студент
Москва, Россия
сотрудник
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
ВАК 08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности, в том числе: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда; экономика народонаселения и демография; экономика природопользования; экономика предпринимательства; маркетинг; менеджмент; ценообразование; экономическая безопасность; стандартизация и управление качеством продукции; землеустройство; рекреация и туризм)
ВАК 08.00.10 Финансы, денежное обращение и кредит
ВАК 08.00.12 Бухгалтерский учет, статистика
ВАК 08.00.13 Математические и инструментальные методы экономики
ВАК 08.00.14 Мировая экономика
УДК 32 Политика
УДК 33 Экономика. Экономические науки
ГРНТИ 06.39 Наука управления экономикой
ГРНТИ 11.15 Теория политических систем. Внутренняя политика
ОКСО 38.06.01 Экономика
ОКСО 41.06.01 Политические науки и регионоведение
ББК 65 Экономика. Экономические науки
BISAC BUS068000 Development / Economic Development
BISAC POL009000 Comparative Politics
В XXI веке одной из доминант современного этапа развития государств является возвышение роли информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), которые в свою очередь активно внедряются и используются в системе государственного управления, создавая новые эффективные средства взаимодействия органов власти, граждан и различных коммерческих структур. Ярким примером взаимодействия государства с населением страны является электронное правительство (E-government). Цифровая зрелость является ключевым показателем степени готовности государства и компаний к внедрению цифровых решений в их процессы. Вместе с тем пандемия коронавируса уже вынудила крупные компании пересмотреть свои стратегии в пользу инвестиций в цифровые технологии.
правительство, электронное правительство, информационно-коммуникационные технологии, цифровизация, открытое правительство, информационное общество, пандемия COVID-19
Цифровизация и готовность России
к имплементации цифровых технологий
XXI век характеризуется бурным развитием и применением информационных и коммуникационных технологий (далее также – ИКТ). Электронные средства связи, обработки и обмена информацией, в том числе индивидуального использования, а также иная инфраструктура ИКТ интенсивно распространяются и в развитых и в развивающихся странах. Внедрение указанных технологий осуществляется практически во всех сферах жизни общества, включая экономическую, социальную и политическую. Преимущества, которые предоставляют электронные технологии, - скорость, удобство и экономичность обмена данными, - стимулируют политическое руководство большинства современных государств активно применять и использовать эти технологии в государственной сфере. Электронные технологии обработки и обмена информацией широко применяются и в межгосударственных отношениях по совместным направлениям деятельности и в сфере сотрудничества международных неправительственных организаций.
Одним из ключевых аспектов отражения процессов внедрения ИКТ во властные отношения является концепт «электронного правительства» (далее – ЭП). Под концептом ЭП преимущественно понимается информатизация деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, а также взаимодействие указанных органов с обществом посредством ИКТ. Основными для граждан внешними проявлениями ЭП являются электронные государственные услуги, доступ к информации об органах государственной власти и местного самоуправления с использованием сети «Интернет», а также информационные ресурсы, обеспечивающие возможность электронного участия граждан в выработке и принятии управленческих решений, как на местном, так и на общегосударственном уровне.
Специфика внедрения ЭП в разных странах мира актуализирует важность исследования успешности тех или иных моделей ЭП в контексте их влияния на эффективность политического управления. Необходимость сравнительного анализа различных направлений развития ЭП в мире обусловлена также неоднозначностью их влияния на степень легитимности политической власти и стабильность политических систем. Другим аспектом важности исследуемой проблематики является существенное преображение под влиянием ЭП механизмов обеспечения открытости власти, трансформация инструментов политического участия граждан.
