сотрудник
Кемерово, Россия
сотрудник
Кемерово, Россия
УДК 37 Образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
Рассмотрены возможности использования тренировочного процесса как средства развития волевых качеств личности юных футболистов. Предметом исследования является процесс развития волевых качеств личности юных футболистов в рамках занятий в спортивной школе. Описаны теоретические представления о волевых качествах личности как объекте психолого-педагогического исследования. Рассмотрены волевые качества, реализуемые в различных видах деятельности, особенности их развития у обучающихся начальной школы. Определены специфические особенности волевых качеств учащихся младших классов, которые занимаются спортом, проявляющиеся в соблюдении строгой дисциплины и достижении поставленных целей. Дополнены представления о специфике волевых качеств школьников-футболистов в отличие от сверстников, которые не занимаются спортом. Теоретически обоснованы возможности позитивных изменений в параметрах волевой сферы личности младшего школьника, занимающегося спортом. Практическая значимость исследования состоит в направленности его результатов на совершенствование процесса развития волевых качеств младших школьников в условиях организаций дополнительного образования, в разработке и апробации программы психолого-педагогического воздействия «Юные Химки», позволяющей повысить уровень волевых качеств юных футболистов. Получены экспериментальные доказательства эффективности занятий футболом, обеспечивающей развитие волевых качеств младших школьников.
обучающиеся начальной школы, спортивная деятельность, футбол, организация дополнительного образования, развитие личности
1. Глазунов Ю. Т., Сидоров К. Р. О волевых качествах человека и основаниях их выделения // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2016. Т. 26. № 2. C. 64–72.
2. Иванников В. А. Воля // Национальный психологический журнал. 2010. № 1. С. 97–102.
3. Аникеева Н. В. Значение волевых качеств личности в профессиональном становлении // Вестник Московского университета МВД России. 2013. № 5. С. 242–245.
4. Монроз А. В. Индивидуально-типологические особенности структуры волевых качеств на ранних этапах становления волевой саморегуляции // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2015. № 2. С. 63–76.
5. Батыршина А. Р. Основные подходы в исследовании психологии воли и волевой регуляции // Вестник УРАО. 2016. № 3. С. 83–93.
6. Анисимова Ю. Н., Каменева Г. Н., Прыгин Г. С. Психологические особенности волевых качеств у спортсменов командных и индивидуальных видов спорта // Вестник Самарского государственного технического университета. Сер. Психолого-педагогические науки. 2018. № 4. С. 44–54.
7. Москвин В. А., Москвина Н. В., Шумова Н. С. Волевая регуляция и мотивация у футболистов 15–17 лет // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2014. № 3. С. 125–132.
8. Таран И. И., Поповская М. Н., Кондратьева А. А. Сравнительный анализ взаимосвязей спортивной мотивации с волевыми качествами спортигровиков // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2018. № 2. С. 150–154.
9. Голубева Г. Ф., Фещенко Е. М., Бичерова Е. Н. Психологические особенности волевой регуляции юношей в спортивных единоборствах // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2018. № 2. С. 319–324.
10. Гаранина Ж. Г., Чернусь Д. А. Особенности эмоционально-волевых качеств спортсменов // Огарёв-Online. 2018. № 16. Режим доступа: http://journal.mrsu.ru/arts/osobennosti-emocionalno-volevyx-kachestv-sportsmenov (дата обращения: 03.12.2020).
11. Викторова В. В. Младший школьный возраст как период нравственного становления личности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 5. С. 202–205.
12. Благинин А. А., Свешникова Е. М. Особенности формирования волевых качеств младших школьников различных систем обучения // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. Серия: Психология. 2009. № 4. С. 35–42.
13. Витушкина Э. В., Кружилина Т. В. Особенности формирования самооценки младших школьников как основы достижения личностного результата образования // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2014. № 1. С. 72–83.
14. Кулагина A. A. Стимулирование потребности в нравственно-волевом самосовершенствовании у учащихся начальных классов: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2000. 22 с.
15. Свешникова Е. М. Влияние волевых качеств младшего школьника на успешность учебной деятельности // Психология обучения. 2009. № 5. С. 33–40.
16. Жесткова Н. А. Развитие мотивационно-волевой сферы младших школьников в процессе обучения // Символ науки. 2016. № 6-2. С. 254–257.
17. Каргин Н. Н., Варламова В. Е. Характеристика понятия воля в структуре спортивно-педагогической деятельности // Наука-2020. 2019. № 5. С. 120–124.
18. Шляпников В. Н., Хрулева Ю. Н. Особенности волевой регуляции у спортсменов-юниоров // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9. № 2. С. 132–140.
19. Щепотин Д. В. Аспекты военно-патриотического воспитания детей в секции каратэ на основе морально-волевой подготовки // Евразийский Союз Ученых. 2015. № 6-3. С. 170–171.
20. Максачук Е. П. Дисциплинированность юных спортсменов как основа формирования морально-волевых качеств // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2014. № 8. С. 121–124. DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.08.114.p121-124
21. Фомина Н. А., Голубева В. А. Особенности и психологическая структура настойчивости спортсменов подросткового возраста // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2012. № 2. С. 71–76.
22. Рубахин Е. Е. Развитие волевых качеств у спортсменов на начальном этапе спортивной подготовки // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2011. № 18. C. 30–34.
23. Иванов А. А., Петров А. И. Основы волевой подготовки студентов-футболистов // Наука и общество в эпоху перемен. 2017. № 1. С. 28–30.
24. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2002. 448 с.
25. Пугачев В. П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом. М.: Аспект-пресс, 2003. 284 с.
26. Ильин Е. П. Психология индивидуальных различий. СПб.: Питер, 2011, 700 с.