сотрудник с 01.01.2020 по 01.01.2020
Российская таможенная академия (кафедра международных экономических отношений, заведующий кафедрой)
с 01.01.2015 по 01.01.2019
Российская таможенная академия (кафедра международных экономических отношений, заведующий кафедрой)
Раменское, г. Москва и Московская область, Россия
ВАК 08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности, в том числе: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда; экономика народонаселения и демография; экономика природопользования; экономика предпринимательства; маркетинг; менеджмент; ценообразование; экономическая безопасность; стандартизация и управление качеством продукции; землеустройство; рекреация и туризм)
ВАК 08.00.10 Финансы, денежное обращение и кредит
ВАК 08.00.12 Бухгалтерский учет, статистика
ВАК 08.00.13 Математические и инструментальные методы экономики
УДК 33 Экономика. Экономические науки
ГРНТИ 06.51 Мировое хозяйство. Международные экономические отношения
ОКСО 38.04.01 Экономика
ББК 655 Мировая экономика
BISAC BUS026000 Exports & Imports
В статье исследуются исторические предпосылки торгового сотрудничества России со странами Северной Африки на современном этапе. На основе анализа рейтингов социально-экономического развития стран автором определяются риски и барьеры во внешнеторговом сотрудничестве России со странами региона, а также те, преимущества, которые должны стимулировать их взаимовыгодное сотрудничество.
торговое сотрудничество, Россия, СССР, страны Северной Африки, риски и барьеры
Северная Африка всегда находилась в зоне внешнеполитических интересов России, что объясняется ее включенностью одновременно в ближневосточную и средиземноморскую подсистемы международных отношений.
С момента обретения независимости странами Северной Африки в середине XX в. они оказались в зоне внимания СССР и стали еще одной локацией конкурентной борьбы между социалистическим и капиталистическим миром. СССР оказывал значительную финансовую и техническую помощь развитию странам региона, пытаясь создать там плацдарм как для продвижения своих экономических, так и связанных с ними идеологических интересов.
История развития взаимоотношений России и стран Северной Африки имеет многолетнюю историю. Дипломатические отношения с большинством стран начали устанавливаться еще в период Российской империи, но особого расцвета достигли в советский период истории России.
С. Волков и А.Ткаченко отмечают, что «страны Северной Африки в 1960-1990-х гг. выступали основными торговыми контрагентами Советского Союза на континенте. На них пришлось более двух третей торгового оборота СССР с Африкой, а также значительная доля советского экономического и технического содействия Африке» [1].
Так, Н.А.Жерлицына отмечает, что «Алжиру были предоставлены государственные кредиты на цели экономического развития в размере 2 млрд.долл. США, помощь СССР направлялась на развитие ряда отраслей народного хозяйства, прежде всего – промышленности, преимущественно тяжелой. Началось развитие таких отраслей, как энергетика, горнодобывающая, нефтегазовая и металлургическая промышленность, машиностроение» [3].
Также этот же автор пишет о том, что «Египет получал от СССР широкомасштабную финансовую, техническую и военную поддержку. В 1960-х СССР занимал 1-е место в общем товарообороте Египта, являясь главным покупателем египетского хлопка. В соответствии с соглашением об экономическом и техническом сотрудничестве Советский Союз оказал содействие в сооружении 120 промышленных объектов в Египте, главным из которых была высотная Асуанская плотина. Ключевые объекты экономической инфраструктуры Египта, построенные при участии СССР, — такие как металлургический комбинат в Хелуане, алюминиевый завод в Наг-Хаммади, нефтеперерабатывающий завод в Суэце, — до сих пор играют важную роль в экономике страны» [2].
При этом особое место в торгово-экономическом сотрудничестве СССР (России как правопреемницы) с Египтом всегда занимало военно-техническое сотрудничество, а в российских вузах обучалось большое количество египтян.
