В статье рассматривается маркетинг в VIP-туризме как экономический процесс, выделяются основные функции маркетинга в сфере туризма. Дана характеристика сферы туризма как объекта исследования. Описываются основные свойства туристских услуг класса VIP, которые необходимо учитывать при маркетинговых исследованиях, сформулированы правила успешного VIP-туризма. Особое внимание уделяется индивидуальному подходу к клиенту при формировании и реализации туристского продукта данного типа. В статье теория вопроса VIP-туризма нашла подтверждение примерами из опыта ведущих российских компаний, также авторами представлены обобщенные задачи исследования с целью организации маркетинга VIP-туризма.
маркетинг в VIP-туризме, туристские услуги, специфика VIP-туризма, организация маркетинга
Маркетинг является весьма эффективным инструментом повышения качества туристских услуг, а, следовательно, и их конкурентоспособности на рынке. Требования к качеству на международном уровне определены стандартами ISO 9000. Качество на предприятиях туристского бизнеса в соответствии с рекомендациями ISO предлагается рассматривать как совокупность показателей, относящихся к различным сферам деятельности туристского предприятия и оказывающих наибольшее влияние на уровень предоставляемых услуг установленными методами с использованием необходимых ресурсов. Качество в соответствии с требованиями ISO 9000 должно охватывать все процессы, которые необходимы для обеспечения потребностей в туристском бизнесе от маркетинга до предоставления, включая анализ их уровня.
1. Вапнярская, О.И. Ориентация на потребителя: эволюция в рамках маркетинговых концепций // Сервис plus. – 2010. – № 1.
2. Котлер, Ф. Основы маркетинга. – М.: Прогресс, 1991. – 623 с.
3. Кривошеева, Т.М. Формы инноваций в сфере туризма. Экономико-финансовая и управленческая компоненты в современных социально-экономических системах: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – М.: ООО «Планета», 2010.
4. Силаева, А.А., Чхиквадзе, Н.А. Маркетинг как инструмент управления конкурентоспособностью на туристическом рынке // Проблемы практического менеджмента и маркетинга в сфере сервиса: сб. трудов. – М.: ГОУ ВПО «РГУТиС», 2010. – С. 277–284.
5. Харитонова, Т.В. Организационно-экономические аспекты предпринимательства в сфере туризма / Т.В. Харитонова, Т.М. Кривошеева, Л.Ф. Ксенитова, Е.Ш. Танеева и др. – М.: ФГБОУ ВПО «МГУЛ», 2012. – 225 с.
6. Iastremska, O.A. VIP-TOURISM: essence and prospects of development. // Бизнес информ. – 2013. – № 3.