Международные сопоставления по совокупности факторов демонстрируют перспективные позиции России по ключевым показателям развития и внедрения цифровых технологий. Россия стабильно входит в топ-50 всех основных международных рейтингов цифрового развития, традиционно занимая более высокие позиции по качеству рабочей силы и низкие — по качеству регулирования. В опубликованном в сентябре «Глобальном инновационном индексе» страна заняла 47-ю строчку рейтинга среди 131 страны. Рейтинг, который с 2007 г. составляют Корнелльский университет, бизнес-школа INSEAD и Всемирная организация интеллектуальной собственности, учитывает 80 показателей. Итоговый показатель рассчитывается как среднее двух субиндексов — ресурсов для инноваций (институты, человеческий капитал и наука, инфраструктура, уровень развития рынка и бизнеса) и их результатов (развитие технологий и экономики знаний, результаты креативной деятельности). Для России характерны более высокие оценки в части ресурсов для инноваций, чем по их результативности,— 42-е и 58-е места в рейтинге соответственно.
Попытки оценить уровень цифровизации и готовность российской экономики к трансформации предпринимались и ранее. В частности, «Росатом» по заказу Минцифры в 2018 г. подготовил «Национальный индекс развития цифровой экономики», поместив РФ на 23-ю строчку рейтинга среди 32 европейских стран. Пилотный индекс рассчитывался на основе последовательного агрегирования значений показателей на трех уровнях. Первый учитывал факторы развития и использования цифровых технологий: госрегулирование, человеческий капитал, НИР и инновации, информационную безопасность, цифровой сектор и инфраструктуру. На втором уровне оценивалось использование цифровых технологий в государственном управлении, здравоохранении и образовании, в девяти отраслях на рынке и в секторе домохозяйств. Третий уровень предполагал оценку воздействия инноваций, то есть экономические и социальные эффекты: конкурентоспособность, наличие новых моделей бизнеса и качество услуг. По совокупному значению показателей индекса РФ (0,46) разместилась рядом с Италией (0,47), Латвией (0,47) и Турцией (0,45), не достигнув среднего значения по группе в 0,52 п. Соотношение показателей по предметным областям выявило преимущества РФ в области кибербезопасности, цифрового правительства и цифрового здравоохранения. При этом страна заняла низкие позиции по потенциалу и результативности научно-технологического комплекса (38-е место), качеству регулирования (36) и состоянию деловой среды (35).
Эволюция роли информационного общества
в развитии концепции электронного правительства
Возникновение концепта ЭП тесно связано с изменениями в социально-экономической сфере, которые обусловлены научно-технической революцией, начавшейся в середине XX века. Предпосылкой перехода к ЭП считается становление «информационного общества», «которое характеризует постиндустриальное общество в контексте «информационной революции». ЭП является ответом системы политико-административного управления на трансформацию объекта управленческого воздействия и среды функционирования данной системы. Новые технологии, включая ИКТ, также часто ассоциируют с «постмодернистским обществом».
«Информационное общество», термин, предложенный, по одним источникам, американским экономистом Ф. Машлупом в 1962 г., который исследовал информационный сектор экономики на примере США, по другим, японским ученым К. Коямой, «на основании трудов которого в Японии еще в 1972 г. была принята программа «План информационного общества: национальная цель к 2000 г.».
Ключевой особенностью информационного общества выступает решающее значение для экономической жизни общества производства и распространения знаний, а также использования соответствующих информационных технологий. Определяющая роль информации и технологий ее обработки в социально-экономической сфере предопределяет и последующие перемены в системе взаимоотношений власти и общества.
Так, в 90-х гг. XX впервые возникла идея использования ИКТ в общественных интересах, и уже тогда в Соединенных Штатах Америки заговорили о концепции e-government как о совершенно новом этапе государственного управления. Начало новой эры цифрового управления началось с создания веб-сайтов для государственных органов и должностных лиц, отображающих полную и достоверную информацию об их деятельности. В 1997 г. National Science Foundation ввел такое понятие как «цифровое правительство», которое со временем в широком научном обиходе трансформировалось в понятие «электронное правительство».
Следующим этапом создания электронного правительства стало принятие по инициативе Европейского совета в 2000 г. программы «Электронная Европа 2002» (eEurope 2002), которая легла в основу процесса вовлечения Европы в интернет-пространство с целью создание сервиса предоставления государственных услуг онлайн и повышения конкурентоспособности Европы в целом.