Также всегда связывали тесные отношения СССР и Ливию с момента их установления в 1956 г. в части военно-технического сотрудничества и создания совместных инфраструктурных проектов (строительство ЛЭП, газопроводов) и разработки нефтяных месторождений.
С Марокко настоящий расцвет во взаимоотношениях был достигнут после 1956 г., т.е. с момента обретения Марокко независимости. После взаимных визитов высшего руководства СССР и Марокко в 1969 г. была создана советско-марокканская межправительственная комиссия. Л.В. Пономаренко, О.С.Чиркизова отмечают, что «в наибольшей степени развивались советско-марокканские отношения в области торговли, регулируемые торговым и платежным соглашением от 19 апреля 1958 г. С 1996 г. торговля велась на долгосрочной основе. В июле 1979 г. было заключено новое торговое соглашение» [6].
Дипломатические отношения с Суданом, которые были установлены в 1956 г., были менее стабильными, чем с другими странами. В 1959 году было «подписано первое торговое соглашение, предусматривавшее поставки из СССР машин, оборудования, проката черных металлов в обмен на хлопок, арахис, кунжут» [4]. Наиболее близкими были отношения с Суданом в период с 1969 по 1971 гг., но уже в 1977 г. из страны были высланы все советские специалисты. В середине 80-х гг. XX в. наметилось потепление в отношениях между СССР и Суданом.
Экономическое и политическое сотрудничество СССР и Туниса стало развиваться после визита в 1975 г. председателя Совмина СССР А.Н.Косыгина. В Тунисе при содействии Советского Союза были построены важные в экономическом и социальном плане предприятия энергетической, горнорудной и гидротехнической промышленности: крупные гидроузлы Джумин, Седженан, Гезала, Сиди эль-Барак в Тунисе. В вузах СССР прошли обучение 1,5 тыс. граждан Туниса.
В 90-е гг. отмечается спад во взаимоотношениях России и стран Северной Африки в условиях переориентации внешней политики России в сторону стран Запада. Начиная с 2000-х гг. с приходом к власти В.В.Путина возрождается интерес к сотрудничеству со странами Северной Африки, при этом после введения антироссийских санкций партнерство еще сильнее усиливается, несмотря на растущую террористическую угрозу, исходящую из региона и в целом нестабильное политическое развитие. Отмечается устойчивая тенденция к расширению бизнес-диалога и политического диалога на самом высоком уровне.
Первой страной, с которой Россия подписала Декларацию о стратегическом партнерстве, стал Алжир. Это позволило активизировать контакты в сфере поставки вооружений, совместного экспорта сжиженного газа в Европу на условиях взаимозачета, начать развитие сотрудничества в области поставки автомобильной, сельскохозяйственной и строительной техники российских производителей.
В 2009 г. также получили правовую основу отношения между Россией и Египтом, когда был заключен Договор о стратегическом партнёрстве. Этот документ определил долгосрочные ориентиры развития всего комплекса российско-египетских связей.
Возобновление экономического партнерства с Ливией последовало в 2003 г., а в 2008 г. в ходе официального визита Президента России В.В. Путина в Ливию было подписано межправительственное соглашение о торгово-экономических отношениях. Россия списывала Ливии долг в 4,5 млрд. долл. в обмен на многомиллиардные контракты для российских компаний. В настоящее время сотрудничество затруднено гражданской войной и фактическим отсутствием централизованной власти в стране.
В 2002 г. в ходе официального визита в Москву короля Марокко Мухаммеда VI была подписана Декларация о стратегическом партнёрстве, ставшая основой для дальнейшего расширения взаимодействия. Последующие встречи президента России и короля Марокко подтвердили нацеленность Марокко на тесное взаимодействие с Россией. Марокко рассматривает Россию как последовательного сторонника в Совете безопасности ООН по решению наиболее длительного регионального конфликта, в который вовлечено Марокко, а именно, западно-сахарский конфликт.
