключалась в том, что гражданское ведомство, не связанное с решением задач по охране общественного порядка и борьбы с преступностью, сможет обеспечить запланированную реализацию государственной политики по реформированию системы исполнения наказаний. В 2002 г. исправительные учреждения полностью были переданы в Министерство юстиции Республики Казахстан. Но произошедшие далее события (ряд вооруженных побегов с человеческими жертвами) фактически показали, что Министерство юстиции Республики Казахстан с возложенной на него задачей не справилось, а сама цель реформирования пенитенциарной системы не была достигнута. Указом Президента Республики Казахстан от 26 июля 2011 г. «О пенитенциарной системе» УИС вновь была передана в МВД Республики Казахстан. Сегодня УИС в Казахстане фактически действует автономно в системе Министерства внутренних дел, не подчиняясь другим службам и ведомствам. Вместе с тем, по мнению автора, перевод УИС в гражданское ведомство даст возможность повысить открытость данного института. Кроме того, данный шаг обеспечит доступ к реальной ситуации с соблюдением прав человека в местах лишения свободы для общества и надзорных органов. Однако отечественный и зарубежный опыт показывает, что сама по себе передача тюремной системы в гражданские ведомства, выделение ее как обособленного органа не гарантируют ее глубинную гуманизацию и эффективные системные реформы. Находясь внутри гражданского ведомства, она фактически продолжает работать по ранее наработанной практике, ограничившись лишь косметическими преобразованиями. В силу этого в случае если целью передачи УИС или ее подразделений в другие органы является желание соответствовать международным стандартам и снизить критику правозащитных организаций, то делать этого без качественной проработки не следует. На основании проведенного исследования автор приходит к выводу о том, что для проведения реформ в системе УИС Республики Казахстан необходимо: 1) выработать единый комплексный научный и практический подход при реформировании системы исполнения наказаний; 2) провести качественную проработку рисков, которые могут нести в себе решения, принимаемые в рамках реформы; 3) внедрение зарубежного и международного опыта проводить только с учетом особенностей национального законодательства и структуры правоохранительной системы государства.
Республика Казахстан, уголовно-исполнительная система, реформирование пенитенциарной системы, гуманизация исполнения наказаний, пенитенциарное законодательство
1. Уголовно-исполнительная система Республики Казахстан 2000–2008 гг.: современное состояние и перспективы развития : аналитический доклад // Центр исследования правовой политики. 2008. 14 авг. URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30380514#pos=312;-28 (дата обращения: 02.09.2020).
2. Саламатов Е. Передавать ли тюремную систему в Минюст? // TENGRINEWS. 2018. 23 окт. URL: https://tengrinews.kz/opinion/-peredavat-li-tyuremnuyu-sistemu-v-minyust-797/ (дата обращения: 02.09.2020).
3. Чаус Ю. В Балхаше 12 заключенных одной из колоний попытались бежать // Телеканал «КТК». 2011. 17 июля. URL: https://www.ktk.kz/ru/news/video/2011/07/11/13262/ (дата обращения: 02.09.2020).
4. Муканов Б. Уголовно-исправительная система Казахстана: возврат от «санаториев» к тюрьмам? // Казахское телеграфное агентство. 2011. 16 сент. URL: https://kaztag.kz/ru/content/ugolovno-ispravitelnaya-sistema-kazakhstana-vozvrat-ot-sanatoriev-k-tyurmam (дата обращения: 02.09.2020).
5. Калмуханбет Касымов «разгромил» Минюст в своем рассказе о колониях // Информационное агентство «Тотал Казахстан». 2017. 25 сент. URL: https://total.kz/ru/news/vnutrennyaya_politika/kalmuhanbet_kasimov_razgromil_minust_v_svoem_rasskaze_o_koloniyah_date_2017_09_25_11_28_40 (дата обращения: 02.09.2020).
6. Тогузбаев К. Передача тюрем в МВД – признак полицейского государства // Радио «АЗАТТЫК». 2011. 9 авг. URL: https://cdn.penalreform.org/wp-content/uploads/2013/05/Kazakhstan-media-coverage.pdf (дата обращения: 02.09.2020).
7. Андреев Н. А., Коробов В. Б. Стратегическое управление в правоохранительной сфере : учеб. пособие. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2013. 359 с.
8. Нурсеитова Т., Шамбилов А. Мы против частных тюрем. Все тюрьмы необходимо передать в правительство // СИ «Zakon.kz». 2017. 4 апр. URL: https://www.zakon.kz/4851929-azamat-shambilov-my-protiv-chastnykh.html (дата обращения: 02.09.2020).
9. Вебер Е. Дефицит громадный. В регионах ищут врачей // Радио «АЗАТТЫК». 2019. 9 июля. URL: https://rus.azattyq.org/a/kazakhstan-regions-are-in-desperate-need-of-doctors/30043615.html (дата обращения: 02.09.2020).
10. Уваров В. Н., Уварова-Патенко Р. В. Правоохранительная функция государства : учеб. пособие. Алматы, 2019. 460 с.