Таким образом, в начале 2000 г. по всему миру начинают формироваться единые ключевые признаки e-government - к ним относятся: открытость, доступность, подотчетность органов государственной власти своим гражданам и простота использования.
Важно отметить, что внедрение данной концепции в государственную практику в разных странах мира шло довольно неравномерно. Россия, вступила в эту гонку с весьма скромными показателями. С целью сокращения отставания, в 2002 г. Правительство России разработало и прянло федеральную целевую программу «Электронная Россия (2002-2010)». Реализация мероприятий программы была возложена на Минкомсвязи России и предусматривала реализацию 4 основных задач:
- переход федеральных министерств и ведомств России в «онлайн» и предоставление государственных услуг и исполнение их функций в электронном виде;
- Развитие инфраструктуры доступа к госуслугам (муниципальным) и к информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;
- Обеспечение исполнения задач государственного управления посредством использования элементов электронного правительства;
- Развитие и внедрение инфраструктуры электронного правительства.
Дальнейшее развитие электронного правительства связано с разработкой и принятием в 2010 г. новой государственной программы «Информационное общество (2011-2020)», нацеленную на реализацию 4 подпрограмм:
- «Информационно-телекоммуникационная инфраструктура информационного общества и оказание услуг на ее основе», главная цель которой заключается в обеспечении качественными услугами связи и доступа к ИТКИ, в соответствии с требованиями НПА в области связи;
- «информационная среда», с помощью которой граждане могут получить доступ к медиасреде;
- «информационная безопасность», обеспечивающая контроль с сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, а также противодействие распространению пропаганды экстремизма и терроризма;
- «информационное государство» на основе обеспечение исполнения полномочий органов госвласти и органов местного самоуправления, осуществляемых в электронном формате, на основе использования информационно-телекоммуникационных технологий.
Стоит отметить важность подпрограммы «Информационное государство», так как именно она в большей степени нацелена на развитие электронного правительства и подразумевает реализацию следующих мер:
- создание и развитие основного портала;
- полный переход на предоставление муниципальных и государственных услуг в электронный формат;
- разработка и внедрение механизмов, которые могли позволить использовать сервисы электронного правительства с мобильных устройств;
- создание механизмов взаимодействия граждан и власти при помощи электронной почты на базе Единого портала.
Таким образом, согласно Концепции электронного правительства основным предпосылками создания и развития электронного правительства являются:
- отсутствие взаимодействия граждан с органами государственного и муниципального управления (ГМУ);
- отсутствие на сайтах органов ГМУ необходимой информации, которая могла бы позволить гражданам оценивать деятельность органов и получать их услуги;
- отсутствие единой инфраструктуры обмена информации между органами государственного и муниципального управления.
По итогам реализации данной программы были разработаны и введены такие информационные системы как: «Единый портал государственных и муниципальных услуг» (ЕПГУ), официальный сайт РФ в сети «Интернет» с целью размещения информации о проведении торгов, ФГИС и др.
ЕПГУ, ответственным исполнителем которого является Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций (Минцифры России), является ведущим источником предоставления услуг гражданам. Однако, кроме Минкомсвязи другие федеральные органы исполнительной власти также участвуют в предоставлении различных услуг гражданам. Так, МВД России предоставляет 10 государственных услуг в электронном виде, ФНС России - 5 госуслуг, ФСС России - 8, ФССП - 1 услугу, а Минздрав России - 5 и др. Для удобства использования онлайн-платформы ЕПГУ, все услуги распределены по категориям, по органам власти, по жизненным ситуациям и тд.
Региональным механизмом электронного правительства является «Портал городских услуг города Москвы» (ПГУ). Справочно-информационный интернет-портал предоставляет свободный доступ граждан к информации об услугах городских организаций и органов исполнительной власти, а также дает возможность пользователям получать услуги в сфере жилищной политики и социальной защиты и более того, напрямую обращаться в управы, ГИБДД, Пенсионный фонд и другие органы исполнительной власти в электронном формате.