Россия и Судан возобновили отношения в 1998 г. после подписания межправительственного Соглашения о торговле, экономическом и техническом сотрудничестве 1998 г. В начале 2000-х гг. начали реализовываться поставки машино-технической продукции и электрооборудования, есть перспективы сотрудничества в нефтегазовой сфере и при реализации инфраструктурных проектов.
На современном этапе тунисские лидеры неоднократно встречались с российскими руководителями и заявляли о намерении развивать сотрудничество в торговле, экономике, науке, технике и безопасности, несмотря на явное расположение Туниса к Европе и США. При этом фактором влияния для России в Тунисе может стать туризм.
Таким образом, торгово-экономическое сотрудничество России и стран Северной Африки предопределено длительной историей их взаимоотношений и взаимными экономическими и политическими выгодами. При этом на каждом из этапов сотрудничества существовали определенные текущей конъюнктурой риски (барьеры) и преимущества их взаимодействия.
В целом все страны региона отличает низкая покупательная способность населения, отсутствие внешнеторговой стратегии сотрудничества, а также возможное противостояние российских компаний с китайскими в регионе, а в странах Магриба еще и с европейскими компаниями, которые традиционно рассматривают страны Северной Африки как свои центры влияния. При этом в текущий момент времени свой отпечаток еще накладывает мировой кризис, вызванный последствиями пандемии, трудности с перемещением грузов в связи с закрытием границ.
В текущий момент времени можно дать оценку страновых рисков внешнеторгового сотрудничества России и стран Северной Африки, основываясь на анализе результатов рейтингов социально-экономического развития стран региона Северной Африки (индекс глобальной конкурентоспособности, индекс недееспособности государств, индекс «Ведение бизнеса» (субиндекс «международная торговля», субиндекс «исполнение контрактов»), индекс экономической свободы) [4;5;9;10].
Алжир отличает весьма неудовлетворительное состояние транспортной инфраструктуры, особенно при использовании железнодорожного и авиатранспорта. Это может вызывать определенные трудности в доставке грузов этими видами транспорта и необходимости рассчитывать только на поставку морским транспортом, хотя здесь также существуют определенные проблемы. Вместе с тем Алжир демонстрирует неэффективность использования торговых инструментов, используя высокие пошлины и заградительные нетарифные барьеры, что снижает степень открытости торговли. При этом «эффективность таможенной очистки» также достаточно низкая. Такая ситуация может приводить к ограничениям в экспорте российских товаров на алжирский рынок.
Также неудовлетворительная ситуация складывается в политическом поле Алжира, здесь наличествуют признаки коррупции, сращивания государства с криминалом, а также вмешательства других государств и внешнеполитических субъектов в дела Алжира. Это может повлечь давление со стороны развитых стран на присоединение к санкциям против России в случае их введения.
Анализ показателей, включенных в субиндекс «международная торговля», показывает, что здесь риски также достаточно высокие для торговых партнеров Алжира. В частности, это выражается в значительном времени, которое нужно потратить на прохождение пограничного и таможенного контроля, а также в относительно высокой стоимости документов для оформления импорта. Вместе с тем более благоприятная ситуация складывается по субиндексу «исполнение контрактов», хотя остается высоким риск юридического согласования документов.
Анализ показателей развития транспортной инфраструктуры Египта показывает, что наиболее эффективной может быть поставка грузов морским транспортом, при этом сохраняется достаточно высокая эффективность поставки другими видами транспорта и обслуживания грузов.
Вместе с тем состояние товарного рынка в части открытости торговли можно оценить как неудовлетворительное в силу наличия высоких тарифных барьеров и наличия частых практик применения нетарифных барьеров. При этом доля импорта в ВВП недостаточно высокая, что может свидетельствовать в том числе об отсутствии тенденции к диверсификации поставок из-за рубежа и закупке товаров преимущественно с низкой добавленной стоимостью.
В Египте складывается похожая по степени риска политическая ситуация, если сравнивать с Алжиром. Здесь также велика опасность распространения коррупции и сращивания политических структур и криминала, что мешает продвижению иностранных компаний на внутреннем рынке. При этом усиливается тенденция к стабилизации экономической ситуации.
В части показателей ведения бизнеса ситуация с оформлением импорта крайне неблагоприятная как в части времени, так и стоимости оформления документов. Также тратится значительное время на прохождение пограничного и таможенного контроля. Высоки риски при исполнении контрактов в части времени и качества оформления контрактов.
Для Ливии оценка показателей, включенных в Индекс глобальной конкурентоспособности, затруднена вследствие отсутствия необходимых данных. При этом сохраняется высокая степень риска, сопряженная с неблагоприятной политической ситуацией в стране, продолжающимися межэтническими конфликтами, высокой коррупцией и другими политическими факторами, дестабилизирующими текущую ситуацию. При этом сохраняются более благоприятные условия для импортеров по сравнению с другими странами региона, особенно в части оплаты за оформление документов на импорт товаров. При этом при заключении контрактов можно столкнуться с недобросовестностью при юридическом сопровождении контрактов.
Марокко отличает достаточно развитая транспортная инфраструктура, что может дать дополнительные преимущества при поставках товаров, особенно морским транспортом. При этом развитость остальных видов транспортного сообщения и представляемых транспортных услуг также весьма высокая. Марокко также как и другие страны региона не отличается открытостью торговли. Это препятствуют в большей степени высокие тарифные барьеры и неэффективность процедур, связанных с таможенной очисткой. При этом практика применения нетарифных барьеров находится на уровне развитых стран. Марокко является импортозависимой страной, что создает потенциал для расширения поставок российской продукции на марокканский рынок. Вместе с тем уровень криминализации государственных структур, коррупции и вмешательства других государств и внешнеполитических субъектов могут создать угрозу стабильности в Марокко и препятствовать выполнению им обязательств перед поставщиками продукции.
Следует отметить нетипичную для стран Северной Африки картину, когда риски, связанные с импортом товаров в страну в части времени и процедуры оформления и прохождения контроля минимальные. Это повышает привлекательность Марокко как страны-импортера. При этом достаточно эффективно обеспечивается процедура заключения и оформления контрактов, что снижает риски для торговых партнеров компаний из Марокко.
Для Судана оценка показателей, включенных в Индекс глобальной конкурентоспособности, затруднена вследствие отсутствия необходимых данных.
Вместе с тем сохраняются очень высокие политические риски по всем рассматриваемым показателям. Относительно благоприятная ситуация складывается по вопросу оформления импортных сделок, а самые низкие риски отмечаются при прохождении пограничного и таможенного контроля. В части исполнения контрактов юридическое сопровождение контрактов имеет под собой очень высокие риски.
Тунис отличается неудовлетворительным состоянием транспортной инфраструктуры, особенно в части морского сообщения, что является неблагоприятным фактором для торговли с Россией. Также имеются высокие риски, которые были выявлены на основе анализа показателей открытости торговли. Применение тарифных и нетарифных барьеров чрезмерно и может создать препятствия на пути продвижения российских товаров на тунисский рынок. При этом сохраняется относительно высокий уровень политической нестабильности в части коррупции во власти, ее криминализации. Достаточно высокая степень вмешательства других государств и внешнеполитических субъектов в жизнь страны, что чревато последствиями для «неугодных» стран-партнеров. При этом сохраняются весьма незначительные риски по оформлению и процедуре прохождения импорта товаров, существенно сокращено время на оформление документов. В части исполнения контрактов как практически для всех стран региона сохраняется низкое качество юридического сопровождения сделок.
Рассматривая Судан и Ливию, для российских торговых фирм в качестве барьеров можно выделить:
- сложность выхода на внутренний рынок вследствие неформальных требований от чиновников;
- сложность преодоления таможенных формальностей по экспорту и импорту;
- отсутствие организации, защищающей экономические интересы российских участников ВЭД.