Таким образом, концепция работы e-government охватывает все сферы: «правительство-гражданам» (G2C - government-to-citizen), «правительство-бизнесу» (G2B - government-to-business), «правительство-правительству» (G2G - government-to-government) и опирается не только на физическую инфраструктуру ИКТ, но и на всевозможные коммуникационные платформы.
На сегодняшний день, технологии электронного правительства используются почти в двухстах странах, и чтобы иметь возможность анализировать достигнутый прогресс, Организация Объединенных Наций раз в два года внедряет и проводит комплексную систему показателей для оценки степени развития ИКТ. Ежегодно ООН публикует глобальные отчеты ООН о готовности различных стран к e-government, подробно описывая их потенциал и возможности. Каждая страна оценивается на основе индекса готовности к электронному правительству (E-Government Development Index, EGDI), то есть индекса готовности страны к реализации концепции электронного правительства по трем основным показателям:
- Степень охвата и качество интернет-услуг;
- Уровень развития ИКТ-инфраструктуры;
- Человеческий капитал.
Согласно EGDI в 2014 г. Россия занимала 27-е место, в 2016 г. - 35-е место, в 2018 г. поднялась на 32-е место и в 2020 г. опустилась на 36-е место из 193 возможных. Лидером в рейтинге стран по уровню развития электронного правительства является Дания. [3] К наиболее распространенным проблемам российского электронного правительства можно отнести недостаточно выраженный контроль за исполнением реализации данной программы, слаборазвитая интеграция ЕПГУ с порталами государственных услуг субъектов РФ, а также технические перебои на сайте госуслуг.
Таким образом, концепция электронного правительства подразумевает под собой современную организацию деятельности органов государственной власти с внедрением и применением современных информационных технологий и является эффективным инструментом предоставления информации, когда непосредственное взаимодействие государства и общества осуществляется на основе многомерных ИКТ.
Взаимодействие государства, компаний и российского общества
в разгар пандемии СOVID-19
Пандемия коронавируса стимулировала и российские компании к внедрению цифровых решений в бизнес-процессы, в том числе для организации удаленной работы. Как показало совместное исследование Агентства стратегических инициатив (АСИ) и международной консалтинговой компании KPMG, треть крупных российских компаний готовы ежегодно вкладывать в инновационные проекты до 10 млрд руб., еще 10% — более 10 млрд руб. «Крупные российские компании уже встали на путь внедрения инноваций и цифровой трансформации — большинство из них не только осознают положительное влияние инноваций, но также активно финансируют связанные с ними проекты»,— отмечают в АСИ. В первую очередь речь идет о внедрении роботизированных технологий (RPA), интернета вещей (IoT), квантовых технологий и цифровых двойников, а также облачных вычислений и «умных» систем управления, блокчейна и искусственного интеллекта. При этом половина компаний призналась, что ключевым барьером для внедрения инноваций является недостаточная зрелость. Поскольку цифровая трансформация бизнеса является приоритетом российской экономики, правительство стимулирует компании к внедрению цифровых решений. В частности, Минцифры разрабатывает методические рекомендации по такой трансформации для госкомпаний и проводит ежегодный мониторинг реализации их цифровых стратегий, оценивая, в частности, показатели цифровой зрелости, роста выручки за счет цифровизации, инициативы по применению искусственного интеллекта и пр. При этом министерство рассчитывает получить полномочия и по согласованию самих стратегий госАО. Впрочем, как замечает Gartner, выбор направления цифровой трансформации — задача не только для руководства компаний, но в равной степени самого правительства. По словам управляющего вице-президента Gartner Андреа Ди Майо, пока подавляющее большинство стратегий цифрового правительства представляет собой лишь слегка обновленные версии предыдущей стратегии электронного правительства. Для разработки эффективной стратегии он рекомендует государствам использовать модель зрелости Gartner, состоящую из пяти уровней.