При этом в качестве преимуществ или факторов успеха, которые будут стимулировать взаимовыгодное торговое сотрудничество с указанными странами Северной Африки, можно назвать:
- относительно налаженные внешнеторговые связи;
- высокий потенциал по экспорту товаров с высокой долей добавленной стоимости;
- большое количество специалистов в различных областях, получивших образование в Российской Федерации, что может способствовать налаживанию внешнеторговых связей;
- в перспективе прирост трудовых ресурсов и потребительского спроса;
- наличие инфраструктурных проектов или планы по их развитию, которые позволят увеличить экспорт из Российской Федерации материалов для их реализации.
Рассматривая Алжир, Египет, Тунис и Марокко, для российских торговых фирм в качестве барьеров можно выделить:
- исторически сложившиеся экономические связи с ЕС, которые могут мешать развитию сотрудничества с Россией;
- отсутствие организации, защищающей экономические интересы российских участников ВЭД в Алжире, Марокко и Тунисе.
При этом в качестве преимуществ или факторов успеха, которые будут стимулировать взаимовыгодное торговое сотрудничество с указанными странами Северной Африки, можно назвать:
- налаженные внешнеторговые связи;
- высокий потенциал по экспорту товаров с высокой долей добавленной стоимости;
- сложившаяся структура внешней торговли с Россией с точно просматриваемыми новыми направлениями;
- большое количество специалистов в различных областях, получивших образование в Российской Федерации, что может способствовать налаживанию внешнеторговых связей;
- участие в создании национальной индустриальной базы и, соответственно широко используемые российские технологии и производственные процессы;
- наличие инфраструктурных проектов или планы по их развитию, которые позволят увеличить экспорт из Российской Федерации материалов для их реализации;
- возможность встраивания в мировые производственные цепочки с высокой долей добавленной стоимости и, в перспективе возможность экспорта в другие страны продукции более высокого передела;
- возможность прямого экспорта из южных регионов России и создание там необходимой инфраструктуры для расширения экспортно-импортных операций.
В целом можно отметить, что исследуемый регион отличается повышенной степенью риска для российских компаний, что требует разработки рекомендаций по их учету и преодолению в целях выхода на перспективные рынки стран Северной Африки.
1. Волков С.Н., А.А. Ткаченко. Экономическое сотрудничество России со странами Северной Африки // Африка сегодня и завтра. 2019. Т.63. №7. С.57-66
2. Жерлицына Н.А. Россия и страны Северной Африки: сотрудничество в условиях возрастания террористической угрозы и экономического кризиса // Вестник РГНФ. 2016. №1. С. 73-85
3. Жерлицына Н.А. Стратегическое партнерство России и Алжира в условиях кризиса: потенциал и вызовы // Вестник Университета. 2015.№8. С.24-31
4. Индекс экономической свободы. Официальный сайт [Электронный ресурс] URL: https://www.heritage.org/index/
5. Отчеты о глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума. [Электронный ресурс] URL: https://www.weforum.org/reports
6. Подцероб А.Б. Россия-Судан и внутрисуданские конфликты // Азия и Африка сегодня. 2010. №7. С.13-17
7. Подцероб А.Б. Россия-Тунис: отношения в политической области (история и современность) // Вестник РУДН. Серия «Всеобщая история». 2010. №4. С.35-43
8. Пономаренко Л.В., О.С. Чиркизова. Внешнеполитические приоритеты Королевства Марокко // Вестник РУДН: серия «Всеобщая история». 2014. №1. С. 71-82.
9. Рейтинг «Ведение бизнеса» (Doing Business). Официальный сайт. [Электронный ресурс] URL: https://www.doingbusiness.org/
10. Рейтинг недееспособности государств. Официальный сайт. [Электронный ресурс] URL: https://fragilestatesindex.org/