Первые два уровня характерны для электронного и открытого правительства с той разницей, что в первом основное внимание уделяется модернизации сервисов для удобства пользователей и оптимизации затрат, а во втором — обеспечению прозрачности, вовлечению граждан и развитию экономики данных. На третьем уровне акцент государства смещается с внимания к потребностям пользователя на изучение новых возможностей, присущих стратегическому сбору и использованию данных. На четвертом уровне госструктуры полностью ориентируются на данные, что упрощает межведомственное взаимодействие и улучшает обслуживание клиентов. При этом на этом этапе государства рискуют столкнуться с негативной реакцией граждан, связанной с конфиденциальностью их данных, поэтому на этапе потребуется разъяснительная работа о правомерности использования данных. Пятый уровень характеризуется глубоким внедрением данных во всем правительстве и лишь предполагает оптимизацию процессов в случае сбоев.
В условиях сложной эпидемиологической ситуации, вызванной вспышкой новой коронавирусной инфекции (COVID-19), электронные услуги получили особое значение - наблюдаются количественные улучшение в государственном секторе предоставления услуг онлайн.
Согласно данным Росстата, в 2019 г. 77,6% граждан использовали Интернет для обращения за государственными и муниципальными услугами - 72% граждан использование сервис только для поиска информации и 60,4% для записи на прием, и лишь 34,1% из них удалось получить результат оказания услуги в электронном виде. [4]
Статистика показывает, что на начало пандемии число зарегистрированных пользователей ЕСИА увеличилось до 112,4 млн. граждан, в то время как на конец 2019 г. данный показатель составлял всего 103 млн.
Важно отметить, что ускоренная цифровая трансформация, вызванная пандемией коронавирусной инфекцией, стала одной из приоритетных национальных целей развития до 2030 г. Реализация программы нацелена на усиление поддержки развития цифровых технологий, госуправления, цифровой трансформации компаний, чтобы в сложившихся реалиях, не только оказать поддержку бизнесу, для которого цифровые технологии становятся конкурентным преимуществом, но и не оставить от мировых темпов цифровизации.
Вынужденная изоляция не влияет на взаимодействие с госорганами. С начала введения ограничительных мер был принят пакет документов о расширении господдержки отдельных категорий граждан, и для оперативного исполнения этих обязательств правительство начало расширять использование онлайн-инструментов в оказании госуслуг. Помимо стандартных услуг, таких как оплата автомобильных штрафов, ЖКХ и вызов врача на дом, граждане получили возможность удаленно оформить заявления на поддержку, которая выделяется лицам, пострадавшим от мер по борьбе с распространением коронавирусной инфекции.
С начала апреля через онлайн-платформу «Госуслуги» реализуются новые цифровые кейсы. Главный из них - социальная поддержка населения.
В короткий срок была проведена реорганизация работы государственных услуг социальной сферы, в результате которой, для граждан стало возможным получение услуг от выплаты детских пособий до регистрации граждан в качестве безработных и организации мониторинга сферы занятости в электронном формате через личный кабинет портала. Более того, успешным опытом можно назвать использование информационном системы ФСС, с помощью которой удалось организовать оплату больничных листов для сотрудников, приезжавших из-за границы и работников старше 65 лет.
Одним из ярких примеров периода пандемии, демонстрирующим возможность государственных организаций совмещать быстрые цифровые решения с эффективным межведомственным взаимодействием, является ситуация с возвращением на родину российских туристов. Минкомсвязь России оперативно разместила на ЕПГУ форму «Регистрация прибывающих в Российскую Федерацию» для тех туристов, кто хотел вернуться в Россию и кому срочно нужна была помощь. С помощью этой формы были решены две важные задачи:
- Правительство Российской Федерации получило информацию о том, сколько граждан России и в каких странах хотели бы вернуться на Родину;
- было приблизительно определено, сколько человек могут претендовать на материальную помощь от государства.
***
Построение ЭП предполагает параллельный рост использования ИКТ в обществе, что стимулирует повышение спроса населения на доступ к информации о деятельности органов публичной власти и участие в выработке политических решений посредством электронных технологий. В определенной степени формированию подобных ожиданий социума способствует реализация ЭП. ИКТ позволяют повысить качество предоставления государственных услуг посредством повышения скорости информационного обмена и автоматизации процессов обработки информации, что приводит к сокращению сроков оказания услуг, исключению избыточных административных процедур, снижению финансовых издержек граждан и государственных структур. Предоставление государственных услуг в электронной форме способствует росту эффективности политического управления благодаря формированию атмосферы доверия к власти, способной предоставлять качественные услуги, доступные для всех категорий граждан и ориентированные на удовлетворение их потребностей. Электронные государственные услуги являются атрибутом современного и эффективного государства, при их оказании сокращаются возможности коррупционных действий государственных служащих, гражданам предоставляется возможность оценивать деятельность властных органов, что формирует у общества представление об эффективности государственных институтов.
Таким образом, в проведенном исследовании подчеркивается необходимость дальнейшего развития цифрового государства и электронного правительства для улучшения механизмов взаимодействия между государством и обществом. Данные меры обусловлены поиском путей для улучшения качества принимаемых государственных решений, упрощения процедур предоставления государственных и муниципальных услуг и самое главное, обеспечения участия граждан в принятии государственных управленческих решений посредством использования современных ИКТ.
Вспышка коронавирусной инфекции показала, что в дальнейшем политика государства должна быть направлена на формирование единого цифрового идентификатора для граждан для доступа ко всем государственным услугам в цифровом виде, который должен быть легко доступен для получения при электронном обращении.
1. Алексеева Т.А. Современная политическая мысль (XX-XXI вв.). Политическая теория и международные отношения: Учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2015. 623 с. С. 556.
2. Габуев С.В. «Электронное правительство»: проблемы эффективности политического управления (сравнительный анализ российского и мирового опыта) // Диссертация на соискание учёной степени кандидата политических наук. МГИМО // URL: https://mgimo.ru/science/diss/Gabuevdiss.pdf (дата обращения: 20.11.2020)
3. Итоги выборочного обследования населения по вопросам использования информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей. URL: https://gks.ru/free_ doc/new_site/business/it/fed_nabl-croc/index.html. (дата обращения: 21.11.2020) [4]
4. Новая философская энциклопедия. 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. Статья: Информационное общество. URL: http://iphlib.ru/greenstone3/library/collection/newphilenc/document/HASH131b96cb772df8497f4613?p.s=TextQuery. (дата обращения: 18.11.2020)
5. Новейший философский словарь. — Минск: Книжный Дом. А. А. Грицанов. 1999. Статья: Информационное общество. URL: http://www.ereading.club/chapter.php/149350/517/Gricanov_Noveiishiii_filosofskiii_slovar%27.html. (дата обращения: 18.11.2020)
6. Постановление Правительства РФ от 28.01.2002 №65 «О федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002-2010 годы)». [1]
7. Распоряжение Правительства РФ от 20.10.2010 №1815-р «О государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)» [2]
8. Регистрация прибывающих в Российскую Федерацию. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций. URL: https://www.gosuslugi.ru/394604/1. (дата обращения: 24.11.2020)
9. Третьяков С.А. Сравнительный анализ организации общественного контроля над органами государственной власти в России и за рубежом, и пути совершенствования государственного регулирования в РФ на основе лучших международных практик. // М.: Оригинальные исследования. 2020 URL: https://ores.su/ru/journals/oris-jrn/2020-oris-5-2020/a229960 (дата обращения: 18.11.2020)
10. «Цифре» ищут порог зрелости // Коммерсатъ 2020. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4602997 [5]
11. The United Nations Department of Economic and Social Affairs - E-Government Development Index 2020. [3]